Тува. Черное — черное, белое — белое

Вообще Тува это магнит для романтиков и чудаков. Здесь обязательно расскажут про американца Шона Куирка из штата Висконсин, который, услышав хоомей на диске у друга, помчался в Туву учиться петь горлом. Он не только научился петь и играть на тувинских инструментах, а вошел в состав Национального оркестра и стал многодетным отцом. Не отпустила его Тува. Оленеводы Тоджи тоже знакомы с такой любовью к их родине — американский этнограф Брайн Донахо, приехавший изучать тувинцев-тоджинцев, вышел за рамки задач экспедиции и женился на тувинке. Да что американцы! В далеком поселке Чазылар на Хамсаре был самый большой процент людей с высшим образованием и ученой степенью. После научных экспедиций многие просто оставались жить в тайге. Рассказывают про одного профессора, который во время сплава сошел на берег недалеко от селения и сказал товарищам: ну, вы дальше плывите, а я здесь остаюсь. И больше в Москву не вернулся.

Пеняют республике, что на дотациях сидит. Абаканские таксисты бросают в сторону памятника маралухе с мараленком на въезде в Кызыл: маленькая Тува доит большую Россию. Элементарно не хватает энергетических мощностей, отвечают в правительстве. Не хватает кадров — получив профессиональное образование, молодые специалисты не возвращаются, негде им применять свои знания. Но они стараются. Запустили проект «Одно село — один продукт» — создание материальных брендов, передающих самобытность народа. Каждый населенный пункт республики, даже самый маленький должен придумать и произвести что-то свое. Переманили к себе министра сельского хозяйства Сергея Огнева из Горного Алтая для развития мараловодства и туристической оздоровительной индустрии в Пий-Хемском районе. У соседей Огнев справился с этим мастерски — 107 хозяйств разводят маралов и принимают у себя желающих поправить здоровье пантовыми ваннами. Такими вот маленькими шажочками Тува, как лягушонка в крынке с молоком, сбила утопительную дотационность с 87 до 65 процентов. Хотя как теперь относиться к дотационности вообще, если и наш Красноярский край на фоне своего экономического донорства постоянно выпрашивает какую-то финансовую помощь.

Ловишь себя на мысли, что Тува оказалась между молотом и наковальней. Она знает, как подать себя за Саяны, и умело это делает. В нее влюбляются с первого взгляда, с того самого 701-го километра. В степь, несущуюся навстречу небу, в горы, упирающиеся в облака, в преданность своей культуре, в любовь к традиции, к музыке и ремеслу. В Туве ты преисполнен благодарностью к людям, которые сохранили этот уголок земли в таком девственном состоянии. По-моему, это их главная заслуга. И за этими чувствами нужно ехать, бежать. Они, словно ножик камнереза, ювелирно обтачивают шершавый слой души.

А как подать себя внутри республики, как найти тот безошибочный путь вперед, чтобы не навредить, не уничтожить святое? А вдруг случится перевернутый гамбит, и то малое, чем придется пожертвовать для развития, окажется главным? Как подготовить свой народ к тому, что второй век Тувы с Россией грядет индустриализацией, что пришло время вынуть из-за пазухи Саян заветный золотой кисет, распаковать природные богатства, вывернуть свои горы наизнанку, не стать той «станцией переливания крови»? И вроде уже ногу занесли в это второе столетие, а вот какая-то генетическая страховка тормозит, не дает перешагнуть.

В «Русском Репортере» как-то вышла статья о Туве под названием «Внутренняя Африка». Сложно теперь сказать, прав ли автор и кого он там пытался очернить (тем более, он уже несколько лет как трагически погиб), но итоговая мысль была потрясающе меткой и простой — весь остальной мир к России относится так же, как мы — к тувинцам. Мы для всех загадочные дикари с непонятными цивилизованному европейцу принципами жизни, которые по какому-то недоразумению живут на богатой полезными ископаемыми земле. И единственное, что у нас есть хорошего, — это самобытная культура. Так что по большому счету ничем от тувинцев мы не отличаемся. По крайней мере, в глазах иностранцев.

Если смотреть на себя глазами других, главного можно и не увидеть. Я никогда не забуду золотые ручьи на стойбище тоджинских оленеводов, из которых они берут настоящую ценность — чистую воду, а желтый металл не вызывает никакой жажды. И слова оленеводки: наш телевизор — это наша тайга. Если через несколько сотен лет будет звучать хоомей, и в знойной степи чабан, укрывшись от жары в войлочной юрте, выпьет пиалу хойтпака или соленого чая, значит все в порядке.

Потому как Тува без всего этого должна как-то по-другому называться.

Галерея:

 

Опубликовано: ИА «Пресс-лайн», 04.08.2014

Выбор редактора 2014
2 комментария
  1. Ответить Галина Михайловна 05.08.2014 в 23:10

    Это не просто статья, а исследование интересно будет научному миру. Умница!

  2. Ответить Ольга 15.08.2014 в 09:35

    Сайт стал значительно лучше. Просто супер

Оставить отзыв