Тува. Черное — черное, белое — белое

Точку поставил «тувинский Сталин» Салчак Тока. При нем в 1944 году Тува вступила в состав советского государства, но и в ТНР уже яро боролись с пережитками прошлого: уничтожали буддисткие храмы, расстреливали лам и шаманов. После вступления началось образование колхозов, что никак не соответствовало кочевой ментальности тувинцев. Ведь за съеденного в процессе выпаса барана по советским законам полагалось уголовное наказание, как за растрату социалистического имущества. А как объяснить тувинцу, что нельзя есть барана со своей тувинской земли? Или что потом спрашивать с детей чабанов и оленеводов, которые многие годы получали образование в интернатах и с навыками скотоводов знакомились лишь в летнее время?

Кызыл, растянувшийся по левому берегу Енисея, предстал перед нами в момент своей тотальной реконструкции и обновления. Раскопанные траншеи вдоль улиц, что подлежат расширению, горы брусчатки, строительные леса. На некоторых объектах стройка идет круглосуточно, нужно успеть к сентябрю, когда состоятся торжества, посвященные столетию единения и столетию города. Скопления голосов ночных строителей у здания кадетского корпуса и вдоль набережной Енисея. Она неузнаваема: гора мраморных кубиков и бетонный остов будущего архитектурного сооружения по проекту бурятского скульптора Даши Намдакова «Царская охота» вместо обелиска «Центр Азии» художника Василия Демина, простоявшего здесь пятьдесят лет. Половину своей жизни Кызыл прожил вместе с прежним символом.

Город возник в год провозглашения протектората России над Тувой под названием Белоцарск. Место будущей столицы было выбрано вдали от прежних центров власти — Самагалтая, Турана, Чадана, при слиянии двух рек — Бий-Хема и Каа-Хема (Большой и Малый Енисей) в местечке Хем-Белдир (Виланы). На стрелке рек имелось лишь культовое место, где шаманы проводили свои обряды и иногда собирались тувинские съезды, там же проводились скачки и борцовские турниры. Место было свободно от влияния капитала русских купцов и тувинских нойонов. Настоявший на постройке Белоцарска у слияния и не пошедший на поводу у торговцев западной Тувы чиновник переселенческого управления Владимир Габаев после подвергся опале и был выдворен с территории Урянхайского края. Кстати, памятника основателю города до сих пор в Кызыле нет.

В 1926 году Белоцарск был переименован в Кызыл. Если и переводится на русский как Красный, то теперь лишь в известном значении «красивый». От мятежной красной истории в городе остались улицы Щетинкина-Кравченко и Красных Партизан и памятник на братской могиле партизан, погибших в бою с колчаковцами за Белоцарск.

На улице пересечении улиц Чульдум и Красных Партизан в тени тополей стоит первое каменное здание Белоцарска с белыми колоннами, где размещалось переселенческое управление и казачья сотня в 1914 году, а после — представительство СССР в Тувинской Народной Республике. Теперь здесь находится республиканская станция переливания крови.

Символы вековой истории практически все находятся на площади Арата в центре города. Арат — крестьянин-скотовод, чабан. Когда-то эта площадь носила имя Базарной, потом Революции, а после имя основного труженика этой земли. В центре перед зданием музыкально-драматического театра с крышей в виде пагоды крутится гигантский молитвенный барабан, в котором заключено 115 миллионов мантр. Тут же стоит символ революции — памятник Ленину, протягивающий руку в сторону Монголии. Фоном его экспрессии на правом берегу Енисея высится гора, на одной из сопок которой на санскрите высечена главная буддисткая мантра — «Ом мани падме хум». На усеченной вершине горы, напоминающей конструкцию египетской пирамиды, выложено имя горы — Догээ. Во времена непререкаемого авторитета вождя коммунизма там виднелась надпись на кириллице — Ленин, и имя горы было соответствующее.

С Догээ связана одна история времен представительства президента в СФО генералом Квашниным. В один из своих визитов в Туву, он с великой дотошностью интересовался у местных чиновников, что означает надпись «Догээ» на горе, виднеющейся из окна его гостиничного номера. Ни одна версия перевода Догээ не умещалась в одно слово — «светлая сторона горы», «гора напротив солнца». С генеральской невозмутимостью он приказал подобрать таковое и выложить такими же буквами на русском языке. Кто-то предложил «солнцепек». Но до дела не дошло.

Через некоторое время на вершине Догээ водрузят 15-метровую статую Будды. Авторитеты меняются.

Памятник Ленину был установлен в Кызыле лишь к столетию рождения, в 1970 году. А бюст тувинскому лидеру, бессменному правителю республикой на протяжении сорока лет Салчаку Токе, автору романа «Слово Арата», появился спустя десять лет после его смерти, в 1984 году. Как говорят в музее, вздыхая о тувинских репрессиях по образцу советских при Сталине, Тока по-другому не мог, такое было время. Он, кстати, подписал расстрельный приказ и отца-основателя тувинской государственности гунна Монгуша Буян-Бадыргы, памятник которому поставят в ближайшее время. Долгое время общественность республики обсуждала эту идею — если и ставить, то совместный с Иннокентием Сафьяновым, на пару с Буян-Бадыргы продвигавшим идею созданию независимого тувинского государства. При жизни оба не получили признания: Сафьянов был изгнан, Буян-Бадыргы расстрелян. Но памятник будет только последнему.

Опять же ирония градостроителей — окончание улицы имени Салчака Токи венчает новая гостиница «Буян-Бадыргы», намекая на неудачу первого вычеркнуть второго из истории.

Есть в Кызыле улица имени Тувинских добровольцев, тезка которой находится в городе Ровно на Украине. Под командованием капитана Тюлюша Кечил-оола добровольцы принимали участие в освободительных боях городов западной Украины во время Великой Отечественной войны. Возвращались добровольцы уже на новую советскую родину и при получении паспорта иногда брали себе имя русского однополчанина. Зачем? Чтобы понравившиеся качества характера человека перешли вместе с именем. Вообще по тувинским обычаям имя при рождении человеку давал тот, кто перерезал пуповину. Потому после вхождения Тувы в состав СССР случился всплеск русских имен: акушерами работали в основном русские женщины.

В фойе здания правительства, что также находится на площади Арата, разложены книги кызыльского издательства: тут и Салчак Тока «Слово Арата», и Э-К. Кудажы «Улуг-Хем Неугомонный» (всем советую), сказки на тувинском и русском, поэзия и проза местных писателей, монографии ученых.

От книги «Кызыл в фотографиях В. Ермолаева» не оторваться. 158 фотографий, сделанных с 1913-го по 1940-е годы основателем национального тувинского музея, этнографом, писателем, нашим коллегой фотографом и журналистом Владимиром Ермолаевым. Красноярец, всю свою жизнь посвятивший фотолетописи Тувы. Более четырех тысяч негативов он передал в Национальный музей имени Алдан-Маадыр (60-ти богатырей) на исходе своей 90-летней жизни. Он запечатлел эпоху, слом, надежды, трагедии, боль и радость личностей, имена которых носят улицы Кызыла. Фотоаппаратом, который подарил ему еще в бытность работы в красноярском краеведческом музее Фритьоф Нансен во время своего пребывания в Красноярске в 1913 году, он творил историю. Буян-Бадыргы, Салчак Тока, Сергей Кочетов, фруктовые сады Кызыла, уборка пшеницы серпами и встреча первых автомобилей на деревянных спицах в 20-е годы, жестокие наводнения и конфискации имуществ нойонов в 30-е, отправка скота для нужд фронта в 40-е, формирование батальона тувинских добровольцев и прощание с ними у здания правительства ТНР (ныне здание Верховного Хурала), первый ресторан, первый паровой котел, митинг по случаю вхождения Тувы в состав СССР.

«Корона Российской империи» — огромное фотополотно Владимира Ермолаева украшает стены национального музее: тувинская делегация в Москве рассматривает сокровища и символы власти династии Романовых. Один из членов делегации держит в руках царскую корону.

Выбор редактора 2014
2 комментария
  1. Ответить Галина Михайловна 05.08.2014 в 23:10

    Это не просто статья, а исследование интересно будет научному миру. Умница!

  2. Ответить Ольга 15.08.2014 в 09:35

    Сайт стал значительно лучше. Просто супер

Оставить отзыв