Тува. Черное — черное, белое — белое

Земляк бы подошел не спеша, сделал несколько кругов вокруг ведра, выкурил несколько сигарет, спросил бы о родне, скоте, потом поинтересовался где собирали, ну а после…

Художник Тойво Ряннель как-то рассказывал мне, что наведался в 60-х годах к нему перед поездкой в Туву журналист журнала «Вокруг Света». Тойво Васильевич работал в республике в первые годы после ее вхождения в состав СССР, и мог дать какие-то советы и ориентиры. Московскому журналисту он объяснил, что быстрое согласие местных в ответ на какую-либо просьбу, а это, прежде всего, просьба отвезти куда-либо или встретить, дать коня в качестве транспорта, выражающееся словом «хаман» и киванием головой, связано лишь с желанием побыстрее отвязаться от просящего. Уж слишком быстро мы разговариваем, не дав возможности местным перевести просьбу на тувинский, обдумать ее и выдать ответ. Проще сказать — «хаман», то есть ладно, договорились, ну и уйти. Журналисту Тойво Васильевич дал совет: разговаривай медленно. По возвращению из Тувы тот показал Ряннелю статью под названием «Страна Великого Хамана», заголовок которой, конечно, пришлось изменить. Такие были времена.

Времена изменились, но вот наша засаянская скорость и суета до сих пор вводят тувинцев в ступор. Зачем и ради чего так спешить?

Во вне территорию Тувы в разные времена называли по-разному. В записках ученых и путешественников досоветской истории она известна как Сойотия (сойот в наше время воспринимается в Туве как крайне обидное выражение, неизвестно по каким причинам, учитывая, что в соседнем с Тувой Окинском районе Бурятии сойоты образуют малочисленную народность, живущую бок о бок с бурятами). Под протекторат Российской империи Тува вошла в 1914 году под названием Урянхайский край, жителей которого называли урянхами.

Самоназвание народа «тыва», «тывалар» в русском языке вылилось в национальность «тувинцы» уже в советское время. А после принятия в 1993 году собственной конституции, вернувшей Туве собственное звучание имени народа (тыва) мир за Саянами окончательно запутался: тувинцы или тывинцы, Тыва или Тува? Как правильно?

Точно так же, как будет правильно на тувинском языке сказать о русском — орус, так и на русском сказать о тыва — тувинец. Нет такого слова — тывинец в русском языке, но желающие соблюсти тонкости политкорректности штампуют новый этноним.

Сойоты и урянхи ушли в небытие, оставив непонятные смыслы в качестве обиды для местного населения. В научных кругах существует несколько версий происхождения этих названий. Например, сойоты, от рода «соян», проживающего в Саянах, урянхайцы от монгольского названия народа проживающего перед Монголией, используя в словообразовании небезызвестное «уря» — вперед. А вот трансформация смыслов в негативный подтекст сводится ко времени употребления этих названий народа, когда его считали экономически отсталым и не развитым.

А что же произошло в 1914 году? Дата весьма условная, поскольку жернова по притирке двух великих цивилизаций, кочевой и оседлой, завертелись значительно ранее. Еще в 80-е годы 19-го века в разных частях Урянхайского края были образованы русские торговые фактории, или, как их тогда называли, купеческие торговые заведения. Они были разбросаны по верховьям Бий-Хема, там же было основано село Тоора-Хем (ныне районный центр Тоджинского района), в долине рек Уюк и Туран (ныне город Туран, центр Пий-Хемского района), Чадан (также город, центр Дзун-Хемчикского района).

Основной перевальный пункт в торговле с Россией — Джакуль (Чаа-Холь) теперь находится на дне Шагонарского моря — части Саяно-Шушенского водохранилища на территории Тувы. Русские торговые заведения работали наравне с китайскими факториями, которые были здесь на правах хозяина — Урянхайский край официально входил в состав Цинского Китая. Несмотря на это, Россия могла свободно торговать в Урянхае. К началу протектората здесь насчитывалось 26 русских поселков, также русские жили на хуторах, заимках, приисках, число которых измерялось сотнями.

Протекторат 1914-го года возник в результате последствий революции в Китае в 1911 году. Гибель Цинской империи повлекла за собой территориальный распад, тувинцы изгнали со своей территории китайцев, а тувинская знать встала перед вопросом выбора покровителя: Китай, Монголия или Россия.

Справедливости ради нужно сказать, что Россия, мягко говоря, оторопела после событий в Китае и приняла задумчивую позу. Перспектива территориального приобретения в Азии виделась нежелательной и неоправданной. Министр иностранных дел Дмитрий Сазонов был настороже: нельзя присоединять пограничные земли только потому, что это можно сделать без большого для себя риска. Только если это действительно ценно и необходимо для России.

Так или иначе, в результате нескольких прошений тувинской знати, в том числе и ее духовных лидеров, было объявлено покровительство Российской империи над Тувой.

В национальном музее в Кызыле экскурсовод всегда подводит группу к тексту «Всеподданейшего прошения» от 26 октября 1913 года, которое гун (князь) Буян-Бадыргы адресовал государю Николаю II напрямую, в обход сибирских чиновников. В тексте прошения особо подчеркнуто, что еще при первом русском царе Михаиле Романове предки, кочевавшие по реке Кемчику, присягали на подданство России через первого русского посла, казака Василия Тюменца. Покровительство России почему-то прекратилось, и маленький народ, не будучи в состоянии управляться самостоятельно, постепенно и незаконно подпал под влияние императоров Манчжурской династии.

Обоснованная князем Буян-Бадыргы историческая справедливость и однозначный выбор покровителя в лице России не помешали тувинской знати спустя несколько лет, во время гражданской войны в новой большевистской России, выразить вновь свое тяготение к Монголии и Китаю. Да и в самом 1914 году некоторые нойоны, правители отдельных хошунов (в основе территориально-административного деления в Туве лежит деление на кожууны — районы) желали быть в составе Китая. Например, нойон Тоджинского хошуна. По исторической иронии сегодня китайская компания «Лунсин» осваивает на Тодже месторождение полиметаллических руд, арендовав землю на 25 лет.

По сути, протекторат давал России лишь обещание Тувы не иметь торговых отношений с другими государствами. Сама Россия как бы скрадывала статус новых отношений с Урянхаем: публичной огласке подписанное Николаем II прошение предали лишь спустя несколько месяцев. Форсировать переселение из-за Саян хлебопашцев тоже не спешили, только самым предприимчивым был открыт ход.

В 1921 году Урянхай преобразовался в самостоятельное государство — Тувинскую народную республику. Два десятка лет собственной государственности сделали многие вещи редкими, например, тувинские марки и тувинские деньги (акша), за которыми среди филателистов и нумизматов идет настоящая охота.

Россия долгое время жила с Тувой как бы вприглядку, не нарушая устои, не вторгаясь в культуру, не вмешиваясь в социально-экономические отношения в тувинском обществе. Сибирская интеллигенция в лице Иннокентия Георгиевича Сафьянова всегда была сторонником постепенного втягивания тувинцев в единое экономическое и культурное пространство. В ее среде находились умные люди, тормозившие планы царских чиновников переселить в Туву 150 тысяч хлебопашцев.

Выбор редактора 2014
2 комментария
  1. Ответить Галина Михайловна 05.08.2014 в 23:10

    Это не просто статья, а исследование интересно будет научному миру. Умница!

  2. Ответить Ольга 15.08.2014 в 09:35

    Сайт стал значительно лучше. Просто супер

Оставить отзыв