Почему дорого жить в Красноярске?

Идём дальше. Мы говорим, что у нас территории не обустроены, жизнь плохая, мы не можем побороть цены, мы не можем побороть инфляцию и т.д. Мы должны чётко понимать: можно пенять на коррупцию, но наша головная боль другая – у нас не поставлены задачи чиновникам. Коррупция проистекает из нашего же бытия, но задача, которая поставлена государственному чиновнику говорит о том, что он должен работать над развитием производства. На самом деле мы понимаем, что государственная машина, чиновничий аппарат заблокирован в своих возможностях развивать производство. Чиновнику поставлена задача формировать определённые откаты, делёжку бюджета, где распределение идёт явно не в пользу населения. Мы только обслуживаем территории и не даём возможности правильно перераспределять заработанные средства, а они продолжают вывозиться.

Зайдём с другой стороны. Средства вывозятся за границу. Согласен, но рассмотрим этот вопрос именно на примере нефтяных компаний. Каждая уважающая себя компания создала в дальнем и ближнем зарубежье, практически во всей Европе собственные сети. Сети продаж опта и розницы. Мы обслуживаем территории в основном двумя крупнейшими заводами и примерно семьюстами мини-заводами на территории России. Производим достаточно много продукта. Но даже на красноярском рынке мы начинаем говорить о создавшемся дефиците, и, как следствии, о росте цен. Каждая уважающая себя компания вывозит за рубеж для поддержания собственной розничной сети товар, произведённый в России. Президент нефтяной компании, имеющей добычу, переработку и розничные сети и на территории России, и на территории Венгрии, Черногории, Словакии, Словении, естественно, знает, что продаст в Европе литр бензина, грубо говоря, за 70 руб., а в России – за 25 руб. Конечно, выгоднее продать его за рубежом. Соответственно, все кинулись и скупили всё ближнее и дальнее зарубежье. Например, Лукойл три года назад купил 1300 АЗС на территории США. Мы понимаем, что выгода там. Поэтому внутренний рынок сегодня обеспечивается крупными нефтяными компаниями по остаточному принципу. Никакой загадки здесь нет. Блокировать эту ситуацию можно, только обсуждая на высшем государственном уровне перераспределение средств, взяв под контроль вывоз сырья. Тогда мы будем реально понимать, какие деньги страна зарабатывает, и что мы будем от этого получать.

А. Думанский:

– Почему нельзя сделать уже розничную стоимость бензина для внутреннего рынка в два раза меньше, чем в соседней стране для того, чтобы внутренняя экономика не нищала?

А. Дьяков:

– В данном вопросе нужна государственная воля, но у государства на сегодняшний день нет рычагов.

Владимир Владимиров, владелец сети кафе и ресторанов «Владимиров и Ко»:

– Тема очень сложная, да и я не экономист. Я считаю, что на дороговизну жизни у нас основное влияние оказывают низкая производительность труда, неконкурентная экономика, монополии, но основное, наверное, – участие чиновников в крупном бизнесе, потому что всегда хочется заработать больше. Получается государство в государстве. Попытайтесь, к примеру, войти в строительный бизнес в Красноярске. Я не говорю уже про московский рынок, туда уж точно никто не пустит. К тому же, на мой взгляд, очень мало людей с коммерческой жилкой.

А. Думанский:

– Вы часто летаете на самолётах. Можете ли прокомментировать эти цифры? Стоимость перелета Кемерово – Москва – Кемерово 15 936 рублей. Новокузнецк – Москва – Новокузнецк – 19 447 руб. Новосибирск – Москва – Новосибирск – 12 103 руб. Томск – Москва – Томск – 12 076 руб. Умышленно вам привел цены Кемеровского аэропорта. У нас до сих пор многие садятся на поезд, едут в Новосибирск, пересаживаются на самолёт и летят в Москву. Почему так происходит?

В. Владимиров:

– Это накрученные цены. Компании хотят получить максимальную выгоду, скорее всего, существует ценовой сговор. Ведь по эконом-классу все цены практически одинаковы, рейсы различаются только временем отлёта-прилёта. И, скорее всего, они протежированы какими-то чиновниками из Москвы. От людей, которые занимаются авиацией, я знаю, что это считается выгодным.

А. Думанский:

– Важный аспект – продукты питания. Мы можем обсуждать ГСМ и транспорт, но нельзя забывать, что практически любая семья Красноярского края около половины своей зарплаты тратит на услуги ЖКХ и продукты питания. И это учитывая то, что среднестатистическая красноярская семья за границу не летает.

В. Владимиров:

– Мы являемся заложниками двух ситуаций. Первая – переходный период к нормальной экономике, который, вероятно, затянется на долгий срок. Вторая – территория. Я не пытаюсь идеализировать советский период, но, тем не менее, в нём мне нравились всевозможные овощные базы, потому что, на мой взгляд, снабжение овощами, а для сибиряков продуктами в целом, превратилось в монополию, мафию. А должны быть магазины, большие компании, которые бы этим занимались. Себестоимость наших продуктов очень высока: отечественного мало, в том числе по причине низкой производительности соотечественников. Отечественное почти полностью вытеснено импортом.

К.В. Сенченко, предприниматель, руководитель КРО партии «Гражданская платформа»:

– Я занимаюсь не только торговлей и отделочными материалами, но в том числе и перевозками. Хотелось бы немного о них добавить. Итак, что сегодня происходит с железнодорожными перевозками? Надо понимать, что в этом тарифе две составляющих: одна – то, что мы платим РЖД, а вторая – вагонная составляющая. На сегодняшний день быстрыми темпами происходит монополизация и глобализация этого рынка, многие вагоны, которые имеют узкую специализацию, например, зерновозы, уже находятся в одних руках. Мы никогда не будем иметь дешёвые фрукты и овощи просто потому, что больше никто на рынок зайти не может. Мой прогноз – ситуация будет усугубляться. По крайней мере, в ближайшие 3–5 лет удешевления точно не произойдёт. Практически весь парк перейдет в руки узкой группы людей. Плюс помимо того, что происходит с вагонным парком – тотальная неэффективность самой системы РЖД, потеря управляемости процессом, плохая логистика, что связано с тем, что у руля системы РЖД множество людей некомпетентных, пришедших из других структур. Живя в Сибири, надо понимать, что у нас никогда не будет дешёвых продуктов и товаров, но дешевле на 20–30% их сделать можно. Причина того, что этого не происходит – в неэффективности всех процессов, и в первую очередь – в неэффективности госуправления. Что касается, например, отделочных материалов, на мой взгляд, ситуация более-менее сбалансированная, то есть соотношение отечественных и импортных товаров примерно 50/50%. Наценка, существующая на эти товары в магазинах, уже находится на неком пределе, в том числе и потому что в этом сегменте рынка конкуренция как раз очень жёсткая. Это связано и с тем, что в нашем городе появился «Леруа Мерлен», который может позволить себе не делать наценки, а, напротив, цену скидывать. Приведу простой пример: сегодня, имея полный пакет документов, получить разрешение на начало работ в Красноярске практически невозможно. Процесс занимает год. Всегда находятся формальные причины, чтобы не дать разрешение. Что же касается нашего местоположения далеко от рынков сбыта, здесь, на мой взгляд, единственный вариант – развивать IT-технологии. Только работа в Интернете позволит компенсировать нашу удалённость и не быть зависимыми от местонахождения.

Ольга Лескова, генеральный директор ООО «Гранд Сибирь»:

– Считаю, что затраты на транспортную доставку не являются основой, влияющей на формирование стоимости продуктов и товаров. Но в то же время служат главным аргументом для повышения цен. Патологическая жадность в получении сверхприбыли поставщиков продуктов питания и товаров народного потребления отражается на их стоимости. Если ГСМ дорожает на 3-4%, продукты дорожают на 15–20%. Я 10 лет занимаюсь транспортной логистикой, 90% перевозимых грузов нашей компанией производится автомобилями, 10% – железной дорогой – контейнерами. Поэтому о ценах на этом рынке перевозок могу сказать, что стоимость доставки груза в стандартном автомобиле грузоподъемностью 20 тонн из Москвы до Красноярска за 10 лет выросла всего лишь на 40%, а цены на продукты выросли в несколько раз. Цены на перевозки периодически то повышались, то понижались, но сейчас они находятся на уровне 2005 года. Хочу обратить ваше внимание на стоимость перевозки груза из Красноярска в Европейскую часть России – она составляет половину стоимости ввоза груза. Ни в одной стране цена доставки не зависит от направления, но зависит от километража. Красноярский край является основным источником сырья. Что мы в основном перевозим? Алюминий, изделия из алюминия, пиломатериалы, уголь. Дешевизна вывоза на бюджет края никак не влияет. Что же касается цен на автоперевозки – это как раз тот стихийный рынок, который регулируется спросом, чего не скажешь о ситуации на железной дороге. Многие предприниматели переходят на автодоставку своего товара из различных городов России, так как это удобно и порой выгоднее железнодорожных перевозок.

Нет комментариев

    Оставить отзыв