Почему дорого жить в Красноярске?

Посмотрите, какой красавец Коммунальный мост. Его и построили за самое короткое время – за три года. С помощью чего? С помощью продуманной совместной работы речников и строителей. Арки делали на берегу, а ставили с помощью судов. Эта колоссальная работа была сделана совместно, и мост был сдан на год раньше. Что же делается с четвёртым мостом? Провели тендер, выиграла компания, которая не имеет практически ничего, только одну баржу и один буксировщик, но они назначили самую низкую цену. Со стороны администрации города было бы правильно повлиять на эту ситуацию, по крайней мере, посоветоваться с Ассоциацией, кто бы мог оказать помощь в строительстве, чтобы это был тандем. Но этого не произошло. Поэтому я сомневаюсь, что этот мост будет построен в ближайшее время. Что же касается нашей основной темы – почему дорого жить в Красноярском крае – да потому, что кругом неуправляемый процесс, вакханалия. Как только на Енисее вода спала, везут по полбаржи, эффективность флота возросла в несколько раз, а тарифы компенсировать никто не собирается. Вопрос маловодности Енисея брошен на самотёк, вроде, выбирайтесь сами. Я придерживаюсь того мнения, что некоторые отрасли должны быть плановыми, некоторые отрасли сверху донизу должны быть управляемыми.

icon-star

Тема, затронутая на предыдущем заседании «Капитанского клуба», вызвала большой резонанс у наших читателей. Многие проявили к ней интерес, причём это люди разных категорий, слоёв общества, представители разных профессий, я бы даже сказал – разных систем жизни города. Поэтому мы вновь разбираемся в ситуации, почему же дорого жить в Красноярском крае?

icon-star

Андрей Думанский, редактор еженедельника «Аргументы неделi. Енисей»:

– Мы не собирались обсуждать эту тему в два раунда: как мне показалось, она понятна обывателям. Но как оказалось, тема слишком широка. В её рамках можно обсуждать всё: тарифы ЖКХ, цены на ГСМ, транспортные тарифы и многое другое. На прошлом заседании теме железнодорожных перевозок было отдано около 60% времени, поэтому в этот раз к нам подключились представители логистических и транспортных компаний.

У нас нет цели показать, насколько хорошо или плохо малому бизнесу, у нас нет цели показать, как тяжело власти федеральной, региональной и местной управлять таким большим хозяйством в преддверии ожидаемого кризиса (или кризисов), но у нас есть одна цель, от которой можно отталкиваться. Напомню, на прошлом заседании мы сделали анализ расходов среднестатистического пенсионера в Красноярском крае, пенсия которого (заметьте, не самая низкая) составляет 8400 рублей. Поэтому прошу вас в выступлениях касаться темы заработка среднестатистических семей и пенсионеров и их покупательской способности.

Александр Александров, предприниматель, владелец РК «Капитанский клуб», руководитель творческого литературно-музыкального объединения «Керосиновая лампа»:

– Опыт наших предыдущих круглых столов показал, что здесь формируется мнение, которое интересно для разных слоёв населения, в том числе и для власть имущих. На самом деле наша главная задача – сохранить согласие в обществе, поэтому мы приглашаем людей самых разных взглядов. Все хотят добра, но у каждого свой путь к этому. События последних дней в Ливии, Египте, Тунисе, Сирии и др. показывают, как быстро общественное согласие может быть уничтожено, и как быстро люди могут перестать понимать друг друга. То общественное согласие, которое есть в России, к сожалению, размыто неуклюжими, эгоистическими, сепаратистскими действиями и настроениями. Я хотел бы, чтобы мы искали добро и согласие, и естественно, что для того, чтобы достигнуть этого, нужно устранить причины, мешающие согласию. Не устраняя их, достигнуть согласия нельзя. Простой пример – выборы в государственную думу и весь негатив, который они породили. В стране достаточно сильно накалилась политическая обстановка. Всех нас это пугает, потому что мы помним нашу историю, помним, как котёл закипел и помним, что после этого было. Помним те времена, когда самым дорогим и нужным товаром стали винтовочные патроны. Властями сделан ряд недальновидных поступков, которые не способствуют установлению согласия в нашем обществе. У любого сепаратизма экономические либо политические корни. Сейчас Сибирь за шиворот тянут в сепаратизм. Прошлый раз мне очень понравилась выраженная О. Лесковой, мысль: «Если я, как хозяйка, буду из своего дома только тащить, ничего не принося в дом, – мой дом быстро придёт в упадок». Эти господа вывозят по сто миллиардов в месяц за счёт продажи наших полезных ископаемых и ресурсов, назад ввозят только оборудование для ещё большей откачки ресурсов, а деньги складируют за рубежом в оффшорных зонах.

В истории России, да и в мировой истории, есть много примеров, когда власть в отдельных царствах захватывали «серые». Знаем, к чему это приводит – крысиное царство съедает само себя, и всё заканчивается внешней интервенцией или Гражданской войной. Отношения метрополии и провинции у нас сейчас напоминают отношения Герасима и Му-му из хрестоматийного анекдота: Герасим гребёт вёслами, управляя лодкой. Му-му преданно смотрит ему в глаза: «Что-то ты, Герасим, не договариваешь…».

Думаю, Герасиму нужно срочно вступать в диалог с Му-му и думать, как жить дальше.

Андрей Думанский:

– На прошлом заседании Всеволод Севастьянов, заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края, сказал, что в нашем крае средняя зарплата выше, чем в других регионах. Но возникает вопрос, хорошо ли это? Ведь на высокие зарплаты влияет доход работников КрАЗа, Ванкорнефти, Норильского никеля и так далее. Человек, работающий на таком предприятии, может прийти в магазин и купить красную рыбу, не спрашивая её стоимости. В то же время существует целый пласт населения с низкими доходами.

К словам мэтра мы добавим: Красноярск – город, стоящий на третьем месте после Москвы и Петербурга по количеству машин на душу населения. С одной стороны, есть покупательская способность, но есть и другая сторона.

Татьяна Зеленская, заместитель главы города, руководитель департамента экономики г. Красноярска:

– Я, представитель муниципального органа власти, могу сказать: не всё так плохо. Правовая система регулирования состояния экономики в стране сформирована. Используются следующие механизмы регулирования: налоги, тарифы и прочее.

Вернёмся к теме рентабельности. С 90-х годов в нашем крае на все товары, импортируемые или производимые здесь, действительно существовала завышенная рентабельность. Это связано с рисками нестабильности, информацией о возможных кризисах (1998 год, 2008 год), и другими явлениями. Поэтому предприниматели используют принцип «хомячка», т.е. формируют запасы, а это можно сделать, завышая рентабельность. Для оперативного регулирования ситуации мы используем ежемесячный, а в кризисные периоды – еженедельный мониторинг цен на основные продукты, входящие в потребительскую корзину, на зерно, ГСМ. Сейчас мы переживаем сезонный подъём цен по ГСМ, который затем начнёт сглаживаться.

Не будем сравнивать себя с Европой, но сравним с Сибирским округом. На самом деле Красноярск сегодня – не самый, но дорогой город. Хотя бы потому, что мы один из доходных городов по средней зарплате, а это системный спрос. Да, этот уровень повышают крупные компании, но они содержат и самую большую группу рабочих. Если говорить о минимальном продуктовом наборе и руководствоваться холодной статистикой, в СФО есть города, где его стоимость гораздо выше, чем в Красноярске, например, Новосибирск, Иркутск. По статистике Красноярск – не во всех аспектах самый дорогой город. На это влияет система повышения цен, которая зародилась ещё 20 лет назад. Было время, когда ни в Новосибирске, ни в Томске, ни в Барнауле не было тех отраслей, которые были бы работающими, которые выплачивали заработную плату (такие как цветная металлургия, добывающие отрасли), кризис носил общий характер. Красноярск в то время имел такие отрасли. Вспомните хотя бы 1998 год, когда в момент всеобщего кризиса на КрАЗе повышали зарплату. Красноярск именно тогда стал дорогим городом, потому что выгодно было сюда везти, выгодно было здесь продавать. Приоритетом в развитии Сибири должна быть экономическая активность, а не только низкие цены. В нашем крае налицо все черты такого изменившегося сообщества, где ещё не восстановилось машиностроение, где мы построили ещё недостаточно нефтеперерабатывающих заводов, наши программы ещё догоняет имеющиеся возможности. Мы здесь с вами очень критично и эмоционально работаем именно потому, что нам хочется что-то изменить. Поэтому я считаю, что на круглом столе мы должны говорить не о том, кто виноват, а о том, что делать, должны говорить о том, что всё надо пересматривать и стимулировать. Это и есть наша задача.

Нет комментариев

    Оставить отзыв