Между Востоком и Западом

Купола устремлены в небо

Памятники древности коренных народов Сибири русские начали изучать одновременно с ее освоением. Первым написал о наскальных рисунках на Енисее в конце XVII века Николай Спафарий. Во время путешествия в Китай он узнал о писаницах от проводников, но сам рисунки не видел. Первое научное описание их сделал исследователь Даниэль Готлиб Мессершмидт, отправленный в Сибирь по указу Петра I «для изыскания всяких раритетов». Немецкий ученый осмотрел и зарисовал «писаные камни» у села Новоселова, деревни Бирюсы, позже на Ангаре и на правом берегу Тунгуски.

С тех пор и российские ученые, а также любознательные люди на лодках, лошадях, а чаще пешком совершали длительные походы в поисках древностей. Много загадок таит в себе история открытия и исследования Атамановской писаницы.

Потерянное сокровище

В 1883 году наставник Красноярской гимназии В.К. Златковский совершил несколько экскурсий по берегам Енисея. Он не просто любовался красотами природы, а занимался исследованиями. Собирал коллекции горных пород, а также археологические памятники – обломки глиняных горшков, камни со следами обработки. Вероятно, тогда же он и обнаружил, а затем срисовал наскальные рисунки на Камне. Поделился своей находкой с директором учительской семинарии И.Т. Савенковым. Этот прекрасный педагог был образованным и очень одаренным человеком. Увлекался театром, шахматами. Но главным делом жизни стала археология. Савенков получил мировую известность и за открытие палеолитической стоянки на Афонтовой горе, и за научный труд «О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее». Наградой за труды нашего земляка, признанием его заслуг стал диплом члена-корреспондента Императорской Академии наук. Ни кто иной как Савенков первым опубликовал сведения об Атамановской писанице. В его описании значилось 6 фигур: три рисунка и знаки животных, 1 незаконченный рисунок и 2 незаконченных знака. В 1909 году этот памятник нанесен на археологическую карту средней части Енисея.

Обычно с течением времени следующие поколения исследователей не раз возвращаются к уже открытым памятникам, более тщательно их исследуют, делают свои выводы. Но рисунки атамановского художника по неизвестной причине оказались в забвении. Археологи предпринимали попытки найти петроглифы, но без успеха. И хотя они находятся недалеко от Красноярска, к ним невозможно добраться: утес обрывается прямо в воду. К тому же было не известно точное месторасположение рисунков. Начиная с 1950-х и до 90-х годов, наверное, свою роль сыграла определенная закрытость территории. Чтобы работать в непосредственной близости от секретного производства, скорее всего ученым нужно было получать специальный пропуск. Так или иначе, более 100 лет о памятнике археологии ничего не было слышно.

Енисей умеет хранить тайны

Но надежда не оставляла ученых. И они нашли оригинальный выход.

Полевой сезон в археологических экспедициях всегда проходит в теплое время года, начинается в апреле — мае, а заканчивается в октябре. Кандидат исторических наук, директор музея археологии и этнографии Красноярского педуниверситета А.Л. Заика с коллегами решили нарушить традицию и отправились в «поле» зимой. Как известно, Енисей в этих местах не замерзает в самые лютые морозы. Но в холодный 2010-й год у Камня образовалась узкая полоска льда. Она и послужила стартовой площадкой для исследователей. С нее они карабкались вверх по горе, тщательно осматривая каждый сантиметр каменных плит. Не знаю, обладали ли они навыками альпинистов, было ли у них специальное снаряжение, но, мне кажется, подвергали себя риску, ведь в любой момент могли сорваться с обледеневших скал и очутиться в ледяных водах Енисея. К счастью, их самоотверженность была вознаграждена. Им удалось найти потерянное сокровище. Правда, исследователи считают, что не все рисунки ими обнаружены, поэтому поиски нужно продолжать.

Археологи составили ситуационный, топографический планы, сфотографировали и описали артефакт. Предварительное сообщение о нем А.Л. Заикой, В.Е. Матвеевым, А.С. Техтерековым и Е.Е. Матвеевым было опубликовано в 2010 году в пятом альманахе сборника «Енисейская провинция». Копия наскальных рисунков (на снимке выше) — фрагмент этого материала

Нет комментариев

    Оставить отзыв