Между Востоком и Западом

Купола устремлены в небо

Это вам не Волга

Минуем памятную скалу, движемся дальше… На правом берегу в дымке появляются многоэтажные здания – это Железногорск. С реки его видно плохо, к тому же теплоход движется быстро, мы едва успеваем сделать несколько снимков закрытого города. Вообще, легендарная «Девятка» вызывает у журналистов, особенно у тех, кто приехал издалека, огромный интерес. Если бы наши камеры нагревались, в этом месте они раскалились бы добела.

До чего же стремителен Енисей! Бывалые речники говорят: это вам не Волга, здесь воды движутся в пять раз быстрее.

Снять все не успеваем. Так много интереснейших объектов находится на небольшом 10-километровом участке Енисея. И на правом и на левом берегах. Изменился ландшафт. От мыса Шиверский совсем другие берега. От красоты дух захватывает. Ниже Красноярска Енисей привольно течет по широкой долине среди полей и лугов, крутые берега встречаются редко, в основном глинистые. Сейчас же вплотную к реке подступают отроги Енисейского кряжа. Енисей уходит то вправо, то влево.

Сразу после Барыни русло сужается. После крутого поворота входим в Атамановскую трубу. Здесь местами река упирается в скалистые обрывы.

Именно отсюда Енисейский кряж на протяжении 600 километров часто перебегает с правого на левый берег. Подводные острые скалы представляют большую опасность для судов. Обойти их вслепую, без водопутейских навигационных знаков ни один капитан не в состоянии.

Наверно, раньше речники говорили на этом месте: из огня да в полымя. Едва выйдя с Шиверского переката, плавсредства попадали на еще более сложный участок – знаменитые Атамановские камни.

Слева по ходу огибаем остров Береговой. Параллельно ему идет небольшая Райкова коса, за ней – Хариусова коса, остров Малый. На этих трех объектах установлены створы — №№ 82, 82-А,83. Они находятся на одной линии. Путем совмещения этих знаков штурман определяет фарватер. На лоции обозначены камни – Приемный, Мейерович. Стремительно приближаемся к Атамановскому Быку.

В рубке на стене висит лист бумаги с перечнем затруднительных участков пути, перед началом которых вахтенный штурман должен вызвать в рубку капитана. В нем 7 пунктов, 1-й — Шиверо-Атамановская система,2-й – Подъеминские камни, 3-й – Казачинский порог. Но капитан давно уже в рубке. Андрей Андреевич Пахомов, опытный речник. 31-ю навигацию бороздит воды великой реки, прежде в качестве старпома, ныне – командир судна. Андрей Андреевич сосредоточенно смотрит вперед. Справа от него лежит карта Енисея. Но он не заглядывает в этот журнал. Наверное, знает его наизусть.

Мне же в этом месте лучше всего процитировать пояснения к лоции Енисея:

«Перекат Атамановские камни (80,5-84,0 км) образован нагромождением каменистых гряд, расположенных поперек русла реки. Каменистое ложе, извилистый судовой ход, разнонаправленные свальные течения характеризуют перекат как один из затруднительных участков реки Енисей от Красноярска до устья Ангары. Скорость течения на перекате составляет 8,4 км/час».

Далее следуют указания для плаванья по перекату.

При движении вниз в верхней части переката судоводителю рекомендуется придерживаться линии белых буев, опасаясь действия свального течения, направленного вправо к камню Приемный. На траверзе красного буя №114 следует переходить к правой кромке судового хода, учитывая действие свального течения, направленного к ухвостью острова Малый. Ниже острова надо выходить на середину судового хода. При этом необходимо учитывать действия свальных течений.

Подводные лодки на Енисее

Слева идет очень живописный Атамановский кряж. Среди нежной зелени выступают острые скалы. Их нагромождения издалека похожи на древние крепости. Сверху горы покрыты смешанным лесом. Темная хвоя сосен доминирует среди светлых лиственных крон. На крутых склонах виднеются тропинки. А внизу – на узких полосках суши – фигурки рыбаков.

Нет комментариев

    Оставить отзыв