Между Востоком и Западом

Купола устремлены в небо

Угрюм-река и Кекур

Интересный факт: с 1900 года в водопутейских работах и составлении лоции Енисея принимал участие техник Томского округа водных путей сообщения Вячеслав Шишков. Да-да, тот самый. Известный писатель, автор популярной книги «Угрюм — река». Не все читали этот роман, зато многие видели художественный фильм с одноименным названием, снятый Свердловской киностудией.

Есть мнение, что прототипами семейства Громовых в этом романе были наши земляки — купцы Матонины, известные золотопромышленники и меценаты. Их родовое гнездо находилось в селе Кекур, в нескольких километрах от Енисея. Интересно, бывал ли Вячеслав Шишков здесь? Ему бы обязательно рассказали про то, как Аверьян Матонин облагородил Пророко-Ильинскую церковь. На его средства позолочены купола и оклады икон, приобретены колокола. Он пристроил еще один придел к храму — во имя святого Николая Чудотворца. Содержал богадельню для неимущих.

Ни церкви, ни богадельни, ни могилы Аверьяна Матонина потомки не сохранили. Но память о нем живет! Едешь по Кекуру среди неказистых деревенских изб — и вдруг открывается перед тобой старинный каменный особняк. Величественное, красивое здание в двух этажах. Кажется, его взяли с проспекта Мира города Красноярска и каким-то чудесным образом перенесли на берег Бузима. В историческом центре краевой столицы есть похожие купеческие дома — полюбоваться ими приезжают многочисленные туристы. Но как же появилось прекрасное творение зодчих в глуши?

Аверьян Матонин, своих детей не имея (единственный сын умер в 4-летнем возрасте), возвел его для крестьянских ребятишек. Это было первое в Енисейской губернии сельское ремесленное училище. Как писали «Енисейские губернские ведомости», сам меценат не присутствовал на крещении возлюбленного детища: незадолго до события тяжело заболел. Однако торжество по случаю открытия учебного заведения запомнилось всем. Его почтили своим вниманием начальник Енисейской губернии Иван Константинович Педащенко, Его Преосвященство епископ Енисейский и Красноярский Исаакий, губернские и уездные начальники училищ. Собралась небывалая толпа народа. Крестьяне не знали, на кого смотреть – на высоких гостей или на ребятишек, одетых в одинаковые диковинные для того времени костюмчики. Матонин заказал для учащихся не только форму. Он позаботился обо всем, начиная с тетрадей и кончая мебелью и продуктами. Долгие годы училище целиком и полностью содержалось на пожертвования Матонина. В советское время там располагалась школа, сейчас — детский сад.

Адмиралтейский якорь

Нынче у речников Енисея юбилей. Ведь началом парового судоходства на Енисее считают 1863 год. В городе Енисейске к тому времени возникла компания «Судоходство и торговля». Она состояла из «потомственного почетного и степенного гражданина Алексея Сафроновича Баландина, а также купцов братьев Калашниковых, Кытмановых и купеческих сыновей Ефима и Алексея Грязновых». По их заказу и построили первый пароход — «Енисей». Но он поначалу ходил лишь в низовья реки. Возил туда хлеб, обратно из Туруханского края — пушнину и рыбу.

Вверх по Енисею пароходам удалось подняться спустя 20 лет, после того, как сумели преодолеть Казачинский порог. Первой была «Москва». Название самое что ни на есть русское, а судно иностранное. Известный красноярский купец Н.Г. Гадалов купил его в Германии.

«Немец» был красив и благороден, но не смог самостоятельно пройти через Казачинский порог. По стремнине пароход тащили на лямке бурлаки. Но через два года «Капитан Дальман» мощностью 500 лошадиных сил своим ходом прошел по порогу. С тех пор грузовое и пассажирское сообщение от Енисейска до Красноярска и Минусинска стало регулярным. Но каждый раз жители наших сел, заслышав гудок парохода, спешили на берег. Было так интересно посмотреть на диковинный корабль, пытаться разглядеть, что везли на барже, какие люди гуляют по палубе.

В начале XX века здесь курсировало уже 26 пароходов.

Многие видели у речного вокзала г.Красноярска вознесенный на постамент адмиралтейский якорь с цепью. Этот памятник, посвященный 100-летию постройки первого парохода на Енисее, установили в 1963 году.

Нет комментариев

    Оставить отзыв