Между Востоком и Западом
В конце пути, перед подъемом, снова поворот. Конфигурация тоннеля напоминает латинскую букву S. Даже в этом проявляется нестандартность сооружения, обычно тоннели прямолинейны. Не говоря уже о том, что подобной магистрали под крупными реками в мире не имеется.
…Прошло 20 лет. Тоннель стоит без дела, лишь иногда по специальным пропускам здесь проходят автомобили небольших габаритов.
Время от времени звучало предложение затопить объект 803, так как содержание его требует немало средств. Но, наверно, ни у кого не поднималась рука похоронить уникальный проход, считающийся национальным достоянием. В начале нынешнего лета комбинат в партнерстве с Сибирским федеральным университетом объявил конкурс проектов, чтобы найти, наконец, применение столь необычному сооружению.
Послание из глубины веков
Какое это удовольствие — плыть на корабле. Смотреть на текущую воду можно бесконечно. После нескольких минут такого созерцания приходишь в совершенно необычное состояние. Великий дар природы – вода — уносит все переживания. В душе остается покой и безмятежность. Слушать шум реки, вдыхать ее запахи – и отдаваться воле волн…
Но временами, когда с палубы видишь что-то необычное, все же очень хочется сойти на берег. Чтобы рассмотреть поближе заповедные уголки, прикоснуться к тайнам, которые хранит Енисей.
Смотрю на скалы Атамановского Быка (местные жители называют его Камнем) и пытаюсь представить себе картину из прошлого.
…Эпоха бронзы. Конец II — начало I тысячелетия до н.э. На уступе Камня отвесная стена высотой около 20 метров. Там едва– едва виднеется маленькая неподвижная фигурка человека. Какая нужда занесла его на гору, где вряд ли можно добыть что-то полезное для жизни? Дикие скалы, задернованные каменные осыпи, чуть дальше редколесье… В любую секунду смельчак может сорваться со скалы и разбиться. Проходит час. Другой. А он не покидает опасного места. Что делает? И как ему удается удержаться на утесе?
Если бы можно было приблизиться к нему, то увидели бы: стоит человек в небольшой нише на маленькой приступочке. Наверное, от неудобной позы у него затекли ноги. Но он не замечает ни времени, ни усталости. В руках у него какое-то орудие, может, просто камень. Им-то странный человек постукивает по твердой поверхности. Что такое? Присмотримся внимательнее. На глыбе проступают какие-то фигурки. О! Да это же наскальный рисунок!
Не за добычей забрался древний человек на скалу. Скорей всего у него нет ни удобного жилища, ни достаточного запаса пищи, но есть неистребимая потребность творчества, потребность самовыражения. Пришел древний художник скорее всего со своей стоянки. Сейчас на этом месте располагается село Атаманово.
И вот час за часом выбивает на гранитном полотне силуэты. Всего несколько штрихов, а образ получился. Крупное животное спокойно смотрит вдаль. Похоже на лося. А может быть, это марал — сибирский подвид благородного оленя? Я плохо в этом разбираюсь. Наверное, опытный охотник даст точное определение. Древний художник, несомненно, обладал талантом и придавал персонажам своих изображений реалистический вид. Насколько это возможно, ведь выбивать линии приходится в очень твердой породе. Но даже этими скупыми средствами хорошо переданы пропорции гордого обитателя тайги. Мощная голова, прямая шея вытянута вперед, сильные конечности твердо стоят на земле.
Под фигурой сохатого – косуля. Грациозное животное словно парит в воздухе. То ли замерло в предчувствии опасности, то ли приготовилось к прыжку. Длинная шея и такие же длинные конечности напряжены, как струна.
На скале выбито еще несколько фигур животных, а в самом низу – маленькая фигурка человека.
Загадка для ученых
Древнее искусство, а наскальная живопись в особенности – одно из самых загадочных явлений в истории человечества. На Енисее немало таких «галерей». Первые русские поселенцы в Сибири называли скалы с рисунками «писаными камнями», а рисунки «письменами» или «писаницами. Позже в научной среде стал использоваться термин петроглифы. Они представляют большой интерес для ученых