Между Востоком и Западом

Купола устремлены в небо

Моряки разравнивали дно Енисея. Под толщей воды бурили в граните шпуры, прокладывали траншеи и трубопроводы. Создали уникальную систему водоснабжения для охлаждения реакторов. Никакое из подобных сооружений не могло сравниться с ней по мощности, гидрологическим условиям, надежности эксплуатации.

Трудно представить, как работали водолазы на Атамановских камнях. Ведь на перекате скорость течения вырастает в несколько раз. В гидрокостюмах (вес каждого 85 килограммов) моряки передвигались по дну ползком. Им приходилось не только сражаться с бурным течением, но и страдать от холода. Даже в июльскую жару енисейская вода остается ледяной.

Кстати, водолазное подразделение существует на комбинате и поныне: нужно постоянно следить за исправностью гидротехнических сооружений.

Строительство тоннеля, входившего в комплекс завода по переработке отработавшего ядерного топлива (знаменитого РТ-2), под кодовым обозначением «объект 803», началось в 1977 году. До этого геологи очень долго искали подходящую природную линзу для закачки в подземные горизонты жидких радиоактивных материалов. Было пробурено более 200 скважин. Сухобузимцы помнят, как из одной из них, глубиной 1500 метров, фонтаном пошла чистейшая вода.

Конечно, удобнее и намного экономичней было бы разместить полигон радиоактивных отходов вблизи завода. Но, как ни искали, на правом берегу не нашлось природного резервуара, обеспечивающего безопасность захоронения. Идеальное место обнаружили на левом берегу, у деревни Толстомысово. Здесь решили строить полигон «Западный», все называли его «Площадка 27».

Чтобы перекачивать отходы с правого берега на левый, нужен был либо подвесной трубопровод, дюкер, либо тоннель. Последний вариант — самый дорогой. Его и выбрали, как самый безопасный. Объект 803 строили 14 лет. А поскольку дно Енисея в этих местах каменистое, тоннель пробивали в толще гранитных пород. Известно, что камень бурили одновременно с обоих берегов. В 1985 году уже готовились к сбойке.

Она произошла 8 октября 1985 года при бурном ликовании строителей. Еще бы! В таких условиях точнейшим образом выполнить все проектные параметры.

А 26 апреля 1986 года грянул Чернобыль. По стране прокатилась волна протеста, строительство завода РТ-2 было приостановлено. Тоннель же продолжали вести.

Объект национального достояния

Тоннель состоит из двух ярусов. Нижний высотой 3,3 метра предназначался для прокладки пяти рядов нержавеющих труб, уложенных в железобетонные лотки, верхний – для проезда автотранспорта, обеспечения эксплуатации спецсетей, прохода людей. Вскоре магистраль была готова. По ней пошли машины. Правда, не по второму, а по первому этажу. Трубы не успели уложить.

Пока шли баталии между атомщиками и «зелеными», наука шла вперед. Технология переработки ОЯТ изменилась в корне, жидкие отходы были в ней исключены. Ни площадка 27, ни сам тоннель оказались никому не нужны. Как промышленные объекты, они не использовались по своему назначению ни одного дня.

Грандиозное подводное сооружение законсервировали.

Начиная с 1994 года сотрудникам газеты «Сельская жизнь» неоднократно доводилось проезжать на правый берег под Енисеем. И каждый раз с замиранием сердца въезжаем в высокие железные ворота. Сначала движемся по суше, потом машина делает поворот, и дорога идет вниз. Такое ощущение, что попадаешь в гигантскую пещеру. Тоннель проложен на глубине 47 метров от дна Енисея.

Поскольку скорость машины примерно 20 километров в час, на правый берег едем долго, кажется, что не менее 5 километров. На самом деле в два раза меньше – 2,2 километра. Железобетонные стены скупо освещены электрическими лампами, смотрятся мрачновато. Кое-где на дороге встречаются лужи, по потолку и стенам сочится вода. Ширина дороги – 6 метров, двум машинам не разойтись. Да и по правилам движение в тоннеле одностороннее, охрана пропускает только одну машину.

В центре этого сооружения имеется огромное помещение длиной 60 метров, в котором расположена насосная станция. Оно глубже тоннеля еще на 6 метров. Мощные насосы ежесуточно откачивают большие объемы воды.

Нет комментариев

    Оставить отзыв