Между Востоком и Западом
В 1958 году комбинат дал первый плутоний. В 1961 году запущен второй реактор – АДЭ-1, в 1964 – третий – АДЭ-2. Вступила в строй подземная атомная ТЭЦ. Два первых агрегата работали в проточном режиме. Получается, Енисей тоже участвовал в создании ракетно-ядерного щита нашей родины. По специальным трубам его воды шли в Гору для охлаждения реакторов, а потом, на 80-м километре сбрасывались обратно в реку.
Подземное царство
… Лет 16 назад журналистам нашей редакции представилась редкая возможность побывать в Горе. К тому времени два реактора уже были остановлены. Но продолжали действовать АДЭ-2 и атомная электростанция (они были остановлены в 2010 году).
Мы долго ездили по тоннелям (среди них есть и ложные), пока не попали на пассажирскую платформу электропоезда. Высокий «коридор» облицован мрамором и кафелем, поэтому очень похож на станцию метро. Отсюда мы спускались в подземное царство на лифте вниз более чем на 200 метров, к месту остановленного реактора АД. Все в Горе поражало воображение. Оказывается, производственные помещения расположены в разных горизонтах, от 8 до 11 этажей. Уникальны по своим размерам, размещены в горных выработках высотой свыше 80 метров, шириной 20 и длиной более 100 метров. Мы наблюдали, как сотрудники из кабинета в кабинет ездили по коридору на велосипеде. Собственно, по нему и две машины могли разойтись. Такие вот площади у подземного дворца. Все увиденное казалось просто фантастическим.
Видно не зря специалисты называют Горно-химический комбинат жемчужиной среди других атомных проектов. Подобного сооружения под землей нет ни в одной стране, теперь, наверное, и не будет.
Сюжет для фантастического фильма
Наш теплоход «М.Ю. Лермонтов» продолжает свой путь по Енисею. Все до единого участники пресс-тура «Енисей РФ-2013» на палубах. Любуемся живописными берегами. Нос судна рассекает водную гладь, к берегам идет волна… А в это же самое время под днищем корабля с одного берега реки на другой проезжает автомобиль. Штурман и водитель не видят друг друга. Не слышно и гула моторов. Но никто не переживает: ведь столкновение невозможно.
Капитан, его команда да мы, несколько красноярских журналистов, знаем про таинственный «перекресток». Остальные пассажиры просто не в состоянии представить себе столь неправдоподобную картину… И, тем не менее, это не фантазия, а самая настоящая действительность: только что в одной точке пересеклись пути двух транспортных средств. Теплоход, не сбавляя скорость, идет дальше, к Атамановскому Камню, а легковая машина спустя некоторое время как ни в чем не бывало появляется на правобережье Енисея, перед Прижимом. Как такое может быть?
На своем пути мы встретили уже четыре переправы – три моста — Октябрьский, «Три Семерки» в Красноярске, Путинский близ Березовки — и паром у Додоново. И вот теперь миновали пятую переправу. Самую экзотическую. Ее никто не видит. Никаких опознавательных знаков! Еще бы, несколько десятилетий это был сверхсекретный объект. Автомобиль спокойно пересек Енисей, потому что его путь пролегал глубоко под… землей. А если еще точнее – под толщей гранита.
Бескозырки военных моряков
К 1958 году основные строительно-монтажные работы были завершены, и Горно-химический комбинат начал наработку оружейного плутония.
Мог ли знать Енисей, что через два десятилетия здесь развернется еще одна секретная стройка? Сначала на берегах. Позже… Невероятно — но механизмы заработали под дном могучей реки. Началась прокладка тоннеля в гранитном массиве.
За бортом нашего корабля стремительное течение. Непостижимо: как можно под дном столь широкого потока пробить такое сооружение.
Наверное, сначала акваторию обследовали водолазы. В Восточной конторе (так в ту пору назывался комбинат) еще в 1952 году появился отряд военных моряков. ЭПРОН – экспедиция подводных работ особого назначения. Тогда началось строительство гидротехнических сооружений. В нем участвовали лучшие кадры военных специалистов – гидротехники, водолазы Военно — Морского флота.