Между Востоком и Западом

Купола устремлены в небо

Любоваться бы и любоваться этими пейзажами. Но как оставить без внимания правый берег? Там среди гор и леса множество разных строений. А кромка берега приобретает подозрительно правильную форму. Этакая приступочка у высокой, поросшей лесом горы. Ровная, одинаковая по высоте, в теле ее видна скальная порода, на откосах кое-где покрыта лесом. Вряд ли такой ее создала матушка- природа. Читатель уже догадался, что здесь начинаются владения некогда сверхсекретного предприятия атомной промышленности.

Множество легенд и невероятных слухов родились за годы его существования. Одни утверждали, что здесь производят ядерное оружие, другие «достоверно» рассказывали об урановых рудниках, на которых работают заключенные–смертники, один за другим погибающие от радиации. Их трупы штабелями складывают на берегу, а охрана меняется через каждые 5 минут. Долго ходила в народе небылица о том, что в «Девятке» строят атомные подводные лодки. И от Атамановского кряжа субмарины уходят по Енисею в Северный Ледовитый океан…

В самом деле, что за загадки таят в себе горы правобережья?

На Прижиме

63 года назад, 26 февраля 1950 года, Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в Красноярском крае оборонного предприятия по наработке плутония для ядерного оружия — комбината № 815. Документ был подписан Иосифом Сталиным. Но еще раньше на берега Енисея прибыл батальон военных строителей, который начал пробивать дорогу от Додоново к месту будущего строительства. К этому времени проведены изыскания, топографические съемки, пробурены тысячи погонных метров геологических скважин.

Почему выбор месторасположения оборонного комплекса пал на такую глухомань? Тут сошлось несколько факторов. Для охлаждения реакторов требовалось много воды, поэтому комбинат должен находиться вблизи водоема. Из соображений секретности его надо было упрятать подальше от границ Советского Союза, желательно во глубине сибирских руд. С целью защиты от возможных ядерных ударов с воздуха — глубоко под землей, а точнее под мощным слоем гранита.

Наилучшим местом оказался Прижим – там, где Атамановский кряж вплотную подходит к Енисею.

Горнопроходческие и строительные работы велись круглосуточно. В горный массив врезались сразу из многих точек. Работы производились одновременно на пяти-шести горизонтах. Для этого пробито девять стволов сечением в свету 24 кв. метра и тоннели сечением 30-35 кв. метров. Тоннели и стволы вели к месту сооружения ядерного реактора. Тоннели нужны были и для прокладки железной дороги, и для подачи воздуха, а также воды из Енисея, последующего ее сброса.

Проходка осуществлялась буровзрывным способом. Горную породу из чрева кряжа через стволы шахтными подъемниками поднимали на верх горы, а также вывозили электровозами, работающими на аккумуляторных батареях, к Енисею, высыпали на кромку берега.

Из горы было выбрано 15 миллионов кубометров скального грунта. Там, где раньше Енисей прижимался к отвесным скалам, и даже тропинку проложить было невозможно, появилась терасса. Строители именовали ее «полкой». Название было настолько удачным, что закрепилось навечно. По полке проложили железную и автомобильную дороги.

Кстати, с появлением терассы русло Енисея сузилось, увеличилась и скорость течения. Речники сетовали, что старым колесным пароходам стало трудно подниматься против течения. Но не будь полки — к подземному комбинату не подъедешь.

Строили заводы и город военные строители и, частично, заключенные. В 1950 году МВД СССР издало приказ об организации ИТЛ при строительстве № 994 (п/я №9). По номеру почтового ящика и возникло неофициальное название города – Девятка. Его поставили в 10 километрах южнее основных объектов, в бывшей пойме Енисея. Называли Соцгородом. Во многих прибрежных точках, в глухой тайге, располагались отделения и лагерные пункты ИТЛ «Полянский», в том числе в Додоново, Шиверах, Атаманово.

Управление № 994 в целях конспирации называлось управлением строительства железных рудников, хотя никаких месторождений железной руды тут не было и в помине. 994-е управление вместе со всеми субподрядными монтажными организациями и ИТЛ «Полянский» подчинялись Главпромстрою МВД СССР.

Нет комментариев

    Оставить отзыв