Между Востоком и Западом
Додоново звучало на всех языках
Увлекшись архитектурным памятником, мы едва не пропустили этот важный пункт. Издалека видна паромная переправа, кажется, первая на нашем пути. Из Барабаново за несколько минут можно перебраться на правый берег – из Западной в Восточную Сибирь. В ожидании парома томятся несколько машин. Здесь же небольшой затон, он предназначен для стоянки и ремонта судов ведомственного флота.
Но не этим прославилось Додоново на весь мир.
64 года назад жители окрестных сел, рыбаки и пассажиры проходящих мимо судов стали с изумлением наблюдать, как к причалу ничем не примечательного селения одна за другой стали приставать огромные груженые баржи. На коротком 65-километровом маршруте Красноярск-Додоново бешеными темпами развился невиданный грузооборот.
20 августа 1949 года у Додоново причалил пароход «Мария Ульянова», на котором прибыла тысяча человек в военной форме. Никто не знал, что за великая стройка возникла в непроходимой тайге. Довольно продолжительное время ее предназначение удавалось скрывать и от иностранных разведок. Но через несколько лет словосочетание «додоновский реактор» зазвучало на всех языках мира. Кроме русского. Лишь через десятилетия сибиряки узнали, что в скалах Атамановского кряжа спрятан подземный комбинат для наработки оружейного плутония – начинки ядерных боезарядов.
Судовой ход сужается
Тем временем «М.Ю. Лермонтов» обогнул остров Барабановский (69-й км) и попал на первый сложный участок нашего пути. Согласно правилам на предстоящих 15-ти километрах, до села Атаманово, пассажирским судам, сухогрузным теплоходам и танкерам, буксируемым и толкаемым составам из груженых барж определенной грузоподъемности, в темное время суток запрещено движение вниз.
Вот он – Средне-Шиверский перекат. Начинается на 73-м километре. Полтора километра далее — сплошь каменистые гряды и выходы скального дна. Вдобавок судовой ход сильно искривлен каменисто-галечной косой Потехина. Здесь сооружена струенаправляющая дамба. Скорость течения на перекате достигает 10 километров в час, ранее на плесовых участках — 4-5.
На перекате одностороннее движение, расхождение и обгон судов запрещены. Идущие вниз корабли, сделав оборот к острову Барабановский, останавливаются на 69-м километре. Встречные составы бросают якорь и ждут своей очереди на 80-м километре, у левого берега. Замечаем, что у плавучих навигационных знаков – красных и белых буев — установлены длинные шесты. Это контрольные вехи, дополнительное обозначение опасных мест.
Судовой ход здесь узкий, кругом скальные выступы. В верхней части переката штурман придерживается левой кромки, не допуская раскатки в сторону красных буев. В нижней части ведет судно чуть правее, подальше от левобережного скального берега.
«Лермонтов» успешно преодолевает опасный участок. Никто из пассажиров и не заметил, что судно шло по опасному участку. Все увлеченно фотографировали живописнейшие берега. Справа и слева острова, слева мелкие, у правого берега более крупный, со странным названием — Мамаич. Но на него никто не смотрит. Теплоход поворачивает влево. Мы уже знаем, что на мысе Шиверский кряж скоро покажется скала Барыня.
Барышня меняет наряды
На отвесной скале Шиверского кряжа нарисована девушка. Все зовут ее Барыня. Даже на лоцманской карте значится скала под таким именем. Почему незамысловатый рисунок стал достопримечательностью? Это ни что иное как один из старейших водомерных знаков на Енисее. По трехметровой фигуре Барыни лоцманы многие десятилетия определяли уровень воды на перекате. Как утверждает краевед Виктор Аференко, первый рисунок сделал в 1920-м году художник-самоучка Е.В. Беляев из Шиверов. Конечно, его Барыня выглядела совсем по-другому.
Время от времени путейцы подкрашивают барышню. А также «переодевают», в зависимости от моды. Сейчас на скале – кокетливая девушка в голубом берете и красном платьице. Говорят, старый рисунок был намного лучше…
Но и новый не остается незамеченным. Хотя сейчас на кораблях современное оборудование, непрерывно измеряющее глубину воды, речники все равно невольно бросают взгляд на барышню. А озорную присказку знают все, даже пассажиры. Местные тут же просвещают туристов: «У Барыни ноги сухие – дела плохие…».