Между Востоком и Западом
Крылья бывают не только у самолетов
Итак, из описания Сухобузимской волости мы узнали, что в 1855 году в полную воду от Красноярска до Енисейска на барках шли 3 суток.
Интересно, за какое время наш дизель-электроход дойдет до конечного пункта путешествия? Я спросила об этом у одного из членов экипажа, но получила уклончивый ответ. Не стала уточнять. Путешествие будет не таким интересным, если заранее все знаешь.
Вскоре наш теплоход обогнала «Заря» — судно на подводных крыльях. Штурманы приветствовали друг друга гудками. Мы же не успели хорошенько рассмотреть корабль, он пролетел мимо как стрела. Только веер водных брызг сверкнул на солнце. Наверно, скорость его раза в три больше, чем у нашего судна.
Оказывается, первые скоростные суда появились на Енисее 53 года назад, и не где-нибудь, а на маршруте Красноярск — Атаманово. Автор изобретения, он же конструктор «Ракеты», Р.Е. Алексеев придумал такую форму крыла и обводов судна, что на скорости они приобретали подъемную силу. И эта сила выталкивала и держла над поверхностью воды корпус «Ракеты». При этом резко сокращалось сопротивление и росла скорость.
Когда в 1960 году Енисейское пароходство получило первый теплоход «Ракета-7», требовалось провести ходовые испытания нового судна. Возможна ли эксплуатация такого флота на Енисее с его весьма сложными условиями судоходства? Из-за особенностей конструкции такие суда не могли долго находиться на плаву при водотечности корпуса. При быстром течении воды им невозможно обеспечить якорную стоянку. Из-за большой осадки на малой глубине сложно подойти к берегу, не оборудованному причалом.
Где же еще испытывать суда на прочность и безопасность движения, как не на Атамановских Камнях. Вблизи Красноярска более сложного участка не найти. На перекате — одностороннее движение, большая скорость течения, по обеим сторонам узкого судового хода торчат острые скалы. Каменистое ложе Енисея в этом месте и без того неровное, и после дноуглубительных работ кое-где остались опасные обломки скал.
Ходовые испытания прошли успешно. Правда, пришлось разрабатывать дополнения к местным правилам плавания. «Ракеты» ввели в эксплуатацию, и вскоре поставили на линию Красноярск — Енисейск. Быстрокрылые суда (скорость 60 километров в час) преодолевали это расстояние с шестью промежуточными остановками за 7 часов. «Ракета» брала на борт 64 пассажира.
Несколько раз в день приставали ракеты к пристани Атаманово. Можно было уехать не только в Красноярск, но и в Павловщину, Юксеево, далее — в Енисейск. А с пересадкой в Шумихе – и на юг Красноярского края.
Капитана списали на берег
Однажды на перекате Атамановские Камни все же случилась крупная авария. При обгоне состава «Ракета-42» зацепила буксирный трос и столкнулась с баржой. Бог миловал, никто не пострадал. И это редкое везение, так как пассажирский салон был поврежден основательно. Капитану теплохода после этого происшествия пришлось уйти на берег – в диспетчеры.
А еще был случай, когда из-за сильного тумана «Ракета» с пассажирами сутки простояла у Барабановского острова.
В 1964 году на Енисее появились более быстроходные «Метеоры», вместимостью 124 посадочных места, способные развивать скорость 66 километров в час.
«Чиж» и «Путейский»
Увы, ни «Ракеты» ни Метеоры», ни другие пассажирские или грузовые суда больше не пристают к берегам Атаманово. Лишь два небольших путейских теплохода увидели мы в маленьком затоне.
Служба водопути существует в Атаманово с 1902 года. И сейчас здесь располагается участок Красноярского района водных путей и судоходства, филиала Енисейского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. Когда-то бакенщики на опасных участках поддерживали огонь в керосиновых фонарях. Сейчас на Енисее используются светосигнальные навигационные приборы с полупроводниковыми излучателями. Внедрена спутниковая система координации навигационного ограждения судовых ходов, обеспечивающая судоходство с помощью электронных карт. Но без путейцев и в настоящее время невозможно обеспечить безопасное движение транспорта на реках. В некоторых случаях электроника бывает бессильна. Поэтому атамановские речники беспрерывно курсируют по Енисею. Вверх и вниз.