Между Востоком и Западом
«Бичевники не употребляются»
Самое же печальное – нет теперь пристани в Атаманово. На лоцманской карте я нашла лишь обозначение якорной стоянки на 86-м километре.
Между тем пристань в Атаманово существовала, видимо, с древнейших времен. Существует предположение, что здесь останавливались на отдых казаки, идущие в 1628 году вверх по Енисею, чтобы заложить в устье Качи острог Красный Яр. Неслучайно атаман пешей казачьей сотни Тюменцев спустя время основал тут свое родовое гнездо. В 1786 году здесь проживало 115 душ обоего пола носящих фамилию Тюменцевы, в 1891-м — 186.
С началом судоходства на Енисее в Атаманово построили пароходную пристань. Упоминания о ней имеются в документах 19 века. В отчетах Сухобузимского волостного правления сообщалось, что в волости имеются две пристани, но их местонахождение не указывалось. Однако можно было предположить, что одна находилась в Атаманово, другая — в Павловщине. Подтверждение тому было найдено в более поздних документах, в частности, в книге «Краткое описание приходов Енисейской епархии».
В Государственном архиве Красноярского края есть «Описание границ, почвы, гидрографии, путей сообщения, климата, населения, сельского хозяйства Сухобузимской волости за 1855 год». Это своего рода социально- экономический паспорт волости. В нем приводится масса интереснейших сведений, в том числе и о природных богатствах.
158 лет назад в состав этого административно — территориального образования входило 10 деревень и три села. В разделе «Гидрография» указывается, что »волость имеет владения на правой стороне по течению Енисея». Приводятся его параметры — «шириной на версту» (1 верста — 1066,8 метра), «глубиной местами саженей 4 и более» (1 сажень – 2,16 метра).
Волость входила «в состав судоходной системы». При этом уточнялось, что бичевники не употребляются. Что это такое? Оказывается, бичевник (бечевник) — сухопутная дорога вдоль берега реки, предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате, называемом бечевой или бичевой. Вероятно, от Павловшины до Атаманово лодки не тащили на бичеве, но на Казачинском пороге бурлаки точно были. А как на Атамановских камнях подняться вверх? Наверно, тоже с помощью веревки. Пароходы появились в этих местах лишь в 1883 году.
Потому в «Описании» значится: «…род судов простой – барки. Лодки поднимают от 4 до 10 пудов груза и людей употребляется от 5 до 10 человек».
Так как пахотной земли волость имела в избытке, крестьяне выращивали озимые и яровые культуры, а избыток хлеба отправляли в Енисейск и на промыслы. Путь был один – по Енисею.
До Енисейска шли трое суток
Снова вернусь к уникальному архивному документу XIX века «Описание границ, почвы, гидрографии, путей сообщения, климата, населения, сельского хозяйства Сухобузимской волости за 1855 год». В нем сообщается: «для проезда от Красноярска до Енисейска на расстояние 450 верст в полную воду требуется не более 3 суток».
Если версты пересчитать на километры, получится 480. В лоции 2008 года расстояние от Красноярска до Енисейска — 413 километров. Почему такое расхождение в цифрах? Возможно, Енисей менял русло, но не мог же стать на 67 километров длиннее. Остается предположить, что составители «Описания» ошиблись.
И тут меня осеняет: в 1855 году лоции Енисея не было! Он еще не знал, что за громадина такая — пароход. Специальные описания рек – гидрографические работы — начались в конце XIX века. Атлас Енисея был впервые издан в России по материалам экспедиции генерал-лейтенанта Андрея Ипполитовича Велькицкого (1894-96 гг.).
Инженер путей сообщения Е.В. Близняк в начале ХХ века составил карту Енисея, 1 и 2-я часть ее изданы в Санкт-Петербурге в 1913 году. Он опубликовал материалы о производстве промеров на реке с моторной лодки в 1911 году, о наблюдениях зимнего состояния Енисея и ледохода на участке от Красноярска до Енисейска в 1912 году. Его перу принадлежат много ценных исследований. В 1960 году имя профессора Близняка дано одному из теплоходов Енисейского речного пароходства