Самый Тёплый, Самый Трогательный – СТ-714
Будущий год станет юбилейным для енисейских речников: первая навигация на великой сибирской реке прошла по инициативе купцов-золотопромышленников в 1863-м. Два парохода и две баржи бойко курсировали тогда между Енисейском и Туруханском. Хотя, впрочем, не одна сотня лет исполнилась уже походам поморов на их кочах, златокипящей Мангазее, стругам Андрея Дубенского…
Но только с конца 20-х годов прошлого века судоходство на Енисее заработало по-настоящему. И только благодаря ему начали бурно развиваться северные территории Красноярского края. Когда в 1930 году был образован техникум водных путей сообщения (ныне Красноярское речное училище), желающих поступить в него мальчишек было в шесть с лишним раз больше, чем требовалось. Серьёзный конкурс оставался и впоследствии. С одним из выпускников отделения судоводителей КРУ – 44-летним капитаном Андреем Латыповым – мне посчастливилось пройти пол-Енисея. Наш сухогрузный теплоход СТ-714, приданный «Транспортной компании Сибирь-РечТранс», вышел из Красноярска воскресным вечером 16 сентября (если бы не успели загрузиться до полуночи, пришлось бы сутки стоять в ожидании вторника: по неписаному закону речников выдвигаться в рейс по понедельникам нельзя. Почему? Ни почему, нельзя и всё!
На самом теплоходе и «пришитой» к нему барже десятки контейнеров, рулоны современных стройматериалов, штабеля деревянных балок, тюки пластмассовых конструкций, бочки, бухты, бунты, а на «втором этаже» автомобили, автомобили, автомобили… Я спросила Андрея Гавриловича: «Что в контейнерах?». Ответ прозвучал замечательно коротко и ясно: «Всё!». За этот шестой в нынешней навигации рейс судно Латыпова должно доставить в Игарку и Норильск очередную без малого тысячу тонн груза. Очень хочется, чтобы оно минимум времени стояло под разгрузкой и чтобы ещё повторило знакомый до последнего метра маршрут северного завоза. В годы, более удачные по воде и погоде, можно было ходить на севера до ноября, а нынче ситуация с уровнем тяжёлая. Тут и природа подкузьмила (было мало снега и мало дождей), и человеческий фактор – это ведь люди «экспроприируют» Ангару, чтобы заполнить Богучанское водохранилище. Впрочем, в поведении экипажа излишней тревожности не наблюдалось: все спокойны, деятельны, пунктуальны. В габаритах 67,3 м*8,5 м семь человек – великолепная семёрка, Семь-Я, семья.
Семь-Я
Под началом отца-капитана здесь живут и работают: старпом Владимир Николаевич Канин – выпускник старейшей Великоустюгской alma-mater российских речников, третий механик Александр Павлов, так же как кэп воспитанный «Домом на якорях» (так называют красноярцы речное училище), подтёсовские ребята-мотористы Евгений Соколов, Роман Бородатов, Антон Ващенко… Женя и Рома недавно окончили ПУ-2, что стоит на Столбовой доро…, то бишь улице Столбовой в Красноярске, Антоша ещё учится – сейчас у него производственная практика. А Наталья Павловна – она парням и мать-кормилица, и мать-опекунша, и мать-хранительница очага, хотя выглядит их сверстницей. Тоненькая длиннокосая красавица принесла красный диплом инженера-эксплуатационника в жертву семейным обстоятельствам: ходит на теплоходе вместе с мужем-капитаном, готовит на камбузе совершенно ресторанные блюда и дивные блинчики-плюшки-пампушки и помогает юным практикантам делать курсовые проекты и солидные отчёты «Как я провёл этим летом». Кубрик, кают-компания, машинное отделение, капитанский мостик – ребята везде как дома. Драят палубу, как дома. Охраняют родной корабль (несут вахту), как родной дом. Оттачивают мотористское мастерство… Это и о них говорили ветераны КРУ после встречи спустя полвека с бывшими однокашниками: «С таким пополнением Енисейский флот не только устоит сегодня, но будет всегда, пока есть Енисей». И пока есть династии, хочется добавить: Андрей и Наташа Латыповы буквально взрастали на кораблях: и у него и у неё отцы были речниками, а мамы – при мужьях. Теперь уже внук старших Латыповых, Эдик, бегает по родительскому теплоходу, как по полу в родной квартире. Значит, наверняка судьба и ему стать капитаном.