Преемственность созидания

Подарок памяти

Навстречу 120-летию железнодорожного образования в Енисейской губернии.

Впрочем, не только в Енисейкой, но и в Томской, Иркутской, Хабаровской, словом, на всем пути строительства Великого Сибирского пути высочайшим указом в соответствующих губернских городах были созданы специальные учебные заведения, в частности, первое сибирское железнодорожное техническое училище было открыто в 1894 году в Красноярске.

Об этом много уже написано, музеи учебных заведений давно и успешно собирают информацию о преподавателях, учащихся, но как-то в стороне остаются инженеры-строители Транссибирской магистрали, хотя именно их по праву можно считать носителями передовых к тому времени знаний и технологий.

Наш журнал уже писал (№4, август 2012) о поисковой работе студентов КрИЖТ ИрГУПС под руководством кандидата физико-математических наук, доцента О.В. Адмаева, посвященной альбому «Постройка Средне-Сибирской железной дороги. 1893-1898». Мы встретились в редакции «ТТК» с Олегом Васильевичем и студентами Красноярского института железнодорожного транспорта, работающими с ним над данным проектом.

— Насколько продвинулась Ваша работа за полгода, можно ли выделить в ней образовательную составляющую?

— Сегодня мы не только знаем имена 82 инженеров и служащих из 123 размещенных в альбоме портретов, но уже внимательно изучаем их труды, посвященные строительству магистрали. Например, начальник четвертой дистанции IX участка инженер Максимилиан Карлович Циглер-фон-Шафгаузен является автором ряда работ: «Таблицы для скорого и точного подсчета объемов нагорных канав, кюветов и переездов», «Упрощение расчетов отверстий мостов для бассейнов, не превышающих 50 квадратных верст», «Опыт развития теории проложения трассы при изысканиях путей сообщения».

Нужно отметить, что это не просто публикации, это учебные пособия, по которым учились следующие поколения железнодорожников. Без сомнения, именно сибирский, а может быть, даже и красноярский опыт строительства позволил появиться в свет данным изданиям, что, конечно же, вызывает естественное чувство гордости.

В самом деле, Максимилиан Карлович трудился в современном Уярском районе, а автор учебника «Производство железнодорожных изысканий» Леопольд Антонович Штукенберг был начальником VI участка в Ачинске. Три брата – Павел, Владимир, Леопольд – сыновья известного изыскателя, строителя Николаевской железной дороги Антона Ивановича Штукенберга, привнесли свой вклад в строительство Средне-Сибирской железнодорожной магистрали.

Приведу интересный факт, связанный с этой семьей и имеющий прямое отношение к железнодорожному образованию — решением Комитета по строительству Сибирской железной дороги учащимся нашего красноярского железнодорожного училища присуждалась стипендия имени Павла Антоновича Штукенберга. Конечно, у нас возникли вопросы. Присуждение стипендии происходило по социальным признакам или за достижения в учебе? Кто были стипендиаты? В какие годы? И, наконец, главный — бывал ли в Красноярске П.А. Штукенберг, или персонификация стипендии есть посмертная дань уважения к его заслугам? Пока на них нет ответа.

– Можно ли установить образовательную связь между Транссибирской магистралью девятнадцатого века и современными железными и автомобильными дорогами?

— Посмотрите, земляное полотно бывшей железной дороги сейчас активно используется для проезда к дачным массивам, причем где-то в асфальтобетонном покрытии. Это значит, что специальности дорожников и путейцев содержат общие фундаментальные знания, которые представлены в таких дисциплинах, как «Изыскания и проектирование автомобильных (железных) дорог», «Механика грунтов», «Основания и фундаменты». Не случайно и подготовка таких специалистов в России начиналась в одном вузе — Петербургском институте инженеров путей сообщения, и даже потом, по окончании его, путейцы, дорожники, речники принадлежали одному ведомству — Министерству путей сообщения.

Но можно рассмотреть данную проблему шире, например, с позиций речного транспорта – реки Обь, Енисей, Ангара, Чулым как пути доставки материалов, в частности, от европейских производителей через северные моря. В этом контексте роль Красноярска и Ачинска как речных портов трудно переоценить. Кстати, это прекрасный наглядный материал для преподаваемой в нашем институте дисциплины «Взаимодействие видов транспорта».

Текущий год является юбилейным и для Красноярска. Поэтому, если мы говорим об юбилеях, как о праздниках, то и относиться к ним мы должны как к праздникам, значит, нужен подарок. Мы его назвали подарком памяти и преемственности: городу — от железнодорожного образования, – присоединяется к разговору студент пятого курса Евгений Садомов. — На основе геодезических изысканий и чертежей продольного профиля Средне-Сибирской железной дороги в окрестности Красноярска, которые нам передали сотрудники Музея истории Красноярской железной дороги, за что мы им очень благодарны, мы осуществляем «вычислительную реставрацию» наиболее интересных участков с помощью современных программных продуктов.

10 комментариев
  1. Ответить Антолиновская Людмила Павловна 13.12.2013 в 14:28

    Олег Васильевич Адмаев отличается вдумчивым отношением к глобальным проблемам современности, отсюда проистекает его безудержное желание исследовать белые пятна истории, в частности, малоизученные и общественно значимые. Со свойственными ему аналитическими способностями учёного-математика он талантливо популяризирует явления и факты, осмысливая их, сопоставляя, заставляя читателей пристальнее вглядеться в окружающий мир. В частности, меня поразила статья о катастрофе на ст. Балай. Родом я именно оттуда, и об аварии на железной дороги знала. Но только поверхностно. Спасибо Олегу Васильевичу за просветительскую и публицистическую деятельность. Его материалы заслуживают самой высокой оценки.

  2. Ответить Мария 08.01.2014 в 00:06

    Прекрасная статья, очень вдумчивая. Сейчас редко так пишут, стилистика статьи безупречна!

  3. Ответить Евгения 08.01.2014 в 15:21

    Любить Родину — это знать историю, помнить имена людей, вершивших великие дела. Сейчас как никогда очень важна деятельность привлечения молодого поколения к истории страны, родного края. Спасибо, Олег Васильевич!

  4. Ответить Олег 09.01.2014 в 12:32

    Очень интересно и познавательно

  5. Ответить Леонид Шабалин 09.01.2014 в 13:49

    Молодые! Все ли вы помните хотя бы имена прадедов и прабабушек из 19-го и даже 20-го веков?! Тех, кто осваивал Сибирь, строил Московский тракт, Трассиб ?! Или же современный БАМ?! Я уж не говорю о БАМе конца 30-х и начала 50-х?! Убежден, что таких — единицы.
    Олег Адмаев открывает и для вас страницы давно забытого, страницы познания для «Иванов, не помнящих родства».
    Взгляните на карту России. Она вся изрезана линиями дорог разного назначения — дорог жизни. Быть может, в «сундуках» ваших прародителей сохранились фото и документы воистину героического их труда в освоении нашего края.
    Не железные, а золотые факты из прошлого — большая творческая удача публициста Олега Адмаева.
    Леонид Шабалин, Лауреат примии Союза журналистов СССР.

  6. Ответить Вадим Егорушкин 09.01.2014 в 23:46

    Статья безусловно заслуживает внимания. В нашем крае так много белых пятен, в том числе связанных со строительством железных дорог. Схема развития железных дорог в крае, разработанная еще в дореволюционные времена, до сих пор полностью не реализована. Факты из жизни края, жизнь людей, его населявших, строителей-железнодорожников, зачастую малограмотных или безграмотных… Олег Васильевич провел (и, надеюсь, еще все проводит) большую работу, открывая заново давно забытые страницы нашего прошлого.

  7. Ответить Елена 10.01.2014 в 01:58

    Мне очень понравилось. Многого не знала. Узнала из статьи.

  8. Ответить Андрей Казаков 10.01.2014 в 15:10

    Хорошая статья! Интересно, познавательно, кратко. Семь баллов!!!

  9. Ответить Рустам 10.01.2014 в 16:27

    прочитал всю статью, очень познавательно для меня и интересно. Вообще хоть и учусь в железнодорожном институте, но никогда не увлекался историей дороги…
    А из этой статьи узнал очень много нового для себя.
    Отличная статья Олег Васильевич.

  10. Ответить Наташа 10.01.2014 в 22:47

    Статья заслуживает прочтения, информативная для любого возраста.

Оставить отзыв