Преемственность созидания
Вот что писал об этом в воспоминаниях сам Ливеровский:
[quote type=»medium» align=»left»] «Печальную известность приобрёл так называемый Балайский косогор, который «давал о себе знать» и до переустройства первой Сибирской дороги. По первому проекту 1904 года линия проходила небольшими выемками. Однако когда приступили к работам и тщательно осмотрели этот косогор, то опытный начальник участка А.О. Волк-Карачаевский нашёл, что невозможно вести линию по этому косогору. Зимой 1908–1909 гг. по заранее составленному плану пробурили множество скважин. И тогда обнаружилось, что в уровне отметки полотна на этом косогоре можно пройти по совершенно прочным неподвижным породам – бурой плотной глине, которая не имела тенденции к передвижению и сплыванию. При отводе русла реки Балай для удобной постройки моста старицу решили засыпать. Решение было правильное: получилось удобство работы и удешевление мостовых опор. Но её стали засыпать, не обследовав как следует. Старица оказалась сверху затянутой мощным слоем торфа, а под ним – большое количество ила. Когда возвели на старице насыпь почти на всю высоту, ил, находившийся под торфом, не выдержал такой нагрузки, разъехался во все стороны, и насыпь осела на 5 метров, увлекая за собой и соседние части» («Воспоминания строителя железных дорог А.В. Ливеровского». Под редакцией профессора В.Г. Григоренко. — Хабаровск, Издательство ДВГУПС, 2003) [/quote]
Итак, кто же этот человек, знакомство с которым мы начали с фотографии всё в том же альбоме? Сведения о нём предлагает Википедия:
[box color=»white» icon=»information»]Александр Васильевич Ливеровский (1867–1951), знаменитый русский инженер, доктор технических наук, профессор, министр путей сообщения Временного правительства (1917 г.) Его имя широко известно в России и за рубежом всем, кто связал свою судьбу с транспортным строительством. Он – активный участник строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, которая соединила западные и дальневосточные районы России, дала жизнь Сибири и Дальнему Востоку.
А.В. Ливеровский являлся автором нескольких проектов строительства новых железных дорог, плана развития железнодорожного строительства в СССР. Академией наук и правительственными органами он не раз привлекался в качестве эксперта крупнейших проектов, в том числе строительства Московского метрополитена и «Дороги жизни» через Ладогу (1942 г.). Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени.
[/box]
Вдумайтесь: министр путей сообщения Временного правительства, арестованный 25 октября 1917 года в Зимнем Дворце и помещённый в Петропавловскую крепость, в 1947 году награждается Орденом Ленина, в том числе и за организацию транспортного движения по льду Ладожского озера в дни блокады Ленинграда! И такой человек занимался нашим Балайским косогором, причём так же тщательно и дотошно, как и всем в своей жизни…
Сибирский Гауди
Строительство вокзалов, больниц, церквей, разумеется, не обходилось без архитекторов. И здесь самое главное имя — Константина Константиновича Лыгина, выпускника Императорской академии художеств. В 1895 г. он получил предложение занять должность архитектора при управлении Средне-Сибирской железной дороги, которое находилось в Томске. Принял его и с 1898 по 1906 годы работал архитектором «по новым работам» при управлении железной дороги. Существует мнение, что по его проектам в это время построены церкви на станциях Тайга (1898), Петропавловск (конец 1890-х), Новониколаевск (собор Александра Невского, 1895-1899). Томичи вообще считают Лыгина томским Гауди, и чтобы понять – почему — достаточно один раз пройти пешком по проспекту Ленина. Красота построенных по его проектам зданий завораживает. Кстати, есть косвенные данные, что и вокзал в Красноярске (конец 1890 г.) проектировал он, хотя в вышедшем в 1899 году альбоме «Великий путь. Виды Сибири и её железных дорог» отмечается, что архитектором красноярского вокзала является Н.М. Соловьев. Ещё одна «загадка», которую задал нам, людям XXI века, старинный альбом.
***
Альбом этот, кстати, вместе с моделью моста через Енисей, возили на Всемирную выставку в Париж, есть такие сведения… По всей видимости, нам, красноярцам, очень повезло. Возможно, это единственный альбом, посвящённый Транссибирской магистрали, в котором помещены портреты создателей дороги (в других альбомах, изданных на ту же тему на рубеже 19-20 веков, — только чертежи и фотографии технологических процессов, зданий и сооружений). И замечательно, что он посвящен именно НАШЕЙ части дороги, проходящей по территории бывших Томской, Енисейской и Иркутской губерний.
Что касается продолжения нашего исследования… Наверное, возможности Интернет как средства поиска информации для решения поставленной нами задачи на сегодняшний день уже исчерпаны. Хотя с другой стороны… Общество только вступает в благоприятную для любителей истории эпоху – оцифровываются архивы, ведут активную работу различные генеалогические фонды, становится всё больше и больше желающих узнать о судьбе своих близких, об истории своей малой и большой Родины. Так что мы все можем стать писателями истории – если отнесёмся к ней со вниманием и неподдельным интересом.
Олег Васильевич Адмаев отличается вдумчивым отношением к глобальным проблемам современности, отсюда проистекает его безудержное желание исследовать белые пятна истории, в частности, малоизученные и общественно значимые. Со свойственными ему аналитическими способностями учёного-математика он талантливо популяризирует явления и факты, осмысливая их, сопоставляя, заставляя читателей пристальнее вглядеться в окружающий мир. В частности, меня поразила статья о катастрофе на ст. Балай. Родом я именно оттуда, и об аварии на железной дороги знала. Но только поверхностно. Спасибо Олегу Васильевичу за просветительскую и публицистическую деятельность. Его материалы заслуживают самой высокой оценки.
Прекрасная статья, очень вдумчивая. Сейчас редко так пишут, стилистика статьи безупречна!
Любить Родину — это знать историю, помнить имена людей, вершивших великие дела. Сейчас как никогда очень важна деятельность привлечения молодого поколения к истории страны, родного края. Спасибо, Олег Васильевич!
Очень интересно и познавательно
Молодые! Все ли вы помните хотя бы имена прадедов и прабабушек из 19-го и даже 20-го веков?! Тех, кто осваивал Сибирь, строил Московский тракт, Трассиб ?! Или же современный БАМ?! Я уж не говорю о БАМе конца 30-х и начала 50-х?! Убежден, что таких — единицы.
Олег Адмаев открывает и для вас страницы давно забытого, страницы познания для «Иванов, не помнящих родства».
Взгляните на карту России. Она вся изрезана линиями дорог разного назначения — дорог жизни. Быть может, в «сундуках» ваших прародителей сохранились фото и документы воистину героического их труда в освоении нашего края.
Не железные, а золотые факты из прошлого — большая творческая удача публициста Олега Адмаева.
Леонид Шабалин, Лауреат примии Союза журналистов СССР.
Статья безусловно заслуживает внимания. В нашем крае так много белых пятен, в том числе связанных со строительством железных дорог. Схема развития железных дорог в крае, разработанная еще в дореволюционные времена, до сих пор полностью не реализована. Факты из жизни края, жизнь людей, его населявших, строителей-железнодорожников, зачастую малограмотных или безграмотных… Олег Васильевич провел (и, надеюсь, еще все проводит) большую работу, открывая заново давно забытые страницы нашего прошлого.
Мне очень понравилось. Многого не знала. Узнала из статьи.
Хорошая статья! Интересно, познавательно, кратко. Семь баллов!!!
прочитал всю статью, очень познавательно для меня и интересно. Вообще хоть и учусь в железнодорожном институте, но никогда не увлекался историей дороги…
А из этой статьи узнал очень много нового для себя.
Отличная статья Олег Васильевич.
Статья заслуживает прочтения, информативная для любого возраста.