Преемственность созидания

Вот что писал об этом в воспоминаниях сам Ливеровский:

[quote type=»medium» align=»left»] «Печальную известность приобрёл так называемый Балайский косогор, который «давал о себе знать» и до переустройства первой Сибирской дороги. По первому проекту 1904 года линия проходила небольшими выемками. Однако когда приступили к работам и тщательно осмотрели этот косогор, то опытный начальник участка А.О. Волк-Карачаевский нашёл, что невозможно вести линию по этому косогору. Зимой 1908–1909 гг. по заранее составленному плану пробурили множество скважин. И тогда обнаружилось, что в уровне отметки полотна на этом косогоре можно пройти по совершенно прочным неподвижным породам – бурой плотной глине, которая не имела тенденции к передвижению и сплыванию. При отводе русла реки Балай для удобной постройки моста старицу решили засыпать. Решение было правильное: получилось удобство работы и удешевление мостовых опор. Но её стали засыпать, не обследовав как следует. Старица оказалась сверху затянутой мощным слоем торфа, а под ним – большое количество ила. Когда возвели на старице насыпь почти на всю высоту, ил, находившийся под торфом, не выдержал такой нагрузки, разъехался во все стороны, и насыпь осела на 5 метров, увлекая за собой и соседние части» («Воспоминания строителя железных дорог А.В. Ливеровского». Под редакцией профессора В.Г. Григоренко. — Хабаровск, Издательство ДВГУПС, 2003) [/quote]

 

Итак, кто же этот человек, знакомство с которым мы начали с фотографии всё в том же альбоме? Сведения о нём предлагает Википедия:

[box color=»white» icon=»information»]

Александр Васильевич Ливеровский (1867–1951), знаменитый русский инженер, доктор технических наук, профессор, министр путей сообщения Временного правительства (1917 г.) Его имя широко известно в России и за рубежом всем, кто связал свою судьбу с транспортным строительством. Он – активный участник строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, которая соединила западные и дальневосточные районы России, дала жизнь Сибири и Дальнему Востоку.

А.В. Ливеровский являлся автором нескольких проектов строительства новых железных дорог, плана развития железнодорожного строительства в СССР. Академией наук и правительственными органами он не раз привлекался в качестве эксперта крупнейших проектов, в том числе строительства Московского метрополитена и «Дороги жизни» через Ладогу (1942 г.). Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени.

[/box]

 

Вдумайтесь: министр путей сообщения Временного правительства, арестованный 25 октября 1917 года в Зимнем Дворце и помещённый в Петропавловскую крепость, в 1947 году награждается Орденом Ленина, в том числе и за организацию транспортного движения по льду Ладожского озера в дни блокады Ленинграда! И такой человек занимался нашим Балайским косогором, причём так же тщательно и дотошно, как и всем в своей жизни…

Сибирский Гауди

Строительство вокзалов, больниц, церквей, разумеется, не обходилось без архитекторов. И здесь самое главное имя — Константина Константиновича Лыгина, выпускника Императорской академии художеств. В 1895 г. он получил предложение занять должность архитектора при управлении Средне-Сибирской железной дороги, которое находилось в Томске. Принял его и с 1898 по 1906 годы работал архитектором «по новым работам» при управлении железной дороги. Существует мнение, что по его проектам в это время построены церкви на станциях Тайга (1898), Петропавловск (конец 1890-х), Новониколаевск (собор Александра Невского, 1895-1899). Томичи вообще считают Лыгина томским Гауди, и чтобы понять – почему — достаточно один раз пройти пешком по проспекту Ленина. Красота построенных по его проектам зданий завораживает. Кстати, есть косвенные данные, что и вокзал в Красноярске (конец 1890 г.) проектировал он, хотя в вышедшем в 1899 году альбоме «Великий путь. Виды Сибири и её железных дорог» отмечается, что архитектором красноярского вокзала является Н.М. Соловьев. Ещё одна «загадка», которую задал нам, людям XXI века, старинный альбом.

***

Альбом этот, кстати, вместе с моделью моста через Енисей, возили на Всемирную выставку в Париж, есть такие сведения… По всей видимости, нам, красноярцам, очень повезло. Возможно, это единственный альбом, посвящённый Транссибирской магистрали, в котором помещены портреты создателей дороги (в других альбомах, изданных на ту же тему на рубеже 19-20 веков, — только чертежи и фотографии технологических процессов, зданий и сооружений). И замечательно, что он посвящен именно НАШЕЙ части дороги, проходящей по территории бывших Томской, Енисейской и Иркутской губерний.

Что касается продолжения нашего исследования… Наверное, возможности Интернет как средства поиска информации для решения поставленной нами задачи на сегодняшний день уже исчерпаны. Хотя с другой стороны… Общество только вступает в благоприятную для любителей истории эпоху – оцифровываются архивы, ведут активную работу различные генеалогические фонды, становится всё больше и больше желающих узнать о судьбе своих близких, об истории своей малой и большой Родины. Так что мы все можем стать писателями истории – если отнесёмся к ней со вниманием и неподдельным интересом.

10 комментариев
  1. Ответить Антолиновская Людмила Павловна 13.12.2013 в 14:28

    Олег Васильевич Адмаев отличается вдумчивым отношением к глобальным проблемам современности, отсюда проистекает его безудержное желание исследовать белые пятна истории, в частности, малоизученные и общественно значимые. Со свойственными ему аналитическими способностями учёного-математика он талантливо популяризирует явления и факты, осмысливая их, сопоставляя, заставляя читателей пристальнее вглядеться в окружающий мир. В частности, меня поразила статья о катастрофе на ст. Балай. Родом я именно оттуда, и об аварии на железной дороги знала. Но только поверхностно. Спасибо Олегу Васильевичу за просветительскую и публицистическую деятельность. Его материалы заслуживают самой высокой оценки.

  2. Ответить Мария 08.01.2014 в 00:06

    Прекрасная статья, очень вдумчивая. Сейчас редко так пишут, стилистика статьи безупречна!

  3. Ответить Евгения 08.01.2014 в 15:21

    Любить Родину — это знать историю, помнить имена людей, вершивших великие дела. Сейчас как никогда очень важна деятельность привлечения молодого поколения к истории страны, родного края. Спасибо, Олег Васильевич!

  4. Ответить Олег 09.01.2014 в 12:32

    Очень интересно и познавательно

  5. Ответить Леонид Шабалин 09.01.2014 в 13:49

    Молодые! Все ли вы помните хотя бы имена прадедов и прабабушек из 19-го и даже 20-го веков?! Тех, кто осваивал Сибирь, строил Московский тракт, Трассиб ?! Или же современный БАМ?! Я уж не говорю о БАМе конца 30-х и начала 50-х?! Убежден, что таких — единицы.
    Олег Адмаев открывает и для вас страницы давно забытого, страницы познания для «Иванов, не помнящих родства».
    Взгляните на карту России. Она вся изрезана линиями дорог разного назначения — дорог жизни. Быть может, в «сундуках» ваших прародителей сохранились фото и документы воистину героического их труда в освоении нашего края.
    Не железные, а золотые факты из прошлого — большая творческая удача публициста Олега Адмаева.
    Леонид Шабалин, Лауреат примии Союза журналистов СССР.

  6. Ответить Вадим Егорушкин 09.01.2014 в 23:46

    Статья безусловно заслуживает внимания. В нашем крае так много белых пятен, в том числе связанных со строительством железных дорог. Схема развития железных дорог в крае, разработанная еще в дореволюционные времена, до сих пор полностью не реализована. Факты из жизни края, жизнь людей, его населявших, строителей-железнодорожников, зачастую малограмотных или безграмотных… Олег Васильевич провел (и, надеюсь, еще все проводит) большую работу, открывая заново давно забытые страницы нашего прошлого.

  7. Ответить Елена 10.01.2014 в 01:58

    Мне очень понравилось. Многого не знала. Узнала из статьи.

  8. Ответить Андрей Казаков 10.01.2014 в 15:10

    Хорошая статья! Интересно, познавательно, кратко. Семь баллов!!!

  9. Ответить Рустам 10.01.2014 в 16:27

    прочитал всю статью, очень познавательно для меня и интересно. Вообще хоть и учусь в железнодорожном институте, но никогда не увлекался историей дороги…
    А из этой статьи узнал очень много нового для себя.
    Отличная статья Олег Васильевич.

  10. Ответить Наташа 10.01.2014 в 22:47

    Статья заслуживает прочтения, информативная для любого возраста.

Оставить отзыв