Преемственность созидания
Вот перечень учебных заведений, исключительно высших, которые закончили люди из нашего списка: императорские Казанский, Московский, Новороссийский, Санкт-Петербургский, Киевский, Томский университеты. Петербургские вузы: Институт гражданских инженеров; Академия художеств; Институт инженеров путей сообщения; Практический технологический институт, Николаевская инженерная академия, Рижское политехническое училище. Более того, чтобы выучиться на будущего инженера-железнодорожника, то есть поступить в Петербургский институт инженеров путей сообщения (ПИИПС), в 80-ые годы позапрошлого века требовалось предварительно закончить физико-математические факультеты императорских университетов. В нашем списке пока таких – 17 человек, которые, став кандидатами наук в университетах, поступали в ПИИПС, чтобы получить теперь уже техническую специальность, считавшейся высшей квалификацией.
Для меня, выпускника математического факультета Красноярского государственного университета, в этой связи представляется лично важным увлечь студентов-железнодорожников вычислительной реконструкцией технических сооружений конца 19 – начала 20 веков. Почему-то возникла стойкая уверенность, что студенты, работающие на современных компьютерах, могут многому научиться у своих предшественников на их работах.
Итак, все эти люди, закончившие столичные вузы для того, чтобы ехать за тысячи километров и прокладывать современные дороги порой через непроходимые леса, болота и безлюдные просторы Российской империи, достойны преклонения. Прослеживая некоторые судьбы, удавалось выйти на уникальную информацию и удивительные сюжеты.
От Ольгинской церкви – к Блуменау
Как известно, Транссиб – это не только прокладывание путей. На территориях, примыкавших к железнодорожной магистрали, велось строительство храмов, школ, больниц. Здесь уместно отметить такой факт: для финансирования этих «социальных объектов» был создан специальный Фонд имени императора Александра Третьего, и состоятельные граждане вносили в него свои пожертвования.
Одним из примеров такого обустройства населённых пунктов на Красноярско-Канском отрезке Великого пути может служить история Ольгинской церкви в Уярском районе Красноярского края. О ней на сайте www.naov.ru пишет архитектор Ольга Руссу. Станция Ольгино названа в честь великой княгини Ольги Николаевны — дочери императора Николая II, родившейся в 1895 году. Посёлок Ольгинский получил своё развитие в 1890-х годах, в период прокладки участка железной дороги между станциями Красноярск-Правый и Клюквенная (г.Уяр). Посёлок, выросший неподалёку от станции Ольгинской, постепенно был обжит переселенцами, преимущественно из Киевской, Харьковской, Полтавской и Тамбовской губерний. У жителей возникла идея строительства православного храма. Строительство началось в 1897 году. 11 июля этого года сотрудники железнодорожного ведомства, среди которых был начальник первой дистанции IХ участка Александр Владимирович (Васильевич) Блуменау, составили акт освидетельствования котлована, вырытого под фундамент здания.
Странное двойное отчество названного инженера объясняется тем, что в упоминаниях о нём, действительно, встречается и тот, и другой вариант, хотя речь, безусловно, идёт об одном человеке. Так, в работе учащегося (2005 г.) Копьёвской сельской общеобразовательной средней школы (республика Хакасия) Александра Фиськова «Копьёво и его жители на переломе эпох», выполненной под руководством учителя истории Л.В. Андриановой, отмечается значительная роль Александра Васильевича Блуменау в жизни села, его образовательная работа с сельскими детьми. В то же время в краеведческой литературе он известен как Александр Владимирович Блуменау, автор книги «Записка об Ачинск-Минусинской железной дороге и её районе: с приложением правительственных постановлений по вопросу о достройке дороги».
Он был одним из немногих, если не единственным геологом в Енисейской губернии, и опять же, одним из немногих служащих Средне-Сибирской железной дороги, оставшимся после строительства жить и работать здесь. Его вклад, например, в становление Ачинского краеведческого музея невозможно переоценить (после основателя музея учителя Д.С. Каргополова он фактически воссоздал второй «Мартьяновский» музей в Ачинске). Скорее всего, до последних дней своей жизни он был неразрывно связан с городом на Чулыме, хотя удалось найти и такую информацию: в конце 20-х годов А.В. Блуменау принимал активное участие в археологических исследованиях вблизи Красноярска.
Приведённая выше ссылка на работу учащегося средней школы появилась здесь не случайно. Информация, представленная на школьных сайтах, порой оказывается очень полезной и просто уникальной. Под руководством своих учителей ребята находят имена основателей железнодорожных посёлков, архивные материалы по строительству отдельных зданий, воспоминания жителей, не зафиксированные больше нигде. Большое им спасибо за эту работу!
Балайский косогор
Буквально находкой для нас стало имя выдающего железнодорожного строителя А.В. Ливеровского, который участвовал в работах по возведению магистрали, а затем в эксплуатационном контроле в течение трёх (!) десятилетий знаменитого Балайского косогора, история которого сама по себе чрезвычайно любопытна.
Олег Васильевич Адмаев отличается вдумчивым отношением к глобальным проблемам современности, отсюда проистекает его безудержное желание исследовать белые пятна истории, в частности, малоизученные и общественно значимые. Со свойственными ему аналитическими способностями учёного-математика он талантливо популяризирует явления и факты, осмысливая их, сопоставляя, заставляя читателей пристальнее вглядеться в окружающий мир. В частности, меня поразила статья о катастрофе на ст. Балай. Родом я именно оттуда, и об аварии на железной дороги знала. Но только поверхностно. Спасибо Олегу Васильевичу за просветительскую и публицистическую деятельность. Его материалы заслуживают самой высокой оценки.
Прекрасная статья, очень вдумчивая. Сейчас редко так пишут, стилистика статьи безупречна!
Любить Родину — это знать историю, помнить имена людей, вершивших великие дела. Сейчас как никогда очень важна деятельность привлечения молодого поколения к истории страны, родного края. Спасибо, Олег Васильевич!
Очень интересно и познавательно
Молодые! Все ли вы помните хотя бы имена прадедов и прабабушек из 19-го и даже 20-го веков?! Тех, кто осваивал Сибирь, строил Московский тракт, Трассиб ?! Или же современный БАМ?! Я уж не говорю о БАМе конца 30-х и начала 50-х?! Убежден, что таких — единицы.
Олег Адмаев открывает и для вас страницы давно забытого, страницы познания для «Иванов, не помнящих родства».
Взгляните на карту России. Она вся изрезана линиями дорог разного назначения — дорог жизни. Быть может, в «сундуках» ваших прародителей сохранились фото и документы воистину героического их труда в освоении нашего края.
Не железные, а золотые факты из прошлого — большая творческая удача публициста Олега Адмаева.
Леонид Шабалин, Лауреат примии Союза журналистов СССР.
Статья безусловно заслуживает внимания. В нашем крае так много белых пятен, в том числе связанных со строительством железных дорог. Схема развития железных дорог в крае, разработанная еще в дореволюционные времена, до сих пор полностью не реализована. Факты из жизни края, жизнь людей, его населявших, строителей-железнодорожников, зачастую малограмотных или безграмотных… Олег Васильевич провел (и, надеюсь, еще все проводит) большую работу, открывая заново давно забытые страницы нашего прошлого.
Мне очень понравилось. Многого не знала. Узнала из статьи.
Хорошая статья! Интересно, познавательно, кратко. Семь баллов!!!
прочитал всю статью, очень познавательно для меня и интересно. Вообще хоть и учусь в железнодорожном институте, но никогда не увлекался историей дороги…
А из этой статьи узнал очень много нового для себя.
Отличная статья Олег Васильевич.
Статья заслуживает прочтения, информативная для любого возраста.