Преемственность созидания
Царский подарок
На титуле огромного альбома золотом тиснённое название — «Постройка Средне-Сибирской железной дороги. 1893-1898». Да, именно в этом году исполняется 120 лет с начала строительства одного из самых сложных участков Транссибирской магистрали, который начинался от станции Обь и заканчивался на станции Иннокентьевская вблизи Иркутска. И, конечно, проходил через Красноярск.
Первый раз я увидел его на сайте krasplace.ru (об этом удивительном портале, посвящённом истории Красноярска и Красноярского края, наша газета писала в октябрьском номере за 2010 год. – ред). Потом оказалось, что данное издание очень популярно, его электронные копии можно найти на различных ресурсах, в том числе и на сайте Государственного архива Новосибирской области с достаточно информативным описанием всех страниц.
Альбом содержит 18 коллажей, на которых помещены 123 фотографии участников этого строительства – инженеров путей сообщения, строителей, архитекторов, врачей, экономистов. Но нигде нет никакой информации об этих специалистах. Более того, ещё пятнадцать лет назад директор Центрального музея железнодорожного транспорта Галина Петровна Закревская писала про 140 портретов из данного альбома («Железнодорожное дело», № 6, 1998). Может быть, существовали ещё 3-4 страницы, на которых размещались недостающие фотографии 17 инженеров и служащих Средне-Сибирской железной дороги и необходимая выходная информация? Это одна из загадок издания, про которое мы (это я и студенты Красноярского института железнодорожного транспорта, увлекающиеся историей железной дороги) пока ещё ничего не знаем – ни года выпуска, ни места издания, тиража, авторов-составителей, наконец.
Вообще же надо сказать, что всё, что мы нашли за 6 месяцев непрерывных поисков, мы извлекли из Интернета. Это было принципиально важно – минимальные контакты с традиционными архивами, историками, только Всемирная сеть — и максимальная свобода в построении гипотез.
Итак, мы поставили себе тогда еще скромную задачу: узнать имена специалистов, соединивших Красноярск железной дорогой со всей Россией. Взяв за основу альбом, мы выстроили методику своих исследований следующим образом: расшифровывая подписи, пропуская их через поисковые системы, мы последовательно восстанавливали персоналии, а затем и их биографии. Фотография признавалась идентифицированной, если удавалось найти хотя бы один источник информации, подтверждающий причастность данного лица к Средне-Сибирской железной дороге. В настоящее время мы уверены в 82 фамилиях. В каких-то случаях результатов нет до сих пор, но по некоторым персонам удалось найти интереснейшие данные, о которых уже нужно рассказывать.
Медики
Как ни странно, наиболее успешными оказались поиски сведений о медицинском персонале, находившемся в распоряжении Управления строительства, т.е. о врачах, которые обслуживали строителей и работников депо. Помогло здесь появление в сети оцифрованных копий Российских медицинских списков Министерства внутренних дел, издаваемых ежегодно с середины 19 века вплоть до революции и гражданской войны.
Устроены эти списки очень компактно и интересно: напротив каждой фамилии в алфавитном перечне – год рождения, ученая степень, год окончания курса медицинских наук, специальность, чин, должность, род службы, место жительства. Так удалось определить и проследить послужной путь за 1892-1908 годы Германа Осиповича Гиршмана, железнодорожного врача в Красноярске. Оказалось, что он также работал врачом в нашем Красноярском железнодорожном техническом училище — как сказали бы сейчас, по совместительству.
Также в Красноярске железнодорожными врачами (именно так назывался род службы согласно послужных списков), служили Иван Иванович Абдрин (1896-1897), Иван Васильевич Петров (1897–1899), а в Канске и Ачинске, соответственно, Николай Александрович Горбачевский и Иван Павлович Михайловский. Чем объяснялся недолгий срок работы специалистов? «Текучкой кадров», как сказали бы при Советской власти, или «мобильностью», как становится модно сейчас? Интересная, кстати, тема для какого-нибудь сравнительно-исторического исследования.
Всего же на Средне-Сибирской железной дороге в этот период, по нашим подсчётам, лечили железнодорожников 19 врачей. Причём не только лечили. Они занимались наукой, писали статьи – их можно найти не только в библиотеке Красноярского медицинского университета, но и, опять же, в Интернете. Так, на сайте Северо-Осетинской государственной медицинской академии приведена работа нижнеудинского (станция Тулун Иркутской губернии) железнодорожного врача Александра Павловича Марковитина «К вопросу о подкожных повреждениях кишечника»: отдельный оттиск из № 6 «Сибирских врачебных ведомостей».
Инженеры
Изучение биографий всех участников строительства нашего участка Транссиба наполнило нас глубоким уважением к этим людям. Знаете ли вы, уважаемые читатели, какое образование в дореволюционное время получали, например, инженеры?
Олег Васильевич Адмаев отличается вдумчивым отношением к глобальным проблемам современности, отсюда проистекает его безудержное желание исследовать белые пятна истории, в частности, малоизученные и общественно значимые. Со свойственными ему аналитическими способностями учёного-математика он талантливо популяризирует явления и факты, осмысливая их, сопоставляя, заставляя читателей пристальнее вглядеться в окружающий мир. В частности, меня поразила статья о катастрофе на ст. Балай. Родом я именно оттуда, и об аварии на железной дороги знала. Но только поверхностно. Спасибо Олегу Васильевичу за просветительскую и публицистическую деятельность. Его материалы заслуживают самой высокой оценки.
Прекрасная статья, очень вдумчивая. Сейчас редко так пишут, стилистика статьи безупречна!
Любить Родину — это знать историю, помнить имена людей, вершивших великие дела. Сейчас как никогда очень важна деятельность привлечения молодого поколения к истории страны, родного края. Спасибо, Олег Васильевич!
Очень интересно и познавательно
Молодые! Все ли вы помните хотя бы имена прадедов и прабабушек из 19-го и даже 20-го веков?! Тех, кто осваивал Сибирь, строил Московский тракт, Трассиб ?! Или же современный БАМ?! Я уж не говорю о БАМе конца 30-х и начала 50-х?! Убежден, что таких — единицы.
Олег Адмаев открывает и для вас страницы давно забытого, страницы познания для «Иванов, не помнящих родства».
Взгляните на карту России. Она вся изрезана линиями дорог разного назначения — дорог жизни. Быть может, в «сундуках» ваших прародителей сохранились фото и документы воистину героического их труда в освоении нашего края.
Не железные, а золотые факты из прошлого — большая творческая удача публициста Олега Адмаева.
Леонид Шабалин, Лауреат примии Союза журналистов СССР.
Статья безусловно заслуживает внимания. В нашем крае так много белых пятен, в том числе связанных со строительством железных дорог. Схема развития железных дорог в крае, разработанная еще в дореволюционные времена, до сих пор полностью не реализована. Факты из жизни края, жизнь людей, его населявших, строителей-железнодорожников, зачастую малограмотных или безграмотных… Олег Васильевич провел (и, надеюсь, еще все проводит) большую работу, открывая заново давно забытые страницы нашего прошлого.
Мне очень понравилось. Многого не знала. Узнала из статьи.
Хорошая статья! Интересно, познавательно, кратко. Семь баллов!!!
прочитал всю статью, очень познавательно для меня и интересно. Вообще хоть и учусь в железнодорожном институте, но никогда не увлекался историей дороги…
А из этой статьи узнал очень много нового для себя.
Отличная статья Олег Васильевич.
Статья заслуживает прочтения, информативная для любого возраста.