Преемственность созидания
Итак, Средне-Сибирская железная дорога была разбита на 16 строительных участков, каждый из которых имел в своем составе одну или две строительные дистанции. Все без исключения должности начальников участков и дистанций были замещены инженерами, выпускниками Петербургского института инженеров путей сообщения.
Впрочем, в этом месте нужно остановиться и переписать окончание последнего предложения: выпускниками ПЕТЕРБУРГСКОГО ИНСТИТУТА ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ. Да, именно так, прописными буквами. Много сказано о миссионерской роли железной дороги как ведомства, и благодарный Красноярск не остается в стороне за железнодорожный театр, железнодорожное училище и школы, железнодорожную больницу, шпалопропиточный завод, военно-дорожные мастерские, дома для железнодорожных служащих и даже за керосиновый завод. Но в период с 1810 года по 1901 год (в 1901 году состоялся первый выпуск инженеров Императорского Московского инженерного училища, в 1913 году переименованного в Московский институт инженеров путей сообщения) в Российской империи специалистов железнодорожного дела готовило единственное высшее учебное заведение, которое за «вклад в воспитание и профессиональную подготовку молодого поколения» по праву должно разделить славу за развитие страны вместе с Министерством путей сообщения.
А этот вклад поистине трудно переоценить. Автора этих строк, кандидата физико-математических наук, читающего студентам-железнодорожникам основы изысканий и проектирования, к тому же умеющего на компьютере прокладывать железную дорогу, буквально поразил уровень математического образования выпускников Петербургского института инженеров путей сообщения. Н.П. Меженинов, К.Н. Кашкин еще до поступления в железнодорожный вуз получили математическое образование в Московском императорском университете! Еще большее удивление вызвало наличие периода в истории Петербургского вуза с 1883 года по 1890 год, когда в него принимали только лиц, имеющих высшее образование (кандидатов других университетов) на трехгодичное специализированное обучение. Надо ли говорить, что в вузе работали светила мировой науки – зарубежные и отечественные ученые.
Среди профессоров института были такие известные французские специалисты, как Г. Ламэ (1795—1870) и Б. П. Е. Клапейрон (1799—1864). В 1820 молодые инженеры, окончив Политехническую школу и французскую школу горных инженеров, прибыли в С.-Петербург, чтобы преподавать в новой русской инженерной школе. Среди преподавателей был такой известный ученый, как М. В. Остроградский (1801—1861), известный работами по вариационному исчислению и вкладом в теорию упругости. При институте состояли механическая лаборатория и испытательная химическая станция, находившиеся в ведении профессора Н. А. Белелюбского, которые были оснащены современным на тот момент оборудованием.
Институт обладал библиотекой в 30 тыс. томов, причем имелись весьма редкие и ценные издания и оригиналы, а также коллекцией около 600 моделей сооружений машин, подвижного состава железных дорог, судов, коллекциями геодезических инструментов, физических приборов, образцов строительных материалов, минералов.
В настоящее время, в условиях перехода высших учебных заведений на стандарты третьего поколения, которые предполагают значительное временное увеличение самостоятельной работы студентов, мотивация к обучению приобретает доминирующее значение. Нужно суметь воспользоваться опытом предшествующих поколений, чтобы их последователи хотели строить также качественно и красиво, ведь строители-первопроходцы оставили нам в наследство прекрасные натурные экспонаты для практического изучения. Один из них, например, находится буквально в сотне километров от Красноярска — из-за постоянных обвалов песчаного холма пришлось отвести русло реки Кемчуг и на освободившемся месте возвести полотно железной дороги.
Не прошло и семи лет после окончания строительства Средне-Сибирской железной дороги, как большинство инженеров вновь вернулись в Сибирь, чтобы провести модернизацию, фактически построить новую, уже двухпутную железную дорогу. Принято считать, что это был второй этап изысканий и проектирования.
Хочется верить, что будет третий этап, что через Красноярск вновь пройдет железная дорога, на этот раз высокоскоростная магистраль соединит Сибирь со всей Россией, и, может быть, наши студенты будут ее строить с таким же отношением к делу, к стране, как их предшественники более века назад.
На поезде времени
Не знаю, когда произошло то самое «однажды», после чего я так заинтересовался темой своих нынешних разысканий. Может, когда я возглавил научно-исследовательскую часть в Красноярском институте железнодорожного транспорта? Или ещё тогда, когда первый раз увидел каменные устои Качинского моста и удивился красоте и техническому мастерству его создателей? Или когда впервые попался мне на глаза альбом, некогда подаренный императору Николаю Второму в связи с завершением строительства Средне-Сибирской дороги?
Олег Васильевич Адмаев отличается вдумчивым отношением к глобальным проблемам современности, отсюда проистекает его безудержное желание исследовать белые пятна истории, в частности, малоизученные и общественно значимые. Со свойственными ему аналитическими способностями учёного-математика он талантливо популяризирует явления и факты, осмысливая их, сопоставляя, заставляя читателей пристальнее вглядеться в окружающий мир. В частности, меня поразила статья о катастрофе на ст. Балай. Родом я именно оттуда, и об аварии на железной дороги знала. Но только поверхностно. Спасибо Олегу Васильевичу за просветительскую и публицистическую деятельность. Его материалы заслуживают самой высокой оценки.
Прекрасная статья, очень вдумчивая. Сейчас редко так пишут, стилистика статьи безупречна!
Любить Родину — это знать историю, помнить имена людей, вершивших великие дела. Сейчас как никогда очень важна деятельность привлечения молодого поколения к истории страны, родного края. Спасибо, Олег Васильевич!
Очень интересно и познавательно
Молодые! Все ли вы помните хотя бы имена прадедов и прабабушек из 19-го и даже 20-го веков?! Тех, кто осваивал Сибирь, строил Московский тракт, Трассиб ?! Или же современный БАМ?! Я уж не говорю о БАМе конца 30-х и начала 50-х?! Убежден, что таких — единицы.
Олег Адмаев открывает и для вас страницы давно забытого, страницы познания для «Иванов, не помнящих родства».
Взгляните на карту России. Она вся изрезана линиями дорог разного назначения — дорог жизни. Быть может, в «сундуках» ваших прародителей сохранились фото и документы воистину героического их труда в освоении нашего края.
Не железные, а золотые факты из прошлого — большая творческая удача публициста Олега Адмаева.
Леонид Шабалин, Лауреат примии Союза журналистов СССР.
Статья безусловно заслуживает внимания. В нашем крае так много белых пятен, в том числе связанных со строительством железных дорог. Схема развития железных дорог в крае, разработанная еще в дореволюционные времена, до сих пор полностью не реализована. Факты из жизни края, жизнь людей, его населявших, строителей-железнодорожников, зачастую малограмотных или безграмотных… Олег Васильевич провел (и, надеюсь, еще все проводит) большую работу, открывая заново давно забытые страницы нашего прошлого.
Мне очень понравилось. Многого не знала. Узнала из статьи.
Хорошая статья! Интересно, познавательно, кратко. Семь баллов!!!
прочитал всю статью, очень познавательно для меня и интересно. Вообще хоть и учусь в железнодорожном институте, но никогда не увлекался историей дороги…
А из этой статьи узнал очень много нового для себя.
Отличная статья Олег Васильевич.
Статья заслуживает прочтения, информативная для любого возраста.