Преемственность созидания
[box color=»white» icon=»accept»]Конкурс Красноярские перья 2013Материал участвует в номинации «Журналистское расследование»[/box]
Второе рождение Сибири
120 лет назад началось строительство железной дороги в Енисейской губернии.
Приближается юбилейная дата — 175 лет Железным дорогам России. Царскосельскую железную дорогу, без преувеличения, можно считать вершиной хронологической пирамиды, характеризующей развитие страны в целом и регионов в отдельности. В самом деле, любой населенный пункт имеет свой вектор – где-то еще равный нулю и ожидающий начало отсчета, где-то он только берет свое начало, как например, магистраль Курагино-Кызыл, призванная соединить Красноярский край и республику Тыва, ну а где-то уже пройден большой героический путь. Занимает и Красноярск свое славное место в истории Российских железных дорог.
В 2013 году с празднования 120-летия начала строительства Средне-Сибирской железной дороги начнет свой отсчет «пятилетка» юбилеев. Среди них 120-летие знаменитого первого железнодорожного моста через Енисей, 120 лет со дня прихода в Красноярск первого поезда и так далее. Средне-Сибирская железная дорога позволила включить Красноярск в единую транспортную сеть России. В мае 1893 года начались строительные работы, а уже в 1899 году поезда пошли по всей магистрали, от станции Обь до Иркутска.
Каждый гость Красноярска, прибывающий поездом с западного или восточного направления, может увидеть хорошо сохранившиеся насыпи, водопропускные сооружения, даже мосты с каменной кладкой. Всякая встреча с историей волнительна и, как правило, вызывает вопросы: кто строил, когда, почему эти объекты дошли до нас именно в таком виде? В Красноярском институте железнодорожного транспорта – филиале Иркутского Государственного университета путей сообщения несколько лет существует музей, ведущий соответствующую поисковую работу, прежде всего силами самих студентов.
В истории многих, особенно сибирских городов, в том числе, конечно, и Красноярска, происходили события, может быть быстротечные в историческом масштабе, но порою революционно меняющие их развитие и сложившийся уклад. Это прибывшие в ссылку декабристы, эвакуация промышленных предприятий с оккупированных территорий в начале Великой Отечественной войны, создание филиалов Сибирского отделения Академии наук СССР в 60-70 годах. Без сомнения, приход железной дороги в Красноярск находится в их числе.
Но кто, какие люди привели ее к нам, что красноярцы знают о них, кому мы должны быть благодарны, и чьими именами, может быть, еще предстоит назвать новые улицы Красноярска? Вряд ли мы узнаем поименно кого-либо из тысяч крестьян Енисейской губернии, арестантов, пришедших к нам по этапу, большей частью вручную работавших с рельсами и шпалами, но имена тех, кто знал, что и как строить, кто разделял с простыми рабочими все тяготы круглогодичного строительства в Сибири, нам найти нужно.
Из множества изданий, книг, коллекций фотографий, пожалуй, наиболее полно строительство нашей Красноярской железной дороги отражено в альбоме «Постройка Средне-Сибирской железной дороги 1893-1898», вышедшем в свет более века назад. В частности, на 18 страницах-коллажах представлены портреты более ста специалистов – изыскателей, проектировщиков, экономистов, юристов, строителей. К большому сожалению, авторы альбома поставили перед потомками сложную, но благородную задачу — поименную идентификацию своих героев. Вместо фамилий и хотя бы инициалов на страницах альбома в некоторых случаях обозначены только подписи. Можно было пойти традиционным путем – оформить запросы в архивы, в Центральный музей железнодорожного транспорта, и ждать результаты чужого труда, но студенческая работа только тогда эффективна, когда она проведена самостоятельно и пережита эмоционально. Мы выбрали путь поиска информации через Интернет, по крайней мере, на данном этапе. Эта задача во многом сродни археологическим раскопкам, также приходится о чем-то догадываться, выдвигать гипотезы, проверять их, вновь продолжать информационный поиск.
Олег Васильевич Адмаев отличается вдумчивым отношением к глобальным проблемам современности, отсюда проистекает его безудержное желание исследовать белые пятна истории, в частности, малоизученные и общественно значимые. Со свойственными ему аналитическими способностями учёного-математика он талантливо популяризирует явления и факты, осмысливая их, сопоставляя, заставляя читателей пристальнее вглядеться в окружающий мир. В частности, меня поразила статья о катастрофе на ст. Балай. Родом я именно оттуда, и об аварии на железной дороги знала. Но только поверхностно. Спасибо Олегу Васильевичу за просветительскую и публицистическую деятельность. Его материалы заслуживают самой высокой оценки.
Прекрасная статья, очень вдумчивая. Сейчас редко так пишут, стилистика статьи безупречна!
Любить Родину — это знать историю, помнить имена людей, вершивших великие дела. Сейчас как никогда очень важна деятельность привлечения молодого поколения к истории страны, родного края. Спасибо, Олег Васильевич!
Очень интересно и познавательно
Молодые! Все ли вы помните хотя бы имена прадедов и прабабушек из 19-го и даже 20-го веков?! Тех, кто осваивал Сибирь, строил Московский тракт, Трассиб ?! Или же современный БАМ?! Я уж не говорю о БАМе конца 30-х и начала 50-х?! Убежден, что таких — единицы.
Олег Адмаев открывает и для вас страницы давно забытого, страницы познания для «Иванов, не помнящих родства».
Взгляните на карту России. Она вся изрезана линиями дорог разного назначения — дорог жизни. Быть может, в «сундуках» ваших прародителей сохранились фото и документы воистину героического их труда в освоении нашего края.
Не железные, а золотые факты из прошлого — большая творческая удача публициста Олега Адмаева.
Леонид Шабалин, Лауреат примии Союза журналистов СССР.
Статья безусловно заслуживает внимания. В нашем крае так много белых пятен, в том числе связанных со строительством железных дорог. Схема развития железных дорог в крае, разработанная еще в дореволюционные времена, до сих пор полностью не реализована. Факты из жизни края, жизнь людей, его населявших, строителей-железнодорожников, зачастую малограмотных или безграмотных… Олег Васильевич провел (и, надеюсь, еще все проводит) большую работу, открывая заново давно забытые страницы нашего прошлого.
Мне очень понравилось. Многого не знала. Узнала из статьи.
Хорошая статья! Интересно, познавательно, кратко. Семь баллов!!!
прочитал всю статью, очень познавательно для меня и интересно. Вообще хоть и учусь в железнодорожном институте, но никогда не увлекался историей дороги…
А из этой статьи узнал очень много нового для себя.
Отличная статья Олег Васильевич.
Статья заслуживает прочтения, информативная для любого возраста.