Молитва — в образах и красках

Молитва в образах и красках

Сначала надо несколькими слоями нанести лак полимент. Поверхность доски смачивается водкой. Мастер с помощью тонкой промасленной кисти, буквально не дыша, быстро приклеивает на нее кусочек золота. От вздоха и даже от движения пролетающий мимо мухи листик улетит.

У двух икон фон вызолочен полностью. Пользуясь случаем, художники заказывают Любови Николаевне очередную партию золотых пластинок. А заодно просят привезти из столицы и специальный бесцветный лак. На последнем этапе им будут покрыты готовые иконы для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды.

Как и много веков назад

Мастера не любят показывать незавершенные работы. Тем более – иконописцы. Говорят, икона — это молитва иконописца.

Но для нас художники делают исключение. Возможно, по просьбе отца Анатолия. И я торопливо щелкаю затвором фотоаппарата. В основном здесь эскизы будущих икон — Спасителя, Богоматери, Святого Апостола Луки… Но на двух уже нанесен красочный слой. Пока только два цвета. Хитон Христа — красного (а точнее вишневого, как в Большом Балчуге) цвета. Он символизирует земную, человеческую природу, кровь, мученичество, в то же время это и царский цвет. Синий цвет гиматия передает начало божественное, небесное. У Богородицы обратный порядок – одеяние синего цвета, поверх него – вишневый плат.

Художники работают одновременно на обоих полотнах. Оказывается, у них тоже существует разделение труда: Валентина пишет личное (лики) а Людмила – одежды святых, все другие участки доличного. Поэтому иконы не отличаются по манере письма. Как сказали бы специалисты — одна рука.

Есть золото, значит должны быть и дорогие краски, скорее всего импортные. Ведь даже в квартирах мы теперь красим «Тиккурилой». Но что-то не видно красивых упаковок. Все полочки в мастерской уставлены невзрачными пластиковыми баночками из-под сметаны. Спрашиваем:

— А какие краски вы используете?

— Только натуральные.

— ?

Видя наше недоумение, Валентина насыпает на матовое стекло желтую охру и начинает растирать ее камнем. Так делали живописцы много веков назад. В древности применяли натуральные пигменты, растворенные в темпере — эмульсии из яичного желтка, сухого виноградного вина и воды. Поэтому старинные иконы не подвластны разрушающему воздействию времени. Их немеркнущие краски еще долго будут восхищать людей.

Следуя канонам

Ничего не изменилось. Так же мешают пигменты в начале ХХI века и здесь, в Железногорске. И это при том, что в художественных салонах изобилие готовых форм любых оттенков.

Всю зиму наши художники толкли в ступке камни. С осени запасли охру разных оттенков, ультрамарин, глауконит, другие минералы и полудрагоценные камни.

Самодельными красками работать трудно: они быстро сохнут и меняются в цвете при высыхании. Но зато обладают богатым колоритом, необычайной прочностью, не выцветают под воздействием света. Самое же главное — натуральные краски придают иконе неповторимое свечение.

Традиции и устоявшиеся приемы сохраняются и при написании образов. Техника исполнения иконы отточена еще в древности. Со временем был выработан иконописный канон, который неукоснительно соблюдается и нашими героями.

Воздушные кружева

В мастерской мы увидели немало резных дощечек. Для декорирования иконостаса авторы проекта решили применить элементы резьбы по дереву. При соборе Михаила Архангела имелись запасы кедровой доски 15-летней выдержки. Из полотен толщиной 50 миллиметров нарезали брусочки, обработали их надлежащим образом. Долго искали резчика по дереву. В Сухобузимском есть прекрасный мастер, он так искусно украсил деревянными кружевами свой дом, что теперь это строение – одна из достопримечательностей райцентра. Благотворительный фонд обращался к автору с просьбой выпилить украшение для иконостаса церкви. Но он не решился взяться за столь многотрудную работу. Поиски другого мастера тоже ни к чему не привели.

Нет комментариев

    Оставить отзыв