Молитва — в образах и красках
А еще становится понятным, что всеми организационными вопросами занимается общественный помощник депутата супруга Петра Михайловича – Любовь Николаевна. Ведь время генерального директора крупнейшего, уникального предприятия расписано по минутам. Только вечерами, в выходные и праздничные дни он может позволить себе заниматься депутатскими делами.
Любовь Николаевна многое сделала для обустройства балчугской церкви, воскресной школы в Железногорске. Теперь, как и отец Анатолий, погружена в заботы о новом храме.
Проект – в формате 3D
Решили исполнить 3-ярусный иконостас в рублевском стиле. Очень важно было выбрать образцы икон (первоисточники), определить их стилистику, цветовую гамму, другие важные детали. На компьютере создали проект 3D в цвете, там видны все элементы.
Параллельно производились столярные работы. При изготовлении иконных досок использовали липу. Деревщики любят с нею работать: древесина плотная, легкая в обработке. Этот материал привезен в Железногорск из Волгограда более 10 лет назад.
На лицевой стороне подготовленных иконных досок сделали неглубокую выемку. Это ковчег – место для будущего изображения. Валентина Черненко называет его «ковчежек». По краям получаются поля, они, чуть-чуть возвышаясь, будут обрамлять образ.
Затем доски на несколько раз промазываются жидким горячим клеем, приготовленном на водяной бане. Каждый слой высушивается. На заготовку наклеивается паволока из редкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Если этого не сделать, то цельная доска со временем рассохнется.
В подтверждение художники достают из шкафа покоробленную старинную икону. Видимо, от сырости доску повело, посередине ее прорезает глубокая трещина. Кто-то из прихожан принес образ в храм. К сожалению, неизвестно, из какой он церкви. Может быть, из Большого Балчуга?
Идет работа и в другом помещении мастерской. Молодой художник Яна Машина наносит на поверхность доски слой левкаса. Это специальный грунт. Он состоит из мела и желатина с добавлением меда. Надо тщательно подобрать пропорции, чтобы левкас был не слишком твердый и не слишком мягкий. Предварительно Яна ладонями втирает «молочко» — жидкую, теплую, насыщенную клеем «шпаклевку». Когда поверхность просохнет, собственно и начинается левкашение. Точными, выверенными движениями художник резиновым шпателем ровняет раствор. Чем тоньше и ровнее наносимые слои, тем лучше сохраняется левкас, а значит и сама икона. После просушки вручную, долго и тщательно шлифует поверхность. И так 7-8 раз. Малейшая не видимая глазу песчинка или волосок могут испортить золото.
Золото в церкви – и цвет, и свет
Белые, словно отполированные доски поступают к иконописцам. У них к этому времени уже готовы контурные рисунки икон, выполненные на тонкой бумаге или кальке. По сверкающему грунту делается первая прорисовка изображений. Затем вторая, более подробная.
Фон икон большебалчугской церкви написан красками. Позолочены только ореолы. В деревенских храмах редко применяли золото, потому что оно во все времена было дорогим материалом.
Но для иконостаса сухобузимской церкви было решено использовать сусальное золото. Как пояснил отец Анатолий, не просто для улучшения декоративных качеств. Золото в церкви – и цвет, и свет. Как самый драгоценный в мире металл, оно служит выражением принадлежности к миру вечных ценностей. Означает сияние Божественной славы.
За золотом Любовь Николаевна Гаврилова специально ездила в Москву. Приобрела его в одном из художественных салонов. В первый раз она привезла 11 книжечек. В каждой по 60 тончайших листиков, размером 91,5 х 91,5 миллиметра. Их выпускает Московский завод по обработке специальных сплавов. Когда Людмила Алексеева по нашей просьбе открыла один из конвертиков, от одного только дыхания листик на глазах скукожился. Сразу понимаешь, какая кропотливая и тонкая работа — золотить иконы.