Молитва — в образах и красках
Для нас это стало новостью. А в ходе разговора узнаем: работы по иконостасу идут полным ходом. Закуплены необходимые материалы, сделан заказ в иконописную мастерскую.
Тогда мы предположили, что иконы пишут в лаврах, епархиальных мастерских или в монастырях где-нибудь в европейской части России. А тут выясняется: не за тридевять земель, а … совсем рядом, в 50 километрах от Сухобузимского, на правом берегу Енисея.
Во всем есть смысл
На территорию ЗАТО – в город Железногорск — мы, члены благотворительного фонда «Чистые помыслы», и отправились, как только представился случай. Никто из нас не имел ни малейшего представления о том, как пишут иконы.
Миновав контрольно-пропускной пункт, въезжаем в закрытый город. Когда остановились у собора Михаила Архангела, уже по-весеннему пригревало солнышко. Искрился снег, в ярких лучах блистали купола величественного храма, сложенного из красного камня.
Настоятель протоиерей Анатолий Кизюн пригласил нас в храм.
Внутри собора мне довелось побывать несколько лет назад. В ту пору у стен стояли леса, и художники, перемещаясь на немыслимой высоте (не менее 30 метров) по шатким (так казалось) доскам, писали библейские сюжеты. Хотелось понаблюдать за их работой, но как-то неловко было. Тонкая работа требует полной сосредоточенности. Не помешать бы…
И вот теперь можно от души полюбоваться плодами одухотворенного труда. В храме тихо и пустынно. Служба уже прошла. Редкие прихожане безмолвно стоят перед иконами. Как ни странно, мужчин среди них больше. В полумраке мерцают свечи, воздух напоен запахом ладана, у аналоя – живые цветы. Изображения святых словно уносятся в небо: такими высокими кажутся своды.
— Иконостас надо изучать сверху. На этих стенах – все события Священной Истории. Здесь во всем есть смысл. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках, — тихо говорит настоятель.
Подолгу рассматриваем изображения. То ли от созерцания икон, то ли от этого особого воздуха куда-то уходят заботы и мелкие переживания…. Не хочется покидать этих стен.
На солнечной стороне
Но время не ждет. Мы поднимаемся по высокой лестнице и оказываемся в небольшой комнате. Она вся залита светом. Небольшое пространство между тремя высокими окнами плотно заставлено досками, мольбертами, чертежами, эскизами. Это и есть иконописная мастерская. Как же мудро поступил отец Анатолий, проведя нас сначала по храму. Еще не вернувшись в обыденность, с благоговеньем разглядываем лики святых, резные деревянные доски. Мы еще не знаем, что все это и есть будущий иконостас сухобузимской церкви.
Уже несколько месяцев трудятся над ним местные художники — выпускницы Красноярского художественного училища имени нашего земляка В.И. Сурикова Валентина Черненко и Людмила Алексеева. Они расписывали не только железногорский собор, но и выполняли заказы для других храмов. В свое время епископ Красноярский и Енисейский Антоний ниспослал им благословение и отметил их труды архиерейской грамотой.
Именно им Гаврилов заказывал иконостас для большебалчугской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Многие сухобузимцы восхищались тем, как органично вписались новые иконы в интерьер памятника деревянного зодчества начала ХХ века.
Но иконостас для новой церкви – это другие образы, иной стиль. Петр Михайлович здесь во всем полагается на отца Анатолия. Как и все предыдущие пять лет, когда они вместе работали над реставрацией церкви в Большом Балчуге. По просьбе депутата Заксобрания и руководства Сухобузимского района епархия назначила отца Анатолия куратором строительства сухобузимской церкви. Поэтому-то он и занимается разработкой проекта иконостаса. Не раз приезжал в Сухобузимское, на месте детально изучал архитектурные особенности, внутреннее строение церкви.