Мой дед в Кремле, на сцене и в полях

Представить, что такое возможно сейчас, очень трудно. В Красноярск — город-миллионник, однако, — приезжают далеко не все именитые писатели, исполнители, музыканты, театральные труппы современной России, не говоря уже о знаменитостях мирового масштаба. Билеты в Большой театр стоят, как билет на самолёт от Красноярска до Москвы. А чтобы солист, например, Мариинского театра приехал в деревню для того, чтобы сделать несколько па в местном Доме культуры… Это кажется чем-то запредельным, не правда ли? Но на этом удивления не заканчиваются.

«У нас не было проблемы с курортами. Мы отправляли людей за счёт хозяйства. Не только в ближнее зарубежье, но и за самую настоящую границу — в Болгарию, Румынию, Индию. Специалисты платили 50% от стоимости путёвки, рабочих отправляли бесплатно.

Возможность путешествовать и открывать для себя мир была, но дело в том, что немногие ездили: хозяйство надо на кого-то оставлять. А сейчас? Более 4,5 миллионов людей ездили в Египет и Турцию в 2012 году, вчера только в газете прочитал. Есть ли там люди из села, — другой вопрос. Как ты думаешь, есть?»

Отрицательно мотаю головой. Вспоминаю огромную карту мира в деревянной рамке, висящую в дедовом кабинете. На ней приклеены фотографии, призванные визуализировать флажки на карте: Америка, Филиппины, Италия, Греция, Франция, страны Африки. Мимоходом возникает другая мысль — о теории деда, как нужно правильно фотографироваться: ты в кадре, достопримечательность — на заднем плане; чтобы сразу все понимали, что это именно ты именно там был. Неужели тоже путёвки?..

«По путёвкам мы ездили с женой. Брали круизы, чтобы увидеть как можно больше. Один за границу я ездил, когда был членом Парламентской ассамблеи ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). Побывал в Вене, Стокгольме, Оттаве. Меня командировали от Государственной Думы три года подряд, с 1994 по 1996 гг. Аграрная партия России мою кандидатуру выдвинула, её поддержали.

Как поддержали ещё раньше, в девяностом году. В результате я был членом Верховного Совета РСФСР, депутатом Государственной Думы первого и второго созыва по Канскому избирательному округу. После роспуска Верховного Совета в 1993 году хотел вернуться и продолжать работать в хозяйстве, но аграрники края уговорили вновь представлять село, ставшее родным, в Государственной Думе.

Несмотря на то, что в большой политике я был около десяти лет, на то, что сейчас называется «пиар», я не потратил ни единого рубля, не напечатал ни одного «заборного» плаката. Три раза подряд по одномандатному округу проходил, а ведь это был уже девяностый год, перестройка. Почему меня знали? Не только как директора — я ведь с концертами Большеуринского хора весь Красноярский край объездил, на востоке были почти во всех районах».

О богатом певческом прошлом дедушка не забывает и не даёт забыть нам: каждый день в деревне начинался с какой-нибудь арии, украинской или русской песни, либретто. Так я сначала выучила, потом познакомилась с известным монологом Демона «На воздушном океане…» из одноимённого произведения А. РУБИНШТЕЙНА — М. ЛЕРМОНТОВА и арией Фигаро из «Севильского цирюльника» Дж. РОССИНИ — БОМАРШЕ.

«Будучи студентом пятого курса, я занимался не только защитой диплома. В это время меня позвали в любительский коллектив народного хора при краевой филармонии под руководством Константина Михайловича СКОПЦОВА. Я был приглашён в качестве запевалы, солиста в хоре. Предложили ехать в Москву. Тогда я в двадцать шесть лет впервые пел в Колонном зале Дома Союзов. После этого приходилось выступать на театральных встречах, Днях культуры и искусства Красноярского края и других областей в столице. Когда был XXVI съезд партии, для депутатов было организовано мероприятие, где выступали выдающиеся артисты со всех уголков СССР. В этом концерте я тоже принимал участие. Пел на одной сцене с Аллой ПУГАЧЁВОЙ, Людмилой ЗЫКИНОЙ, Иосифом КОБЗОНОМ, Львом ЛЕЩЕНКО. Сейчас, подожди!»

Уходит в другую комнату, отсутствует минуты три, возвращается с копией программки концерта-встречи «Делегаты XXVI съезда в концертной студии». Думаю о том, как хорошо проводили время депутаты, — слушали «Басни» в исполнении С. МИХАЛКОВА, интермедию «Я работаю в НИИ» — А. РАЙКИНА, «Дывлюсь я на небо» — моего дедушки.

«Мне очень понравилось то, как звучит народный хор в этой поездке. Когда я вернулся в деревню, то сразу пригласил Константина Михайловича в Красный маяк. Там был хор. Ну, как хор? Собрали людей, песня понравилась — по вечерам в клубе собираются и поют. Они понятия не имели, что такое народный хор, что такое академический хор. Скопцов сразу дал нам несколько песен, снабдил репертуаром.

Нашим музыкальным сопровождением был баянист Василий Афанасьевич ИВАЩЕНКО. Он же был и руководителем этого хора, я ему как бы помогал.

Нет комментариев

    Оставить отзыв