Людмила Черепанова, член Союза журналистов России вспоминает

Молодежная редакция телевидения , семидесятые годы

Время рождения новых программ, побед и ошибок, счастья и разочарования. Мы были молоды — старший редактор молодежной редакции Эдуард Поляков, редакторы: Регина Тарасенко и Людмила Черепанова, режиссеры: Валентина Шинкоренко , Галина Черниченко, Нелли Лысенко, Валерий Толмачев, помощник режиссера Наталья Митина. А еще стажеры: Евгений Калинин и Татьяна Трухина. Идейным руководителем редакции был главный редактор общественно-политического вещания Борис Иванов. Талантливый журналист, он всегда был переполнен идеями новых передач. И запрасто дарил их нам. Но был беспощаден, если ему не нравилось воплощение его идеи. Приходилось не один раз переписывать сценарий.
Мы, по сути дела, жили в редакции: приходили к 9 утра и уходили после выхода передач в эфир, поздно вечером. Самой яркой « фигурой», пожалуй, в молодежке был режиссер Валерий Толмачев. Фантазии били из него ключом, иногда «с сильным завихрением». Работалось с ним нелегко, часто доходило до сильных ссор. Но упоение от сделанной передачи с ним испытывали всегда. Навсегда запомнилась запись одной передачи. Мы тогда только начинали осваивать видеозапись, над каждой передачей работали очень много и тщательно, а монтировали чаще всего по ночам. Иногда вахтеры ночью заглядывали в монтажную проверить и удостовериться, что мы и вправду работаем. Очереди на запись передач и монтаж были большие. Нам выделили субботу. Нужно было записать какую- то певицу (к сожалению, не помню имени). Она должна была стоять в большой студии и петь. Никаких движений, никаких зрителей. Нам показалось это ужасно скучным. И Валера уговорил меня, и, прежде всего, операторов — заставить певицу двигаться. Он поставил её на пожарную лестницу. Она стала потихоньку спускаться, иногда садилась, вставала, шла по студии. Мы были в полном восторге. А понедельник стал для нас черным: начальники были разгневаны таким самоуправством. И распорядились закрыть все «хождения» певицы кадрами другой видеозаписи – лицами, якобы, слушающих её зрителей. А нам с Толмачевым вынесли выговор, правда, устный.
В связи с этим я вспомнила одно письмо нашей зрительницы, наверное, немолодой. Она написала нам в редакцию, выразив удивление, почему наши певицы уже несколько лет поют в одних и тех же платьях. А дело в том, что до появления видеозаписи на студию привозили концерты известных певцов, снятые на кинопленку. Такие концерты шли по ТВ многие годы. Мы, конечно, хотели порадовать зрителей: наша певица и двигалась, и меняла наряды. Но не зря говорят, что инициатива наказуема.
Старшим редактором молодежки в 70-тые годы был Эдуард Николаевич Поляков. По характеру спокойный, уравновешанный, иногда от наших задумок «лез на потолок». Но всегда защищал от разборов руководства. Вижу, как сейчас: Эдуард, высокий, в добротном костюме и обязательно с черным большим портфелем в руках, идет по коридору студии, вот заходит в редакцию, и нам всем становится легко и спокойно. Я не помню, чтобы он когда — либо кричал. А если был чем-то возмущен — вставал и уходил из редакции. Возвращался спокойным, с разумной идеей по воплощению сценария.
Мне всегда нравилось работать с ассистентом режиссера Галиной Черниченко. Стол Галины стоял у входа в редакцию. Бывало, получит сценарий, сядет в свой уголок, закурит, задымит, помолчит, а потом скажет, все, что думает о сценарии. Работала всегда спокойно, вдумчиво, не раздражаясь, не унижая. И на экран выходила добротная, благодаря Галке, передача.
А помощником режиссера в редакции была Наташа Митина. Сейчас Наталья Антонова – главный режиссер одной из Ачинских телекомпаний. Толковая, трудолюбивая, дисциплинированная, исполнительная (а ведь в те годы ей было всего восемнадцать лет) для передачи могла достать всё и даже больше. Вспоминаю одну передачу — конкурс из цикла «Первый парень на селе». В ней принимали участие молодые животноводы Емельяновского района. Мы захотели преподнести участникам сюрприз – и пригласили в студию работников предприятий города, которые занимаются переработкой сырья сельских тружеников. Передача часовая, прямой эфир. Участники конкурса выполнили все конкурсные задания, предоставляю слово горожанам. Что тут началось! Свою продукцию представляют работники молочного завода, потом о делах рассказывают представители мясокомбината, швейной мастерской. И пошло – поехало. Привезли изделия из рогов и копыт, из шкур и меха, мотки шерсти, ткани. Время передачи заканчивается, а гостей не убывает. Я — в эфире, не знаю, как закончить передачу, чтобы не обидеть гостей. Оказывается, Наташа объехала все предприятия, связанные с переработкой продукции животноводства. Некоторые руководители отказались, а когда в эфире началась передача, поняли, чего они лишились. И « прискакали» на эфир. А тогда было не принято обижать зрителей. Режиссер Валя Шинкоренко приняла мудрое решение – зазвучала музыка, и операторы панорамой показали все, что принесли гости. Все встали и стали аплодировать.
Потом мы с подобной программой « Первый парень на селе» ездили на Абаканскую студию телевидения. Героями стали хлеборобы. По звуку мотора определяли неисправность, рисовали сельхозмашины будущего, рекламировали свои профессии, пели, танцевали, определяли по всходам злаки. Передача имела большой успех. Об этом нам сказали и руководители студии, и секретари Хакасского обкома комсомола.
В те годы молодежная редакция почти в полном составе в сентябре выезжала в районы края – снимать сюжеты о молодежи, занятой на уборке урожая. Команда большая — два редактора: Регина Тарасенко, Людмила Черепанова, оператор Евгений Долгушин, его ассистент, фотокорреспондент Анатолий Токарь, звукорежиссер Борис Кабатов и водитель. Машина – старый восьмиместный газик, это, когда вместо мягкого кресла сзади — по бокам деревянные лавочки. Наш маршрут на месяц: Балахтинский, Новоселовский, Ужурский, Назаровский, Ачинский, Боготольский и Тюхтетский районы. Выезжаем под вечер, чтобы с раннего утра начать работу на полях. Путь неблизкий, дорога – не асфальт, а гравийка, трясет нещадно. Строим планы, какие темы мы должны осветить, с кем проводить интервью. Начало смеркаться. И чудо – в свете фар по бокам дороги появляются белые ушастые столбики. Это зайцы, застигнутые врасплох светом. И, как мы не противимся с Региной, мужчины хватают ружье. В полночь вся гостиница в Балахте со смаком поедала свежую зайчатину. Женя Долгушин был мастером по приготовлению еды. И при случае мы всегда в командировках просили его побаловать нас. Как правило, когда мы приезжали с полей, столовые не работали, а в магазинах было «шаром покати».
Два раза в неделю один из редакторов с отснятым материалом уезжал на студию, чтобы в эфире рассказать о сельских проблемах. И так – целый месяц.
У редакции было в месяц четыре — пять часов вещания. Видеозапись только – только появилась, на редакцию давалось ограниченное количество записи, в основном, передачи шли в прямом эфире. Все циклы наших передач выходили под титром «Современник». А циклов было несколько.
Еженедельная программа «Современник» состояла из отдельных сюжетов о жизни молодежи края. О комсомольцах комбайнового завода рассказывает секретарь комитета комсомола Петр Пимашков, репортаж из цехов алюминиевого завода ведет секретарь Валерий Лусников. Комсомольские вожаки: Александр Анохин, Виктор Магоня, Володя Щербенин, Николай Рычков, Валерий Дунаев, Владимир Михайлов – заведующий отдела рабочей молодежи крайкома комсомола,- вместе с киногруппой часто выезжают на предприятия, на стройки, чтобы рассказать о передовиках. В основном, такие репортажи с ударных комсомольских строек вел старший редактор редакции Эдуард Поляков. Да мы все с удовольствием рассказывали о комсомольца КАТЕКа, Алюминиевого комбината, Норильска, Красноярской ГЭС.
Очередное задание — летим на строительство Саяно- Шушенской ГЭС, чтобы снять фильм о комсомольско–молодежной бригаде плотников-бетонщиков Сергея Коленкова. Нас много: журналист Черепанова, оператор Геннадий Тюнис, его ассистент, фотокорреспондент Анатолий Токарь.В обкоме комсомола Хакасии нам дают автобус. Первым секретарем обкома комсомола тогда был Александр Карбаинов. На дворе октябрь. Первые два дня нам везло: стояла теплая погода, на третий день пошел снег, крупный, мокрый. Мечемся по котловану, потому что члены бригады работают на разных уровнях котлована. Под ногами грязь по колено, сверху промозглый ветер и мокрый снег. Камеру накрываем зонтиком. Мы здесь всего несколько дней, а парни из прославленной бригады уже построили ГЭС в Дивногорске, а теперь ударно трудятся в Саянах. И мы постарались достойно рассказать в эфире о них.
В те годы молодежная редакция телевидения работала в тесном контакте с комсомолом: Мария Невмержицкая, Валентина Ярошевская, Василий Куимов, Надежда Кольба, Александр Девяшин, Виктор Бычик, Виктор Кардашов. Вместе составляли планы мероприятий, задумывали передачи, писали сценарии, проводили конкурсы и праздники. Первым секретарем крайкома комсомола тогда был Василий Куимов, вторым – Александр Анохин. Вместе ездили на съемки, рассказывали о лучших комсомольцах. А с Машей Невмержицкой по ночам в ее кабинете часто писали вместе сценарии праздников, посвященных комсомолу,
Вместе с комсомолом ежемесячно делалась программа «Советской Родины солдат». Часто это были ПТС из воинских частей, из КВКУРе, с праздников. Два раз в год в концертно-танцевальном зале /теперь « Планета»/ записывалась телевизионная программа, посвященная призывникам. Огромный зал полон молодежи, оркестр Стрижевского, ансамбль танца Сибири, ансамбль технологического института под руководством Геннадия Петухова, гости, руководители военкоматов, представители Тихоокеанского флота, комсомольские лидеры. Много напутственных слов, подарков, море цветов и музыки. Вели программу всегда Людмила Базарова и Олег Захаров. Потом по ночам мы монтируем из этого материала часовую программу.
В 1975 году празднуется тридцатилетие Победы. Крайком комсомола принимает решение – отправить лучших комсомольцев края в Москву и сфотографировать у Знамени Победы. Мы с кинооператором едем, чтобы снять фильм об этом событии. Режиссером фильма стал И. Данилюк.
У редакции было много друзей, помощников. Одним из них был Гелий Николаевич Боголюбов. Он работал в депо. Его мальчиком вывезли по Дороге Жизни из Ленинграда. Они жили с мамой в Курагинском районе. И там он узнал о подвиге изыскателей: Кошурникове, Стофато и Журавлеве. Уже работая в Красноярске, вместе с друзьям поставил памятник погибшим героям. И ежегодно 14 марта, в день рождения А.М. Кошурникова, он возил туда учащихся железнодорожного техникума. И съемочная группа редакции ездила с ними. На Нижней Тридцатке, у памятника изыскателей, положили цветы, послушали рассказ Гелия Николаевича и пошли по берегу Казыра до жилья – двадцать пять км по льду Казыра. Темнеть стало быстро. Идем в полной темноте по хрупкому льду, переваливаясь через огромные валуны. У Володи Макарова (оператора) неподъемная кинокамера, у меня семикилограммовый репортер. Дошли. Передача получилась эиоциональная. Этот цикл передач назывался у нас « Хочу спросить ВАС». Героями таких встреч с молодежью были самые известные люди Красноярска. Такие, как Саломея Ряшина.
Именно в те, 70-тые годы, на Центральном телевидении выходила в эфир программа для молодежи «Алло, мы ищем таланты!» А мы придумали свою программу – « Песни над Енисеем». Ездили по городам и весям края в поисках талантов. А потом в городском Доме культуры при полном аншлаге в зале и в прямом эфире телевидения выступали наши герои.
В те же годы ежемесячно редакция выдавала в эфир познавательную программу « Берег левый — берег правый». Молодежные команды двух берегов состязались в знании истории своего города.
В конце семидесятых мы задумали с инспектором УВД края Валерием Кузнецовым передачу «Человек среди людей» о детской преступности, ее истоках. Удалось сделать лишь несколько передач. Цензуре подвергался каждый кадр, каждое интервью. Тема была еще в запрете. Бывало, после многочисленных чисток, в кадре оставались лишь обсуждающие проблему журналисты.
Что было удивительным в нашей работе в те годы? Общение, доброжелательность зрителей, их заинтересованность. И сами мы до выхода передачи в эфир могли спорить, кричать, ругаться. Но как только заканчивалась передача, мы все снова становились добрыми друзьями. Атмосфера доброжелательности, помощи, творческого участия всегда были нашими спутниками в мире телевидения.
Людмила Черепанова, член Союза журналистов
России, Лауреат премии Союза журналистов КК.

 

Нет комментариев

    Оставить отзыв