Культура и повседневность

Основную часть представленного сборника составляют краткие эссе о различных сторонах повседневной жизни современного горожанина, рассмотренных в культурологическом аспекте.

Эта книга обращена к тем, кто полагает, будто культура — это непременно книги, фильмы, спектакли, концерты и выставки. Нет, утверждает автор, всё это искусство! А культура растворена в повседневности. Её наличие (или отсутствие) можно проследить в автобусе и в очереди, на базаре и в супермаркете, в застолье и в путешествии, на автозаправке и в офисе…
В этом новизна и оригинальность авторского трэнда. Эти материалы в виде колонок публиковались еженедельно на страницах красноярской муниципальной газеты «Городские новости», а их автору по итогам 2011 года присуждён диплом лауреата традиционного конкурса Союза журналистов РФ в номинации «Лучший обозреватель». Заключительны раздел книги «Музыкальный постскриптум» составили статьи и интервью о различных событиях и явлениях музыкального творчества (классика, этника, джаз). Материалы книги положены в основу лекционного курса, который автор читал студентам-культурологам Гуманитарного института СФУ в 2011-2012 учебном году.
В целом же книга адресована самому широкому кругу читателей.

Культура и повседневность

НЕТОЖДЕСТВЕННОСТЬ

Мне давно хотелось внести ясность в понимание того, что такое культура. Новая рубрика газеты предоставила мне такую возможность, и я решил предложить вниманию читателей свои соображения, объединенные в некий цикл бесед под общим названием «Культура и повседневность». Сегодня – первая из них.

Вы замечали, как в течение десятилетий у нас происходило отождествление понятий «культура» и «искусство»? Вы говорили «культура», а ваш собеседник тут же представлял себе театральные и концертные залы, тишину музеев и библиотек, кинотеатры и детские музыкальные школы… Являются ли эти зримые приметы элементами культуры? Да, конечно! Но сводится ли культура только к спектаклям, книгам, концертам и кинофильмам? Разумеется, нет!

Вот вам простой пример: человек только что вышел из концертного зала, где слушал Девятую симфонию Бетховена. Переполненный впечатлениями он решил закурить, а поскольку сигарета была последней, пустую пачку человек бросил тут же, на тротуар. Ну и кто он после этого – культурный человек? Да, если иметь в виду, что слушал он всё-таки Бетховена, а не какую-нибудь Катю Лель. Нет, если иметь в виду хамское пренебрежение к чистоте городских улиц. Выходит, что в голове этого человека Бетховен отдельно, а культура бытового поведения тоже отдельно.

Я продолжу более страшным вопросом. Что с того, что Гитлер в молодости занимался живописью, а в зрелые годы обожал Вагнера? Он от этого перестал быть людоедом? Тот же Бетховен у Ленина, к примеру, вызывал, мягко говоря, специфическую реакцию: эта музыка, говорил он после «Аппассионаты», настраивает на то, чтобы гладить людей по головкам, а момент сейчас такой, что по этим головкам надо бить. Вот и говори после этого, что искусство «смягчает нравы»…

Вообразим невероятное: диск с Бетховеном звучит в «Тойоте», припаркованной в два часа ночи под вашим окном. «Ода к радости» из открытой машины на полном звуке врывается в ваше открытое окно на втором этаже. Можно ли в данном конкретном случае возненавидеть Бетховена? Отвечает ли Бетховен за вашу бессонницу? Более серьёзный пример: в Израиле запрещено играть Вагнера. Отвечает ли великий композитор за то, что его бесноватый поклонник приказал уничтожить шесть миллионов евреев? Даже в Израиле многие понимают, что запрет глупый, но понять его тоже можно…

Выходит, не так всё просто: еще в годы Второй мировой войны многие искренне удивлялись – как великая нация, давшая человечеству Шиллера, Гёте, Баха и Бетховена, могла додуматься до Освенцима и Бухенвальда. А чему тут удивляться, если иметь в виду, что в природе не существует «искусства прямого действия» (типа прочитал «Фауста» и тут же перестал подличать, доносить, сживать со свету тёщу и гадить в лифте). Слава богу, нам хватает книг, кинофильмов, симфоний и спектаклей, а если где-то (например, на селе) и не хватает – клуб закрылся, в библиотеке крыша протекает, — то совершенно понятно, что с этим делать. Менее понятно, как воспитывать в человеке культуру повседневности – чистоплотность, уважение к окружающим, понимание инакомыслящего. И главное: осознание того, что истинно культурный человек может быть, строго говоря, вовсе не образованным, ни разу в жизни не посетившим оперу, а заядлый меломан и книгочей, напротив, вполне может оказаться невыносимым хамом.

О том, как это происходит, мы поговорим в следующем номере.

Я И МОЙ АВТОМОБИЛЬ

Человеческое сообщество – саморегулирующася система, а культура есть неотъемлемый элемент этой саморегуляции. И одной целесообразностью тут объясняется далеко не все: мы не плюём себе под ноги не только потому, что на плевке можно поскользнуться, но и потому, что это некрасиво, противно…

Всякое новое техническое средство, появляющееся в нашей жизни, неизбежно проходит этап «культурной адаптации»

— от появления вилок и ножей до укоренения правил сервировки (вилка слева, нож справа) проходит время. Причем с каждым разом время «культурной адаптации» сокращается – мы всё быстрее усваиваем эстетические уроки повседневности.

Сейчас в это трудно поверить, но у нас был закон, запрещавший приобретение автомобилей в личное пользование: исключения делались лишь для граждан, «имеющих особые заслуги перед партией и государством – академиков, народных артистов, Героев соцтруда, маршалов, первых космонавтов». Исключительность автовладельцев, ездивших к тому же как правило с личным шофером, не давала возможности развиться культуре вождения автомобиля (считалось, что в Правилах дорожного движения всё сказано). Но вот в стране прошли две волны всеобщей автомобилизации (первая началась с «Копейки», вторую знаменовали собой подержанные иномарки), и машина стала частью быта миллионов. Тут же выяснилось, что к темпам этого перелома мы не готовы: пробки, аварии, автомобильное хамство (где намеренное, где вынужденное) стали, к сожалению, постоянными спутниками нашей жизни.

К этому придётся привыкать. И стараться хотя бы в личном поведении следовать некоему неписанному моральному кодексу. Если вы себя считаете культурным человеком, то будьте им и на дороге.

В моей семье автомобиль появился лет десять назад, но водителем я так и не стал. Не захотел. Захотела жена. И, увлекшись процессом, стала классным водителем. Поэтому моё знакомство с материалом почерпнуто на переднем пассажирском сидении, чисто созерцательно и потому непредвзято. Плюс к тому – наблюдения коллег-журналистов, побывавших в разных регионах страны.

Нет комментариев

    Оставить отзыв