Хакасы: пока существует мир

— Хакасами нас сделал сын,- подхватывает рассказ о родословной его жена Илиана, преподаватель профтехучилища.- Побывал он в молодёжном лагере «Океан», приехал и говорит: «Сшейте мне хакасскую рубашку!» Кинулись искать, но ничего национального в магазинах одежды и даже сувенирных лавках не было. С трудом в Абакане нашли отрез красной тафты. По подсказкам бабушек, по рисункам в книгах сшили рубаху. Я стала вышивать, ведь без вышивки (обязательно с цветочным орнаментом) наряд хакаса был немыслим. Вышито было всё — рукавицы, платья… Вышивка ещё и украшалась бисером, драгоценными камнями. За вышиванием что-то во мне перевернулось. Потянуло к корням неумолимо. Так наша семья и стала фольклорно-просветительским коллективом. А сын Евгений пошёл дальше уже как музыкант. Он освоил все народные инструменты от чора (дудочки из борщевика) до бубна, ыха (скрипки) и чатхана. А я «восстановила» пого — нагрудный знак, который раньше носили женщины на груди. Причём ближе к животу, как признак способности к деторождению. Пого — это как паспорт, в нём «говорится» о женщине всё — какого рода, сколько детей… 

 

В ХХ век хакасы вошли православными и… двоеверцами. «Религиозные обычаи сохранились у хакасов языческие, которые перемешались с православием, но которые у них не имеют никаких определённых форм: они одновременно исполняют некоторые обряды культа православные и древние языческие»,- отмечено в справке «О положении национальных меньшинств в Енисейской губернии» от 1925 года (Государственный архив Красноярского края). А в статическом сборнике Енисейской губернии за 1913 год в записях о численности населения по вероисповеданию отмечено «шаманствующих в городах 5 мужчин и 8 женщин, в уездах 238 мужчин и 280 женщин».

Конечно, не все шаманы из этого числа были хакасами (были ещё и шаманы на севере), но думается, их было большинство. В 1926 году в Хакасском округе Енисейской губернии проживало около 45 тысяч хакасов. В уезде значился 421 хакасский улус, причём 2 улуса — основания ХV века, 2 — ХVI, 22 — ХVII, 58 — ХVIII. Чтоб улус был своего шамана… Да и в смешанных селениях не меньше шаманили.

Известный исследователь Сибири Николай Ядринцев писал в своей книге «Сибирь как колония» (СПб, 1882 г.): «Шаманы и их ворожба производили впечатление на русских казаков и промышленников, и они усвоили веру в могущество шаманов и их чудесную силу, обращались к ним в трудных случаях». Характерны результаты исследования, проведённого в Хакасии под руководством доктора философских наук Ларисы Анжигановой в 1994 и 1996 годах: из общего числа опрошенных 26 процентов назвали себя последователями шаманизма.

И это не дань моде на неоязычество, не просто так, говорит Леонид Горбатов, сегодня один из известных в республике и признанных шаманов: «Это возрождение сокровенных чувств, память сердца, соответствие ментальности».

Шаманят в Хакасии, и правда, активно и трепетно. В 2006 году в Абакане был открыт Центр хакасского шаманизма, в который вошла организация сторонников традиционной религии хакасского народа «Хан ТИПР». Что характерно, в организации «Молодые шаманы», возглавляемой театральным режиссёром Валерием Чайбачковым, не только хакасы, но и русские, и поляки. Если и притягивает экзотика, то поначалу.

 — Шаманизм — это не религия,- говорит Леонид Горбатов, с которым мы встретились в селе Асхаков, где находится знаменитый музейный комплекс Улуг-Хуртуях-тас.- Это нечто большее, всеобъемлющее всю нашу жизнь. Я около 20 лет занимаюсь шаманизмом, и чего и кого я только не видел у себя. Обращались и мусульмане, и иудеи. Было принято считать, что шаман — тёмный, исступлённый экстазом человек. На самом деле это высокоинтеллектуальные люди, носители высокой духовности. В Хакасии шаманов не так много, но среди них почти все с высшим образованием, есть и кандидаты наук. 

 

Сам Леонид — научный сотрудник музея под открытым небом, в 2006 году был признан в республике лучшим музейным работником в номинации «Мудрость». Он потомственный шаман в 12-м поколении, имеет два высших образования: окончил в Москве медицинский факультет Российского университета дружбы народов и социологический факультет Новосибирского университета. Не «чистый» хакас — по отцу белорус. О своём становлении шамана рассказывает:

— Лет в 13-14 на меня напала странная болезнь. Я забывал всё — одноклассников, друзей, знакомые места. Возникали видения. В народе это называется «шаманская болезнь». Через такое состояние проходят все шаманы. Поначалу мои «замашки» воспринимались не совсем миролюбиво. Я из традиционной хакасской семьи, вырос в деревне Исыр. В школу пошёл поздно. А когда начались шаманские проявления, в школе меня зло дразнили, особенно дети ссыльных, как мы их называли. Ненормальным меня считали. В этом плане мои дети, а у меня 3 сыновей, счастливые. Они видят мир во всём его многообразии, в духовном свете. Явно дар шамана есть у среднего. Он тянется к моему делу, всюду со мной на обрядах. 

 

Шаманизм не парадокс, не оккультный изыск. Это естество хакасского национального сознания. И в век техники нужно уметь договариваться с тёмными силами. Зачем люди идут к шаману? Конечно, прежде всего как к целителю. Но это уже когда понимают, что что-то не то со здоровьем, нет исцеления от таблеток. Нет и опоры в жизни, ясности. Вот за этим, я считаю, за обретением равновесия, прочности, силы и приходят к шаману.

Нет комментариев

    Оставить отзыв