Хакасы: пока существует мир
О том, что здесь присутствует небесная мистика, рассказывают многие, кто из вящего любопытства, кто с целью попадал сюда. Нежеланных горы не пускали на вершину, сгоняли вдруг поднявшимся ветром или грозой (а это «неслабое» явление почти на открытом пространстве, без возможности укрыться, под сводом рассерженного неба).Особенно не любят эти горы тех, кто ничтоже сумняшеся, противу всего и всех отваживается на ночёвку. Местные жители, знающие норов и законы Сундуков, на это не идут ни за какие посулы и уговоры. И вообще крайне редко поднимаются на вершину. Не из страха. Из уважения к духу горы. Но если и идут сюда, то после обряда кормления огня, причём на строго отведённых кострищах, и повязывания чалама на столбе коновязи в начале долины. Да не просто так вяжут абы какие тряпочки, что сейчас делается всюду по незнанию и суеверной глупости.
Посещение нашей шумливой группы (однако оторопело-благоговейно притихающей с каждым шагом по тропе к вершине) Сундуками было принято благосклонно. Не сбылось обещание серыми небесами дождя, и утих даже ветер. Всё усиливающееся солнечное сияние будто давало знак: будьте здесь, ходите, поражайтесь радостно скалам, мудрости древних, восхищайтесь изысканным великолепием зелёных долин.
Но время здесь словно замедляет свой ход, растягивая минуты (или, наоборот, сжимая до долей секунды?). Наш экскурсовод на то понимающе улыбнулся: «Ещё ни одна экскурсия не уложилась в отведённое время. Это Сундуки…»
Открытия учёных, подкреплённые поддержкой властей Хакасии, силами краеведов, помогли понять и сберечь от «дикого» паломничества этот уникальный уголок хакасской земли. В рамках республиканской программы по сохранению культурно-исторического наследия хакасского народа было создано 8 музеев под открытым небом. Одним из них стал музей-заповедник «Сундуки», открытый в 2010 году.
— Мы только разворачиваемся, и много ещё впереди. Сейчас обустроен туристский комплекс на 1-м Сундуке. Также экскурсии проводятся на 4-м Сундуке. На 2013 год запланировано асфальтирование дороги до музея-заповедника. Это, надеемся, ещё больше привлечёт туристов. И главное — откроет людям Хакасию, землю прекрасную и загадочную.
В этом году в день летнего солнцестояния, 22 июня, на Сундуках прошёл первый фестиваль Солнца, собравший немалое количество туристов и эзотерических путешественников из Хакасии, Красноярского края, Кемеровской области. Впрочем, даже самое твёрдое материалистическое мировосприятие здесь поколеблет и доведёт до космогонических настроений, так велика магия скал и ощутимо одухотворённое присутствие древности.
Огонь накормить, духа ублажить
Общение с Солнцем, с которым сверялась вся жизнь степного народа, испрошение его милости было доверено шаманам. Шаманизм — особая часть национальной истории и культуры, яркая составляющая хакасской ментальности. Феномен исторический и философский. За века и тысячелетия сложения этноса хакасы, пропустив через себя множество племён и народов, духовно соприкасались с манихейством, буддизмом, даосизмом и конфуцианством, однако не подпали ни под одну веру, не переняли ни одну религию в чистом виде.С величайшей терпимостью (как бы сейчас сказали, толерантностью) и спокойствием степняков не сошли с тверди своего миросозерцания и мировосприятия. И главным в нём всегда было слияние с природой, благоговейное отношение к её «детям» — горам, деревьям, озёрам, рекам. Та небесная гармония, которая даётся народам чистой души и которую сохранять, поправлять при нарушении было доверено шаманам. И для нынешних хакасов — более, чем служителям культа.
В духовных заповедях древних хакасов были твёрдые установки на соблюдение человеком гармонии, равновесия в целостном мире природы. Иначе, как считалось, следовало наказание в виде потери урожая, неудачи на охоте, падежа скота, болезней, несчастий в семье, смерти. Самым худшим считалась смерть души через вымирание рода. Эти заповеди вошли в хакасов на генном уровне, их не поколебали эпохальные перипетии, не вытравили столетия после христианизации.
— В нас, выросших при советской власти, ничего хакасского не было,- рассказывают Евгений и Илиана Сафьяновы из Таштыпа.- Но с годами поняли, как много в нас именно хакасского, перешедшего от прадедов. Сызмала вошли заповеди: на закате солнца нельзя шуметь — природа готовится отдыхать, нельзя в это время окликать детей — в это время выходят злые духи. Тихо, спокойно нужно вести себя в лесу, так как ему нужна тишина. Ночью нельзя рубить дерево — оно спит. Без разрешения духа воды, выпрошенного благодарственным словом или мысленно, нельзя переходить ручей или речку. Даже ногти стричь есть своё время. На руках — днём, на ногах — поздним вечером, с наступлением темноты. Бабушки с малых лет внушали: уважай старых и взгляд детей, то есть нельзя при детях делать плохое, говорить нехорошие слова.
Огонь в домашнем очаге (как раньше в костре) был для хакасов как маленькое солнце, поэтому к нему тоже сохранилось трепетное отношение. Первый кусок добытого (не обязательно на охоте, даже просто купленного) хакас и поныне бросит в огонь. Обряд кормления огня перешёл через века. Татьяна Канзычакова, работник культуры из Орджоникидзевского района, рассказывает: «Это осталось в нас незыблемым правилом. Утром, когда начинаешь готовить, как разгорится пламя в печи, кусочек мяса бросаешь в огонь. Не забываешь сказать спасибо Отынэ — богине огня. А убираясь в доме, поём. Песней очищается аура жилья».
Помнят и знают все хакасы, кто из качинцев, кто из койбал или сагайцев — племён, сложивших хакасский народ. Знают и свой род. И не до седьмого колена, а намного дальше. Евгений Сафьянов, кстати, мой коллега — редактор районной Таштыпской газеты, составляя родословную, отыскал начало своего рода на Иртыше, где были родовые стойбища и откуда хакасов изгнали казаки.
— Но непосредственно Сафьяновы начались с казака Сафьяна (в хакасском произношении Сапьяна), с 1658 года. Однако, как часто случалось, хакасская (хоть и женская!) линия оказалась сильнее, прочнее. Русское растворилось в истории семьи. Сейчас в Хакасии 52 семьи Сафьяновых. А один из предков — Григорий Сафьянов — был основателем города Туран в Туве.