Хакасы: пока существует мир

В пресс-тур по Хакасии я уезжала с наказами. Знакомые просили для родных — здешних уроженцев побольше нафотографировать, «подсмотреть», чтобы передать рассказы и снимки в подарок. «Заказывали» Таштыпский, Аскизский район, озеро Иткуль, Шира…

Да не рассердятся на меня фотографы, старательно и воодушевлённо запечатлевшие хакасские пейзажи. Тщетны их старания! Красота Хакасии неописуема, неуловима самой совершенной фотокамерой. Её не понять, не оказавшись в степи, не вдохнув чабрецового настоя, не прикоснувшись к прогретым вечностью камням. Всё будет не то без пережитой слитности с невероятным простором и потрясения какой-то затаённой грустью курганов, бережливо прикрытых небесами.

Хакасию не понять без… хакасов, сынов Великой Степи, будто скрывающих в уголках раскосых глаз всепрощение суетливому миру.

Спасибо, солнце!

Солнце в Хакасии какое-то особо упрямое, настойчивое и скоропалительное. Поутру вроде ничего не предвещает его появления, и небо весь день в тучах, но обязательно в любую погоду хоть одним лучиком, да прорвётся из-за облачного занавеса и коснётся земли. Хватит нескольких минут, чтобы озарить ласковым светом смурное пространство, словно давая надежду на тепло, подкрепляя уверенность в солнечности жизни. Или так благодарит людей за почитание, признание своей силы?

Хакасы как народ и начинались с единения разных племён Минусинской котловины в солнцепоклонничестве. Культ солнца они пронесли доныне, вознося хвалу и благодарность во всех обрядах за его животворящую силу. До наших дней дошёл обряд повязывания чалама, в котором первой к ритуальному столбу (сорчин) обязательно привязывается красная ленточка, символизирующая жаркий солнечный цвет, с присказкой: «Спасибо, солнце!» С небом и солнцем, их «сёстрами» — луной и звёздам, у хакасов особые, поистине высокие отношения.

Солнце для древних хакасов было больше, чем светило. Это была жизнь Степи, неразрывно связанная с магией Неба и Солнца. Тысячи лет назад своим разумом степняки поднялись до постижения солнечных законов, смены тьмы и света, создания своего солнечно-лунного календаря. И сегодня среди памятников древности, раскиданных по хакасской земле, множество признаков календарно-астрономических знаний, свидетельств астрального жречества.

Пожалуй, главное из них — Сундуки, гряда из пяти отдельно стоящих гор-останцев в долине реки Белый Июс. В новом свете Сундуки и хакасов, как потомков великих звездочётов, открыли новосибирские учёные — археологи из Сибирского отделения Российской академии наук, с 70-х годов прошлого столетия изучающие археологическое достояние Хакасии. Здесь, на 1-м и 2-м Сундуке не просто культовое место, а древняя настоящая обсерватория, заявил Виталий Ларичев, один из ведущих сибирских археологов-востоковедов.

30 лет своей научной деятельности профессор Ларичев посвятил Хакасии, открыв новое научное направление — палеоастрономию. На долю первооткрывателя хакасского Стоунхенджа (по утверждениям учёных, более древнего, чем английская обсерватория каменного века) пришлось немало скепсиса и критики в научном мире. Но он твёрдо отстаивает свою гипотезу, с каждой экспедицией предоставляя всё новые факты, что Сундуки — уникальный астрономический комплекс, который выстроили (наверное, точнее сказать, приспособили) на горном отрезке древние для наблюдения за звёздами, солнцем и луной. Интересно, что по-хакасски это место называется Онло, что значит «видеть», «наблюдать».

В экспедиции 2009 года Виталий Ларичев, как утверждает, открыл Храм Времени времён тагарской эпохи. Убедили его в этом зарубки на восточной стороне скал 1-го Сундука. С виду простые насечки, но… «непростого» количества — 99. Это символически значимое число во многих восточных цивилизациях. В древней культуре Ирана, Ирака, Египта 99 — цифра, означавшая количество годовых оборотов Солнца, Луны и Венеры. По мнению Ларичева, дикие степняки владели совершенной счётной системой времени наравне с иранскими владыками, и эти зарубки — не что иное, как солнечно-лунный календарь.

Наблюдения местных энтузиастов краеведения, археологии и уфологии подтверждают догадки учёного. Заведующий филиалом музея-заповедника «Сундуки» Андрей Вайгандт с фотоальбомом в руках подтверждает, что каждый день, начиная с осеннего равноденствия, солнце освещает определённые насечки, а 22 декабря — в день зимнего солнцестояния — лучи проникают в нишу. Затем свет идёт в обратном направлении, а солнце движется к летнему солнцестоянию. 22 марта лучи вновь попадают внутрь храма, словно сигнализируя о приходе весны. Третий раз в году солнце попадает в храм 22 сентября, в день осеннего равноденствия.

 — В 2011 году мы зафиксировали явление, которое доказывает неслучайность построения здесь обсерватории,- рассказывает Андрей Вайгандт.- Именно на восточной гряде 1-го Сундука солнце всходит в проёме (судя по всему, специально устроенном) и опускается в проёме 2-го Сундука, расположенного напротив. На Сундуках много подобных совпадений и пока необъяснимых явлений. Например, Серафимов камень, напоминающий голову орла. Всегда солнце садится точно в его «клюв» — выступающий камень. А вот на плиту из белого песчаника, выложенную на вершине горы (сами Сундуки природно сложены из красного песчаника), садится полная луна. 

 

В долине хоронили шаманов. Судя по всему, не всех, а тех, кто был причастен к звёздным таинствам. Как-то в советское время при распашке поля в долине была случайно вскрыта могила шамана. Тогда же был выкопан камень, на котором явно были изображены созвездия другого полушария и некоторые звёзды. Как будто смотрели в телескоп. И это шестнадцать тысяч лет назад!

Таинственный объект — озеро в долине за 2-м Сундуком. Оно рукотворное. Видимо, его сделали жрецы как символ сотворения мира. При заходе солнца образуется косой крест из света и тени. А когда солнце переваливает за полдень, озеро освещается ровно наполовину. Получается тёмная и светлая части. Как инь и ян. Это озеро вообще во многом загадочное, неясное. То плавуны в безветренную погоду начнут двигаться хаотично, то сбиваются в кучу, а при сильном ветре и не шелохнутся.

 — Как можно понять,- продолжает Андрей Вайгандт увлекательный рассказ буквально по ходу действия,- главное назначение этой обсерватории было в наблюдении за солнцем, чтобы точно знать наступление равноденствия. Четыре дня на подходе равноденствия — осеннего и весеннего — для древних людей были сакральными. В эти дни шаманы проводили обряды, ублажали духов перед началом каждого природного цикла. Сюда, на 1-й Сундук, могли заходить только жрецы (шаманы высшей категории) и высшие на социальной лестнице. Причём только после специального обряда очищения и поклонения духам. Иначе горы не подпускали к себе. 

Нет комментариев

    Оставить отзыв