Город, опасный для жизни

— Что же делать, Рем Григорьевич?

— Да, много чего можно: запретить парковки в неположенных местах, построить объездные дороги, изменить потоки движения автотранспорта. В нормальных городах частные предприятия обязаны начинать работу в разное время, а не так, что все хором едут в офисы. Можно брать высокую цену за стоянку в центре города. Это тоже правильно, потому что единица общественного транспорта везёт в среднем 40 пассажиров, а частного — полтора человека на поездку. Едет громадный автомобиль полторы-две тонны весом, дымит, фырчит… Кто поскромнее — у того авто до 100 лошадиных сил, а кто нескромный — все 200 и более! А зачем, скажите, в городе 200 лошадиных сил? Я в Париже жил, там все машины компактные! Кому нужна скорость в городе, в пробках? Ну давайте ездить на танках! У хозяев таких машин понты, а каждый сотый — умирает. Причём пытки инквизиторов — это ничто по сравнению с тем, что рак делает с человеком…

— У вас есть данные, сколько бензопирена «съедают» люди, регулярно стоящие в пробках?

— Наши замеры показали, что в пробках выбрасывается 70-80 процентов объёма всех вредных веществ, которыми автомобили загрязняют воздух. Один из моих коллег однажды сделал такой «пробочный» замер и пришёл в ужас: 160 ПДК!

В середине 50-х годов притчей во языцех были два сильно загрязнённых города: Питтсбург (тогда крупный промышленный металлургический центр США) и наш Нижний Тагил (в ту пору я жил именно там). Помню, когда мы начинали возмущаться, дескать, надо что-то делать с экологией, нам говорили: чего вы хотите? В Питтсбурге ещё хуже! Когда много лет спустя я прилетел в Питтсбург в командировку, решил посмотреть город с точки зрения загрязнения. Езжу, смотрю, а он чистый! Что сделало местное население? Оно проголосовало за то, чтобы самые вредные, грязные предприятия закрыть или вынести за пределы города.

Питтсбург стоит на берегу Великих озёр. Одно в середине прошлого века было такое ядовитое, что говорили, если палец опустишь в воду, вынешь — кожи нет. Когда же недавно там гостил я, мой знакомый профессор, житель Питтсбурга, предложил мне прокатиться по озеру на яхте. Во время прогулки он поймал большую рыбину. Мы её потом с аппетитом съели.

Транспорт в Питтсбурге давно перестал загаживать атмосферу. У них большие штрафы и запрет на эксплуатацию машин, загрязняющих воздух. У нас же такой контроль сведён на нет. Я за свою жизнь побывал во многих городах мира: в Париже, Нью-Йорке, Бостоне, Амстердаме, Будапеште, Вильнюсе — нигде нет такого халатного отношения к экологии, как у нас! Даже в Киеве лучше.

Выбор пока есть

— Рем Григорьевич, Красноярск сейчас отапливается углём, а это выбросы в воздух ртути, серы, радиоактивных изотопов. Что с этим можно сделать?

— Построить мощную атомную электростанцию в Железногорске, под землёй. Мощности этой АЭС хватило бы на большую территорию. Авторитетно как учёный заявляю, что данная станция была бы самой безопасной в мире. Если даже допустить возможность аварии, подобной чернобыльской,- от неё никто бы не пострадал, потому что толща земли гарантирует безопасность. Это решило бы энергетическую проблему и для Красноярска, и для промышленности. Вообще странно, что при наличии у нас крупнейшего хранилища отработанного ядерного топлива, которое в принципе подлежит восстановлению (помните проект завода по переработке ОЯТ в Железногорске?), в Сибири нет ни одной своей АЭС. Почему мы до сих пор не используем мирный атом? Старую АЭС в Железногорске закрыли в угоду американцам, а вместо неё построили угольную ТЭЦ, которая теперь загрязняет город так же, как это происходит в Красноярске. Я считаю такое решение экологической диверсией.

— В одном из интервью вы сказали, что связываете будущее города с Красноярской агломерацией, по мере развития которой люди будут массово переселяться в пригород. Продолжаете на этом настаивать?

— И сейчас так считаю.

— Не повторит ли Красноярск судьбу Детройта — родины американского автопрома, большая часть населения которого переехала за пределы городской черты? А на развалинах брошенных кварталов Детройта сейчас снимают голливудские ужастики…

— Детройт загибается потому, что там целый клубок проблем: этнические конфликты, уничтожение общественного транспорта и т. д. Мы же, сохранив промышленность, можем улучшить состояние окружающей среды, отрегулировав автомобильные потоки. Я часто думаю о том, что надо переходить к другим видам транспорта. У меня и моего ученика, который живёт сейчас в Канаде, возникла идея так называемой ветряной дороги (wind way). По такой дороге из одного конца города в другой можно перемещаться очень быстро. Но все тонкости пока раскрывать не буду.

— Каким вы видите будущее Красноярска, скажем, через 30 лет?

— Если ничего так и не изменится в плане экологии, его к 2040-2050 годам ждёт коллапс. Люди не станут здесь жить.

— Мы вымрем?

— Нет, разъедемся…

— В Москве сейчас целенаправленно пытаются создать автомобилистам невыносимые условия, вытеснить их из города…

— В России очень часто придерживаются правила «тащить и не пущать». Это не решение проблемы. Нужно просто контролировать атмосферу, а нарушителей наказывать рублём. Во многих развитых странах есть частные фирмы, которые разъезжают по городу, измеряют загрязнение воздуха и передают данные в муниципалитет. Городские власти штрафуют нарушителей, и фирмы-контролёры получают долю от штрафов. Мне кажется, этот опыт можно и нам перенять. В конце концов, Красноярск — миллионный город. Миллион людей имеет право на чистый воздух. Я очень надеюсь, что эти люди станут не «объектами» городского процесса, а «субъектами», то есть осознанно сделают выбор в пользу жизни.

icon-pencil

«В Красноярском крае в 2011 году объём выбросов в атмосферу от стационарных источников составил 2 516,81 тысячи тонн загрязняющих веществ, что на 1 процент (25,9 тысячи тонн) больше, чем было в предыдущем году. Выбросы от автотранспорта составили в 2011 году 313,6 тысячи тонн (11,1 процента от валового объёма выбросов в регионе).

(Из Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году», опубликован 4 февраля 2013 года на сайте министерства природных ресурсов и экологии РФ.)

icon-pencil

Уровень загрязнения атмосферы четырёх городов (Ачинск, Красноярск, Лесосибирск и Минусинск) характеризуется как очень высокий. Приоритетными загрязняющими примесями для большинства городов являются бензопирен, формальдегид, взвешенные вещества, диоксид азота.

(Из Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году».)

icon-pencil

«Выбор компонентов для мониторинга на стационарных постах не согласуется с реальными уровнями загрязнения городского воздуха… Специфические вещества первого и второго классов опасности (например, оксид алюминия), несмотря на актуальность их контроля, не вошли в программу наблюдений».

(Из монографии «Красноярск. Экологические очерки», с. 17, 2012 г., СФУ.)

icon-pencil

Количество вредных выбросов от автомобилей в Красноярске растёт быстрее, чем успевают снижать промышленные выбросы предприятия города. Общий объём вредных выбросов в атмосферный воздух за 2011 год по Красноярску составил 279,283 тысячи тонн, что больше показателя 2010 года на 3,612 тысячи тонн. Увеличение обусловлено ростом выбросов от передвижных источников загрязнения, количество которых составило 139,212 тысячи тонн и по сравнению с 2010 годом возросло на 12,119 тысячи тонн. Количество выбросов от стационарных источников загрязнения снизилось на 8,507 тысячи тонн и составило 140,071 тысячи тонн. Таким образом, на долю выбросов от передвижных источников загрязнения в 2011 году приходилось 49,8 процента, на долю промышленных выбросов — 50,2 процента.

 

Газета «Красноярский рабочий», 2.03.2013

 

 

Нет комментариев

    Оставить отзыв