Есть ли жизнь на севере края?

Есть ли конфликты с представителями других религиозных конфессий? Нет. Ведь Иисус, терпеливо объясняет Зуфар, один из почитаемых святых в исламе после Пророка. Говорит, что сам выучил арабский, чтобы читать сутры. Сам содержит мечеть. Большинство верующих — люди пенсионного возраста. Откуда у них деньги? Да и самого религия меняет: у директора ООО и имама в одном лице есть противоречия. В его магазинах продают спиртное. А это вроде бы источник благополучия. Но ложный, поскольку несет грех в людские массы. Теперь торговлю зельем решил закрыть. Принципы ислама весомее и важнее.

icon-star

Благодаря путешествию по Пировскому району, картинка северной жизни стала четче и приобрела стереоскопический объем. Люди, занятные трудом, как ни банально это звучит, обеспечены порой лучше горожан. Это подтверждает старую истину: можно и в экономически развитом регионе быть неприкаянным скитальцем, а в глубинке найти свое призвание. Стало очевидным и другое: в экстремальных условиях северных территорий можно не только обустроить свою жизнь, но и сделать ее, как ни парадоксально, вполне счастливой. Пусть пока не абсолютно. Гинеколог Зуфра наблюдает за 50 будущими мамочками и ждет появления на свет новых жителей поселка. Зуфар кормит хлебом селян и напоминает им о том, что все материальное бренно, а душа – вечна. Михайлов думает о детских садах и новом футбольном поле с настоящим газоном для сельской команды, хотя ему предрекали после нескольких лет работы в качестве директора скорый отъезд на Канары.

Перед самым путешествием прочла одну притчу про странников, которые заходили по очереди в некий город. Они обращались к сидящему на входе старцу с одним и тем же вопросом – каковы здесь местные жители? Старик в ответ задавал свой контрвопрос: что за люди жили в тех местах, откуда ты приехал? Первый говорил, что исключительно плохие, злые и завистливые. И здесь такие же, объяснял старец. Второй сообщал, что его соплеменники были добрейшими и работящими. И здесь ты встретишь ровно таких же, говорил мудрец.

icon-star

Озеро Монастырское — действительно легендарное — находится на крутояре среди сосняка и холмов. Молва приписывает ему чудотворную силу. Якобы в 1919 году на берегу озера были замучены большевиками и расстреляны несколько монахов, тела которых сбросили в воду. Этой трагедией объясняют цвет водоема — в определенное время он становится красным.

Настоятель местного храма отец Иоанн пересказал легенду по-своему, добавив, к примеру, что пурпурным оттенком воды озеро обязано цветам сабельника, именуемого также русским женьшенем.

— У Енисейского Спасского монастыря, основанного в 1641 году, здесь были угодья — собирали ягоды, грибы, рыба водилась. С тех времен озеро называется Монастырское.

— В чем же его сила, отец?

— Благодатное место… Я на себе испытал целебные свойства воды. Но без веры болезнь, конечно, не проходит — ни физическая, ни душевная. Один парень регулярно приезжает, говорит, что после смерти отца он здесь с ним встречается: на душе покойно становится. А я ему – это не дух родственника, а умиротворение от святого места. Раз видел, как на берегу сидят двое, плачут, распевают молитвы не по-нашему. Прислушался – мусульмане, ездят по святым местам. Здесь паломников столько, что не знаю, куда от них скрыться. Место же требует тишины…

Настоятелем отец Иоанн стал не так давно — до этого много лет работал в лесопожарной службе. Совершил около 500 прыжков с парашютом. Что вынудило человека оставить привычный стиль жизни и сменить камуфляж на рясу? Отец Иоанн только и ответил: «Это длинная история…»

icon-star

Из мечтательного состояния вывели отъезжающие автобусы: журналистов ожидали юные спортсмены. Соревнования по пауэрлифтингу в деревне Усть-Кемь? Ехать мне не хотелось: собрались подростки тягать гири. Но «эка невидаль» быстро развеялась: в клубе собралась элита силового троеборья. Не только края и страны, но и мира.

В клубе занимаются около 20 ребят. Среди воспитанников — трехкратный чемпион мира по пауэрлифтингу 24-летний Алексей Бронников. Парень, несмотря на поездки в ЮАР и Францию, явно не привык к публичной славе. Почему не уезжает из деревни, ведь таким именитым призерам, кажется, открыты все дороги? «Не знаю, тянет в Усть-Кемь. Здесь у меня дом…».

Рядом занимаются девушки. Одна из них, Мария Коротких, пришла в клуб вслед за братом Павлом, серебряным призером первенства России среди юниоров. Изящная Мария с легкостью берет вес — на грифе два «блина» на 50 килограммов. Девушка, которая украсила бы обложку любого глянцевого журнала, — чемпионка первенства края.

icon-star

В Усть-Кеми ждут в гости и многодетные приемные семьи. В Енисейском и соседнем Казачинском районах нет детдомов. Сирот воспитывают жители. В Енисейском районе подрастают более 5400 детей. 69 ребят взяли под крыло опекуны, 134 находятся в 58 приемных семьях. По словам жителей, здесь это норма.

В одном из таких семейств, где «свои» уже выросли, но детей все прибавляется, побывала и я. Знакомьтесь: Елена Яковлевна и Федор Георгиевич Рычковы.

Хозяйка встречает на пороге, скромничая и извиняясь — мол, не убрано, хотя никаких завалов я не обнаружила. Все предельно функционально и современно. Высокие потолки, встроенная мебель, мягкие белые (!) диваны. Первый пункт осмотра – холодильный ларь литров на 500. Там «закрома родины» – мясные деликатесы. На семью из двух взрослых и шестерых ребятишек (старшей — 14, а двум последним приемышам — по пять) — не такие уж и объемные запасы. Огород – 30 соток. По опыту знаю, что обработать такую «пядь земли» — тяжелый труд. Птица, корова, бычки – это то, к чему привыкли в семье издавна.

Федор Георгиевич – бывший руководитель леспромхоза. Подтянутый мужчина молчалив и деловит. Перед нашим приездом регулировал ребятишкам велосипеды, у каждого из детей — свое «транспортное средство».

Елена Яковлевна вспомнила, как была на конференции для приемных родителей в Красноярске, так там все стены были украшены портретами детей-сирот: «Я так растрогалась, так они мне по сердцу, что всех бы их забрала!»

Своих – трое. Все взрослые. Еще трех приемных уже «выпустили из гнезда»: «Один мальчик работает, другой учится в речучилище, девочка в педуниверситете. Все умеют девчонки по хозяйству: и корову подоить, и приготовить, и закрутки сделать на зиму, шить, вязать». Мальчишки набираются мужского мастерства под руководством отца семейства. Во дворе их вотчина – сарай с инструментами.

То, что дети попадаются не всегда «удобные» и послушные, Рычковы не скрывают.

— К одному из мальчиков, пятикласснику Никите, — поделилась Елена, — все не могла найти подход. У него диагноз страшный, на голове шрамы: родная мать так била, что отливали водой. Она сюда приезжала. Я сказала: здесь все дети мои и государственные! А Никита дома — идеальный, но в школе хулиганит. Однажды позвонила учительница, стала жаловаться. Я в сердцах расплакалась. «Виновник» расстроился так, что его вредность как рукой сняли. А шлепать и браниться на малышей — у меня не получается. Бьют слабаки».

Я удивилась, когда узнала, что Елене Яковлевне Рычковой 62 года. Месяц назад они взяли на воспитание двух пятилетних мальчуганов. За ними же не угнаться! Про одного женщина говорит с придыханием: «Сердечко мое!» Но то, что все дети в этой семье равные, хоть и разные — без сомнения. Всем, говорит, нужен воздух свободы. «Надо жить, чтобы детям было хорошо! Эти маленькие ребятишки такие ласковые. Как можно их не любить? У меня большой недостаток — врать не могу. Мне с ними непросто. И общество не готово – некоторые считают, что мы можем нажиться на детских пособиях. А я до сих пор не покупаю большинство продуктов в магазине – начиная с масла и заканчивая яйцами», — говорит мать многодетной семьи.

Нет комментариев

    Оставить отзыв