Ергаки – жемчужина края

Нашу группу сопровождали сам директор природного парка Игорь Валентинович Грязин и спасатели Сибирского регионального центра спортивной подготовки и реабилитации спасателей «Ергаки». С ними нам все крутые каменистые подъемы были «по плечу» и горные ручьи «по колено»!

Двигались мы строго по тропе, так как природа парка, особенно альпийские луга, распростирающиеся здесь, очень ранимы. Показывая на длинный ров, шириной около метра и глубиной около полуметра, Игорь Валентинович, рассказал нам, что это ни что иное, как настоящая рана, которую почве нанес трактор, проехавший здесь лишь дважды. По его словам, зарастать она будет около восьмидесяти лет.

У подножия гор снег уже давно сошел, а чуть выше он в конце июня еще вовсю тает. Находишься в смешанных чувствах, наблюдая, как рядом со снегом активно цветут жарки, кстати, не такие, как у нас, — у этих другие листочки, цветы чуть мельче и само растение ниже, здесь же плантации ароматной черемши, вокруг кружат комары и очень тепло — лучи солнца, отражаясь от снежных настов, ослепляют.

Первое озеро, встретившееся нам на пути, было озеро Уютное. Название говорит само за себя. Отсюда прекрасно видна скалистая гряда, носящая название «Спящий Саян» – профиль лежащего на спине человека, лицо и ниспадающие длинные волосы, руки, сложенные на груди, ноги и ступни. Он потрясает, будоражит фантазию и вдохновение…

Был еще один момент, который немного взбудоражил нас. Проходя по тропе, мы заметили разрытую землю. Сопровождающие спасатели пояснили, что это следы жизнедеятельности медведя – в эту пору косолапым пока питаться нечем, вот они и раскапывают норы грызунов, хозяйничают в их закромах. Вообще, как выяснилось, встречи человека и хозяина тайги здесь бывали и заканчивались они не всегда благополучно для туристов. Впрочем, обычно, люди виноваты в таких случаях сами – оставляя после себя мусор, объедки, они тем самым привлекают к себе внимание мишек. Правила поведения для людей на территории парка составлены не зря, и мы, «воодушевившись» рассказами спасателей, старались не оставлять после себя следов.

Следующей остановкой было озеро Радужное. Наши спасатели, подойдя к озеру, увидели маленькую рыбку с застрявшим крючком и куском оборванной лески, прибившуюся к берегу. Следуя своему долгу и призванию, они организовали операцию по спасению беспомощного хариуса. Операция прошла успешно, рыбку отпустили обратно в родное Радужное озеро. Позади у нас уже была большая половина пути, но впереди было самое сложное — восхождение по крутым снежным и каменистым склонам. У подножия этого подъема казалось, что до нашей цели — Висячего Камня рукой подать. Воодушевившись, мы пошли дальше. Не буду рассказывать, как дались нам эти последние километры. Скажу лишь, что проваливаясь в снег, мы черпали полные резиновые сапоги, рисковали — снег уже был рыхлый, под ним были видны бурные горные ручьи и, проваливаясь, мы запросто могли пораниться о камни, а то и вовсе сломать ногу. Но, слава Богу, все обошлось, ведь с нами были опытные спасатели, которые подсказывали, как правильно подниматься или спускаться по снежным склонам.

Последние метры дались тяжело, но это того стоило — мы-таки добрались до самой притягательной достопримечательности Ергаков — пред нами во всей красе предстал Висячий Камень. Он располагается на покатой скале, касаясь ее лишь незначительной частью своей поверхности. Внешне Камень, по некоторым оценкам, весом от семидесяти до ста двадцати тонн, создает впечатление неустойчивости, он словно вот-вот потеряет хрупкое равновесие и соскользнет в пропасть. Известно, что до семидесятых годов прошлого века «Висячий» был еще и «качающимся» Камнем, который можно было привести в колебательное движением усилием руки. Впоследствии, при неоднократных попытках столкнуть Камень вниз, щели в местах сцепления со скалой были забиты мелкими обломками, и он перестал качаться. Однако до сих пор ходит легенда, согласно которой Висячий Камень способна сдвинуть глубоко беременная женщина, и тогда Камень упадет в Радужное озеро, брызги которого разбудят Спящего Саяна, и в мире начнутся различные катаклизмы. Так что беременных сюда пускать не стоит… 🙂 Чуть поодаль, в нескольких километрах отсюда, располагается перевал Художников. Говорят, что это место для истинных ценителей прекрасного. Оттуда открывается широкая панорама центральной части горного хребта Ергаки, долина реки Левый Тайгиш. Как на ладони, видны пики Птица, Звездный, Зуб Дракона, Конус, Зеркальный. В центре, далеко внизу, хорошо видны два острых пика – Братья. Мы поверили нашим гидам на слово, ведь чтобы добраться до этого перевала, нужно еще больше времени и сил, чем мы уже не располагали. Насладившись прекрасными видами с высоты в 1600 метров над уровнем моря, сделав потрясающие снимки и записи для будущих видеосюжетов, мы отправились обратно на базу. Спускаться было легче, чем идти в гору, да и по времени наша группа проделала обратный путь быстрее на час, до Камня же мы шли четыре часа.

Вернувшись в пункт отправления, Игорь Валентинович решил показать нам то, аналогов чему еще нет нигде, — это экоторопы, которые в настоящее время возводятся на территории парка по туристическим маршрутам в целях сохранения первозданной природы. Тропы делают из натуральных материалов — бревенчатая основа, на которую насыпана смесь мелкого камня, песка, земли. По такой дорожке прогуляться хоть куда — одно удовольствие!

Наша экскурсия подошла к концу, позади остались более двенадцати километров трудного, но впечатляющего пути. Вместе с эмоциями и множеством фотографий, осталось непреодолимое желание вернуться в эти края…