Марианна Кусаковская, диктор милостью Божьей

Фото 1. Эфир информационной программы «День края» ведет диктор Марианна Кусаковская

 

Тысячи, я думаю, десятки тысяч людей, помнят Марианну Серафимовну — Мару, как ее между собой  называли коллеги и телезрители. Помнят ее голос, чистейшее произношение, «безупречную выправку», доброжелательную, только лично тебе  адресованную улыбку.

Марианна Серафимовна родилась в день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1931 года в Одессе на Молдаванке в семье Мичкорович.

Отец, Серафим Васильевич, серб, оставшийся в России после Первой мировой войны и мать Мария Игнатьевна, коренная одесситка, славились радушием и любовью к детям. Дети получили высшее образование – Саша стал архитектором, Мара окончила филологическое отделение Одесского педагогического института.

Училась хорошо, со студенческих лет участвовала в самодеятельности, с упоением читала наизусть Лермонтова, Есенина, была заводилой в студенческих компаниях.

Выйдя замуж за выпускника военного училища, поехала с ним сначала в Гомель, потом в Сибирь.

Жизнь семьи военного, на территории старых, еще дореволюционных казарм в Красноярске, была неустроенной и однообразной.

В  60-е годы прошлого века  в городе  не    было   концертных  залов,  всего два театра. Редкие гастролеры выступали в ДК заводов, фабрик, в Доме учителя,  Доме офицеров. Зато был расцвет художественной самодеятельности. Районные, городские, краевые смотры коллективов шли повсеместно. Участие  в финальном конкурсе самодеятельности воинских частей и членов их семей круто изменило судьбу Марианны Кусаковской.

На девушку с безукоризненной дикцией и достойной манерой держаться на сцене обратили внимание все члены жюри, но особенно отметила ее Лилиана Георгиевна Микаэлян, работавшая   тогда  на Красноярской студии телевидения  главным режиссером.

Это было первое десятилетие жизни студии ТВ (первый официальный эфир состоялся 3 ноября 1957 года). Лилиана Георгиевна, поговорив с Марианной, пригласила ее попробоваться «на диктора». И Марианна- пришла. И  через несколько дней она уже читала новостную программу.

Жизнь не была легкой и устроенной, дочки болели, требовали внимания и участия, не богат был и бюджет семьи военного и библиотекаря училища. Но с приглашением на работу на студию у Мары появилась отдушина. Казалось, на студии она нашла свою стихию. Два раза в неделю она ездила «в свой день» через весь город на телевидение, сначала на репетиции и чтение новостей, потом вести передачи. Начало было положено циклом передач детской редакции «Мои любимые книжки».

Вспоминает Маргарита Николаевна Рыбалко, главный  режиссер  студии ТВ:  «Я начинала работу на ТВ ассистентом режиссера в детской редакции, где старшим редактором был Александр Александрович Жданович. Меня, также  как и Мару в свое время, пригласила на работу Лилиана Георгиевна Микаэлян. Мне поручили создание передач в цикле «Мои любимые книжки». Я уже знала по эфиру Марианну Серафимовну  и пригласила ее на роль ведущей.

Фото 2. Марианна Кусаковская ведет передачу детской редакции

Это было точное попадание. Её  актерский дар, сообразительность, педагогическое образование, знание детской психологии, позволяли так разговорить детей, так их настроить, что они, забываясь, просто играли с Марой, отвечая на ее вопросы, читали стихи — были непосредственны. Тогда еще не было видеозаписи, и все было «вживую».

В одной из программ мы сделали попытку своеобразной «живой мультипликации». Наши художники Владимир Запольский, Олег Царьков и художник-бутафор Эдуард Анджеевич Пиртнек нарисовали и смастерили троллейбус, автомобили, деревья, уличные фонари, рисованные фигурки людей.

Фото 3. Ведущие детской передачи о городе диктор Марианна Кусаковская и художник-бутафор Эдуард Пиртнек

На фоне огромного планшета города оживала улица. Марианна Серафимовна читала стихи, а дети вторили ей и, согласно замысла, ставили  на фоне  рисованного  города   на  стол, на  свои  места, предметы. Мара умело поправляла и направляла ребят. Все было весело и очень органично. Воспитательная и образовательная роль передачи, направленной на познание мира вещей и предметов была несомненна».

Марианна Серафимовна вела разножанровые передачи. Она была официальным лицом студии, края. Ей доверяли вести репортажи с площади Революции 1 мая и 7 ноября. В вагончике, что стоял на площади, и где работало много актеров, других дикторов, гостей, — Марин голос, манера подачи материала, собранность были камертоном для всей творческой группы. Она всегда достойно вела интервью с самыми большими начальниками и гостями края. Иногда ее просто вызывали на работу: «Срочно!» Так было, когда в Красноярск приехал Юрий Гагарин».

Фото 4. Юрий Алексеевич Гагарин на Красноярской студии телевидения    

12 апреля 2011 года, когда мир отмечал пятидесятилетие космонавтики, по Красноярскому ТВ показали фильм «Гагарин в Красноярске» снятый в дни,  когда в Красноярске проходил слет молодых строителей Сибири и Дальнего Востока. В работе принимал участие и Юрий Гагарин.

Я тогда еще не работала на студии ТВ, но была в зале, в котором проходил съезд (по поручению КК ВЛКСМ  я сопровождала Ленинградскую делегацию, ездила с ними и Юрием Алексеевичем Гагариным в Дивногорск). Атмосфера и на съезде, и во время посещения  плотины ГЭС была потрясающей. Царил всеобщий подъем. Это точно передано и в фильме, который создали мои будущие коллеги – автор сценария и дикторского текста В. Кравец, кинооператоры В. Кирьянов, С. Сароян, Ю. Устюжанинов, А. Попельнюк, звукорежиссер Ю. Игнатьев. Дикторский текст начитывала, конечно же, Марианна Кусаковская, она же брала интервью у Юрия Гагарина, когда он приехал в студию. Я рада, что фото с телевизионного экрана даст вам  представление о сердечности и искренности встречи в студии.

Мара вела самые разные передачи, в том числе гостевые. «Театральные встречи», «Клуб любителей кино», «Каждый вечер премьера». Рассказ М.Н. Рыбалко об одной из таких передач я хочу привести.

«Передача «Каждый вечер премьера» задумана была автором Еленой Куницкой и режиссером Аллой Рыжовой как репортаж из цирка – в Красноярск приехали Запашные со своими тиграми. Передвижная телевизионная станция выехала в цирк. Камеры были установлены в клетке, где на банкетке возлежал тигр, рядом стояла ведущая Марианна  Кусаковская, напротив Запашный  и  его помощница, чуть поодаль за камерами телеоператоры Анатолий Гудовский и Александр Барышников. Передача с ПТС транслировалась на студию для последующего монтажа. За ходом записи я наблюдала на студии в аппаратной.

Все шло нормально, спокойно и, вдруг, я вижу на мониторе картинку: тигр начинает интенсивно бить  хвостом  и задевает ногу Марианны Серафимовны. Ведущая, ничего не подозревая, легонько ногой, полагая, что ей мешает шнур  от  микрофона, отодвигает хвост тигра. Запашный поглощен беседой и этого не видит. Тигр не успокаивается и снова   бьёт хвостом, Мара же вновь отодвигает его хвост, продолжая интервью.

В аппаратной все замерли. Произойти может все, что угодно. Ситуация неуправляемая и счет идет на секунды. А ведущая и Запашный увлеченно беседуют… Ситуацию разрядил тигр – он тихо вышел из кадра и пошел к помощнице.

Когда мы просматривали видеозапись вместе с Марой, она была в ужасе: «Так я укротила тигра? Жаль, что это не пойдет в эфир!»

Журналисты любили, когда их передачи вела Марианна Серафимовна, но лично я всегда несколько дрейфила при общении с Марой, особенно после одной передачи. В 60-е годы день Аэрофлота отмечался 18 августа. В это раз мне поручили написать сценарий этой праздничной передачи. Мы все здорово придумали с режиссером Людмилой Николаевной Никоненко. Студию оформили как салон самолета. В креслах пассажиры – лучшие люди Аэрофлота. Бортпроводница – ведущая передачи — Марианна Серафимовна Кусаковская, берет интервью у героев передачи. Время от времени загорается табло: «Посвящается Командиру ТУ-134…», «Посвящается коллективу наземной службы аэропорта» по сценарию, и после звучит  концертный номер, любовно выбранный для этого случая звукорежиссером Николаем Бекетовым. Вспыхивает последнее табло: «Военным летчикам Красноярска посвящается» и звучит песня «Я люблю тебя, жизнь!» Мара объявляет, что праздничный рейс завершен, желает всем пассажирам и телезрителям хорошего праздника. Конечная заставка. Эфир был живой, все прошло без накладок. Счастливые и довольные, проводив гостей, обсудив в редакции кое-какие детали, поблагодарив Мару, мы идем домой. Утром с хорошим настроением приходим в студию. Оказывается, меня в кабинете директора   Григорьевича  Мелехина  ждут два цензора, один из них военный. Григорий Григорьевич Мелехин говорит: «К Вам есть вопросы по вчерашней передаче».

    — Где в Красноярске Вы видели военных летчиков? – спрашивает один.

   —  Ну и в каком звании эти военные летчики? – продолжает второй.

  —   Молчу. Нигде не видела.

   — Почему тогда была эта надпись на табло «Военным летчикам Красноярска посвящается»? Она была залитирована?

   — Нет.

   — Идите, напишите объяснительную…

Да, титр «Военным летчикам Красноярска посвящается» не был залитирован. Письмо с заявкой на исполнение песни из номерной воинской части, на официальном бланке с печатью и  подписью  замполита привез сам замполит за несколько часов до эфира, мы еще радовались, что художник Людмила Урчукова успела написать этот титр.

И вот, пожалуйста.

Я нашла письмо, написала объяснительную. За «незалитированный» материал в те годы вполне могли уволить. Но обошлось. Мне объявили предупреждение за халатное оформление микрофонных материалов. А Мара, встречая меня в студии, иногда говорила голосом с хрипотцой: «Редактор Титова, где в Красноярске Вы видели военных летчиков? Когда?»

Да, Марианна Серафимовна была удивительным человеком, у нее был дар, редкий дар – она каждую минуту проживала, как ребенок, радовалась жизни и дарила радость людям. Помню как однажды после летучки, на которой был «разбор полетов по косточкам» за то, что «Депутатская приемная на телевидении», автором и ведущей которой  была я, занимается «мелочевкой». Подумаешь – квартиру отремонтировали, проезд заасфальтировали, повесили знак, чтобы машины не ездили во двор. Надо делать анализ деятельности депутатов, а не ездить по каждому письму самой, да еще с комиссией. Мне было очень обидно. Тогда, да и сейчас я убеждена, что все должно быть конкретно  для человека, и, по возможности, в малые сроки. Но…

Словом, летучка кончилась, все ушли из конференц-зала, а я сижу, хлюпаю носом. Заходит Марианна и видит, как говорят у нее в Одессе, «картину маслом». Она находит какие-то сердечные и смешные слова . Я перестаю всхлипывать и она, как бы между делом, читает стихи. Я не знаю автора, но это четверостишие я с удовольствием вспоминаю:

«Как счастье не проси и не зови,

Подачки его скупы и круты:

Дни творчества, мгновения любви,

Надежды и доверия – минуты».    

 

                                Вспоминают коллеги и телезрители                                   

   Марианна Серафимовна Кусаковская, это осталось в памяти, вела передачи очень проникновенно. Даже когда она читала выпуски программы «День края», все равно, отличная дикция и интонации делали новостийные сюжеты запоминающимися. Ее очень любили телезрители.

Николай Бекетов, звукорежиссер

Фото 5. 1987 год. Во время празднования 30-летия Красноярской студии ТВ в эфире диктор одесского телевидения Марианна Кусаковская.

 

Человек-праздник

   Мара – это Человек-праздник. Казалось, у нее не было своих проблем. На студию она приезжала всегда красивая и нарядная. Она шла по коридору как по красной дорожке. Заходя в редакции, всегда находила добрые конкретные поводы и слова для общения. Любила и умела рассказывать анекдоты, истории. Ей нравилось привлекать внимание, но никогда она этим не злоупотребляла.

Людмила Черепанова, Журналист

Всегда — первенство

    На студии было много потрясающих, достойных женщин, но первенство держала Мара, ее обожали телезрители, таксисты, у нее не было проблем куда-то доехать в любой конец города, в любое время.

Тогда еще не было по отношению к ведущим на ТВ выражения «фанат». Но я точно был Марин фанат. Царство ей Небесное, жаль ее очень.

Бывший коллега

Фото 6.  Мастер-класс ведет Марианна Кусаковская. Дикторы Раиса Расюлене и Валерий Антипов.

 

Научила быть самой собой

    Марианна Серафимовна научила меня избегать конфликтов, быть сдержанной, уважительно относиться к себе самой.

Дикторская наша была крошечная, еще, к нам любили заходить и журналисты, и режиссеры, и телеоператоры. Кто-то уже отработал, а кому-то   ещё предстоял эфир. Иногда было шумновато, но я не помню случая, чтобы Марианна Серафимовна кого-то оборвала, сделала замечание. Она, правда, могла взглянуть – и тишина восстанавливалась.

Она любила пошутить над собой. Однажды как-то мы возвращались со студии пешком, шли по нашей улице, Советской, к автобусной остановке. Нас обогнали очень пожилая женщина, которой было трудно идти, и смеющаяся девочка, вприпрыжку шедшая рядом. Мара сказала: «Смотри, эта девочка – я, когда мне было 8 лет, а такой (взглянув на женщину) я никогда не буду. У меня другая программа».

 Людмила Базарова, диктор

Фото 7.   1970-е годы. После репортажа из Дворца спорта. Дикторы Олег Захаров, Марианна Кусаковская, Людмила Базарова и телеоператор Анатолий Гудовский.  

 

Была очень выразительна

   Мы жили в Студийном доме, тогда на Лесной, теперь это улица Киренского. Нам было лет по 8. Дома у нас телевизора не было, и мы ходили к Данилюкам. Иван Игнатьевич работал на студии режиссером.

Помню, мы особенно любили, когда вечер вела Мара. Мы отмечали малейшие изменения в ее одежде, прическе, очень хотелось походить на нее.   Еще не было Москвы по телевизору, ни компьютеров, ни интернета. Мара была очень выразительна. Тогда я не знала этого слова, которое могло бы   охарактеризовать такую личность,  как  Марианна  Серафимовна. Теперь знаю – Шарм. Западный шарм, ОСОБАЯ  ХАРИЗМА.

Светлана Е., инженер

Всем хотелось посмотреть на нее

   В 60-е годы ХХ века я был курсантом Красноярского военного командного училища радиоэлектроники (КВКУРЭ). Хорошо помню, как из Гомеля приехал лейтенант Анатолий Иванович Кусаковский с женой – красивой, статной, яркой блондинкой. Он был командиром взвода, она вскоре стала работать библиотекарем в училище. В библиотеку ринулись все, даже те, кто не очень любил читать. Всем хотелось посмотреть на Марианну Серафимовну, услышать ее голос, увидеть ее улыбку. Курсанты выбирали именно ту смену, когда книги выдавала Марианна Серафимовна.  А потом она стала вести телевизионные программы.

Дивное было время.

Александр Пискунов, пенсионер Вооруженных Сил

Фото 8.  После программы «У нас в гостях» Народный артист СССР Иван Переверзев. Диктор и ведущая программы — Марианна Кусаковская.

 

Безукоризненная работа

     Марианна Серафимовна все схватывала на лету, у нее была феноменальная память. Когда после репетиции Нина Яковлевна Ковязина, Борис Сергеевич Иванов, главные редакторы, Маргарита Николаевна Рыбалко, главный режиссер студии ТВ, вносили правки, то можно было быть уверенным, что все замечания будут учтены.

У Мары не было оговорок даже на репетициях, не говоря об эфире. Она и в быту, и в жизни говорила на чистом русском языке. Она постоянно училась. В дикторской всегда были словари, последние толстые журналы и наш профессиональный «Радио и телевидение». Работать с ней было и в радость, и в удовольствие.

Марина Ермакова, заведующая сектором ТВ, (ныне жительница   США)

Профессионал

   Я знал Марианну Серафимовну много лет. Всегда восхищался ее интеллигентностью, собранностью, профессионализмом. Она все делала красиво: и вела новости, и встречи с актерами, и репортажи с площади Революции. Запоминающаяся,  яркая , умная  женщина.

Илья Клеймиц, заслуженный работник культуры  РСФСР, театральный  и  общественный  деятель.

Фото 9. Телевизионщики после программы «Пульс». Автор передачи журналист Борис Блохин. Гость программы – Лауреат государственной премии, начальник строительства Красноярской ГЭС Андрей Ефимович Бочкин. Диктор – Марианна Кусаковская.

Профессия — по таланту 

Мы встретились на краевом ТВ на стыке времен. Я по распределению была направлена на краевое телевидение, молодой специалист, начинала с экономических программ  сельской редакции. Марианна Серафимовна была просто немеркнущей звездой краевого телеканала. Это надо было видеть, как она влетала в студийный дом, неслась по коридору сразу в гримерную,  с фенами беда — их не было, а времени до передачи оставалось так мало, что бигуди стремглав закручивала Татьяна Синицына, «просто тут же» их снимала под сушуаром, под взглядами редактора или режиссера, требующих Мару в студию. Это был просто такой «веселый цирковой номер», как мы хохотали тогда — успеть в эфир. А вот в эфире, это я помню, даже после такого искрометного наведения красоты не было и тени суеты на лице, все выглядело так, будто Марианна Серафимовна только и ждала эфира, сделав прическу, элегантно представ перед зрителем. Она видела только зрителя, думала только о зрителе и рассказывала новости, вернее делилась новостями только с ним одним. Таксисты были не раз шокированы, подвозя  веселую и красивую дикторшу, всегда в настроении, с остреньким анекдотцем, не успевали еще отъехать от остановки, она уже приветствовала зрителей в живом эфире. Однажды она начитывала сюжет для сельской редакции, автором которого была Валентина Викторовна Тарада. Они были одногодками. И Марианна Серафимовна (не смею назвать ее Марой, она тогда и большие передачи вела, и с самим Юрием Гагариным, первым космонавтом интервью записывала, я кто, начинающая журналисточка), чтобы поддержать редактора говорит, а я рядом стою: «Валя, посмотри, какую ты мысль нашла, какие красивые слова!» И читает эти слова, будто поет на всю студию. Маленький эпизод, обычный, она же не разбирала передачу, а у нас на летучках были «лютые разборы», разбиралось все и вся, не уцелевал никто, словно ревизоры работали по отсмотру передач. Потому ее слова, полные доброжелательности, были всегда приняты с благодарностью. А примерно лет 10 назад мы снимали передачу  о дикторе Раисе Расюлене. Пришли на телефонную станцию, где когда-то работала Рая. Посмотрела она оборудование новехонькое, с людьми поговорила, помнят , конечно же, с кем на смену выходила до дикторства и тут мы решили воспользоваться «служебным положением»: попросили телефонисток набрать Одессу по справке, пригласить Марианну Кусаковскую к телефону, записать с ней разговор. Знаете, как было волнительно! У них, в Одессе, было раннее утро, пять часов разницы, позвонили, что называется в «постель» диктору Одесского радио Марианне Кусаковской. «Ой, это кто ж меня вызывает из Красноярска?» — услышали мы такой знакомый и родной дикторский голос. Разговор был нам подарен телефонистами, они и сами слушали и мы не заметили как минуло полчаса. Успели ей доложить о наших новостях, она не преминула задать вопросы. Все меня пытала, за кого же я вышла замуж, да какой он, на ТВ вместе работали и она знала моего мужа, обо всех порасспросила, советы дельные дала, рассказала, что дивчина у них читает погоду, так на нее все бегают посмотреть, «уж больно гарная девчиночка». Я вспомнила, как на Марианну Серафимовну включали телевизоры и смотрели и внимали прекрасному диктору с теплым голосом, и светлым лицом, умеющей поделиться со зрителем радостью жизни.

Елена Козлова, редактор

Нет комментариев

    Оставить отзыв