Последние записи

Телевизионщики

  Слово «телевидение» прозвучало впервые в  мире 24 августа 1900 года из уст русского  военного инженера Константина Дмитриевича  Перского на IV Международном электротехническом  конгрессе на Всемирной промышленной выставке  в Париже. Доклад русского ученого «Телевидение как  электрическое кино» был опубликован  на французском языке.  До начала работы Красноярской государственной студии ТВ ОСТАВАЛОСЬ 57 ЛЕТ

Перестал работать телевизор.

Включала, выключала.

Экран не светится.

Молчит.

Обыденное дело.

В первый вечер как-то не очень было заметно молчание телевизора. А потом…

У каждого события есть эхо.

 Эхо этого, казалось бы, незначительного, бытового события, оказалось многоголосым, многоплановым, многовременным, охватившим своими перекатами десятилетия, что и заставило взяться за эти записи.

Личный опыт, среда, профессия, личности, встретившиеся на жизненном пути, заставили взглянуть на обыденное событие поглубже.

Почему-то, когда я пыталась включить телевизор, вспомнилось письмо, написанное в 1934 году, в журнал «Радио Фронт», в период первых передач оптико-механического вещания и радиотехнического бума в стране. «У меня приёмник ЭЧС-2 и киевский динамик. Вчера услышал, что сейчас выступят артисты Художественного театра и их можно не только услышать, но и увидеть. Я смотрел со всех сторон динамик, потом в приёмник, но ничего не увидел. Главное, не знаю куда смотреть. Очень прошу сообщить, когда Вы передаёте телевидение, — куда смотреть».

Фото 1. Колхозная телевизионная установка, 1937 г.

 Я знала, куда смотреть, но телевизор не работал…

Воспоминания продолжали теснить одно другое.

1958 год. В Красноярске живёт около 500 тысяч человек. Уже на Красноярском заводе телевизоров изготовлен первый телевизор «Енисей».

И ходим мы «на телевизор» к Деминым, единственно богатым в нашем огромном дворе. Главная комната каменного дома, бывшего дома священника Всехсвятской церкви, вечером наполнялась стульями, табуретками, с которыми приходили «зрители» со всего двора. На тумбочке в углу стоял коричневый лаковый ящик, как мне казалось, очень красивый, но очень маленький. Перед ним стояла линза, которая увеличивала картинку, но хорошо было видно только тем, кто сидел по центру, мне там ни разу не приходилось сидеть.

Фото 2. Первый промышленный телевизор КВН-49

      Смотрели всё подряд с 18 до 2000. Сначала «Красноярские новости», затем музыкально-образовательные передачи («Рассказываем о балете»), потом шёл международный обзор. Заканчивалась программа фильмами («Весёлые ребята», «Девушка с гитарой» и др.) Это был типичный вечер. Во время просмотра не разговаривали. Во-первых, были захвачены зрелищем, во-вторых, тётя Катя была строга, могла больше не пустить, как она говорила, «в залу».

Телевизор КВН-49, «на который мы ходили» к Деминым и который для нас был невидалью, был создан в СССР в 1949 году. Аббревиатура названия была взята из первых букв фамилий создателей: В.К. Кенигсон, Н.М. Варшавский, И.Л. Николаевский.

Фото 3. В.К. Кенигсон, Н.М. Варшавский и И.Л. Николаевский —
авторы разработки массового телевизора КВН-49, 1949 г.

 

Размер этого, так называемого, народного телевизора был 380х490х400 мм, а размер чёрно-белого изображения на экране был 105х140 мм. Внутри линзы, которая ставилась перед экраном и несколько увеличивала изображение, была налита дистиллированная вода.

Появление телевизора в мире разбило общество на две части: те, кто создавал зрелище: техники, творческие работники – телевизионщики и остальные.

С 50-х годов слово «телевизионщики» прочно входило в обиход. Красноярцам повезло: у истоков формирования коллективов: телерадиотехников и творческого коллектива Красноярской краевой студии телевидения стояли талантливые энтузиасты:

Фото 4. Первый начальник Красноярского телецентра Василий Михайлович Замаратский

Фото 5. Нина Яковлевна Ковязина, первый директор студии телевидения, позднее главный редактор художественного вещания.

 

В первые годы, кого знали и ждали вечерами ТЕЛЕЗРИТЕЛИ, были дикторы.

Им старались подражать: делать причёску, как у Елизаветы Никоненко, говорить безукоризненно и красиво по-русски, как Марианна Кусаковская, проникновенно, как Лариса Комарова, быть привлекательным и сдержанным как Эдуард Семёнов. ДИКТОРЫ были так улыбчивы, доброжелательны, казалось, что они вот сейчас у вас в доме и обращаются только к вам.

Всё это было необычно.

Каждый день край узнавал новых героев. Они были здесь, рядом.

Появились журналисты, которые заново открывали Мир для каждого, обычное становилось необычным. Если журналист Борис Блохин надевал халат и вёл зрителя в цех, где замешивали тесто, раскладывали его по формам, отправляли в печи, а в конце передачи во весь экран зритель видел круглую поджаристую булку, то зрителю казалось, что он сам испёк эту пышную ароматно пахнущую булку.

Рассказы Спартака Кукушкина об обычных людях, что живут с тобой в одном селе, да ещё с показом фотопортретов, были особенно любимы зрителями.

Передачи о музыке, что вёл Ананий Шварцбург, талантливый пианист, художественный руководитель Краевой филармонии – были праздником.

Вячеслав Назаров и Валерий Кравец, будущие писатели, пользовались особой популярностью у зрителей, как рассказчики.

Ведущим, дикторам, журналистам писали письма, у них просили совета, от них ждали помощи, о них складывались и складываются легенды. Они по ту сторону экрана, они «кажут», они небожители. И, хотя последнее вовсе не так, я благодарна судьбе за то, что она мне подарила профессию, позволившую взглянуть на мир телевизионщиков изнутри и кое-что понять в жизни. Более 25 лет я видела закадровый титанический труд телевизионщиков и сама принимала в нём посильное участие.

Все от помощника режиссёра, гримёра, кабельного рабочего, осветителя в студии до режиссёра, ведущих программы, редактора, телеоператора, кинооператора, снимающего новостные сюжеты, все жили одним: сначала подготовкой репетиции, потом эфиром передачи.

Хрестоматийно известно, что успех программы ТВ зависит от усилий, усердия, профессионализма каждого в команде.

Конечно, концепция вещания, сценарий, режиссёрские решения, работа кинооператора на съёмках сюжета к передаче, компетенция ведущего и харизма гостя — в эфире всё главное. Но, если не работает техника, ничего зритель не увидит и не услышит.

Патриарх радио и телесвязи в Красноярском крае Василий Михайлович Замаратский, начальник Красноярского телецентра, сумел так организовать работу, что все молодые специалисты, приехавшие из Ленинграда, Томска, Москвы, Владивостока, Иванова стали классными специалистами и вывели КРТЦ в число лучших в стране.

Техники были незаменимыми соавторами программ. Начиная с 1958 года, два радиотехника, Лилия Михайловна Гордиенко и Любовь Леонидовна Павлова, приехавшие в Красноярск девчонками, окончив институт, бессменно и безупречно обеспечивали работу ПТС десятилетиями, а Лилия Михайловна , в двухтысячных стала заместителем председателя КРТК по техническим вопросам. Более 40 лет отдала КРТЦ главный инженер Валентина Степановна Антонова. Эта неутомимая женщина стояла у истоков всех технических новшеств, модернизаций и начинаний.

Эстафету у Василия Михайловича Замаратского принял инженер радиотехнического завода Владимир Григорьевич Степанюк.

Сегодня он возглавляет Совет ветеранов ВГТРК / ГРТК.

Василий Михайлович Замаратский, Валентина Степановна Антонова, Владимир Григорьевич Мелехин, возглавлявший студию около 20 лет, Нина Яковлевна Ковязина ветераны радио: Александр Александрович Ачкасов, Георгий Николаевич Кулинкович очень хотели, чтобы была написана летопись Красноярского радио и студии ТВ.

Атмосфера, которая царила на краевой студии в 50 — 90-е годы, была творческой. Мы все, работая, учились, и работа шла на подъёме. Она была достойна событий в крае и стране. Энергетика каждого, складываясь в общую, давала потрясающие результаты.

Телевидение было действенным.

Не случайно, уже не работая на студии журналисты Вадим Фёдоров, Людмила Черепанова, Лидия Рождественская, Геннадий Луговой, Елена Козлова, Нина Иванова, Людмила и Галина Вахменины, Геннадий Малашин, Ольга Зорина, кинооператоры Геннадий Тюнис, Юрий Устюжанинов, главный режиссёр ТВ Маргарита Рыбалко старались и стараются рассказать в СМИ об удивительном эгрегоре коллектива телевизионщиков Красноярской студии ТВ. (Эгрегор – несколько мистическое понятие – энергетика сообщества людей. И именно у телевизионщиков он очень мощный). Лучше всего о том времени, о поисках и творчестве удалось рассказать нашему коллеге, режиссёру Красноярской студии ТВ Юрию Мячину. Юрий Иванович создал фильм «Телевизионщики».

Фото 6. Юрий Иванович Мячин, режиссер, автор фильма «Телевизионщики»

Объективное повествование о становлении коллектива, его пути к зрелости, о проблемах, об одержимых своей работой людях, удалось.

Показанный в Доме журналистов и на ТВ фильм вызвал интерес и благодарность создателю. Уникальные кадры хроники, снятые кинооператорами студии, найденные Юрием Ивановичем в архивах, документы многолетней давности, живые, взволнованные интервью и рассказы ветеранов, помогали воссоздать образ времени и рождения, думаю, нового архетипа – телевизионщик, впитавшего в себя и архетип хранителя, и мудреца, и искателя, и героя, и ребёнка, и матери, и любовника, славного малого и правителя. Только сочетая всё это в своём существе, можно достойно собирать, анализировать и творчески транслировать информацию зрителю.

 

Юрий Иванович Мячин выступил в фильме и как режиссёр, искатель-собиратель, кинооператор и как аналитик.

В историко-техническом Музее связи, созданном ещё Василием Михайловичем Замаратским, есть много интереснейшего материала о возникновении и развитии радио- и телевизионного вещания в крае. Сейчас, благодаря усилиям дочери Василия Михайловича — Людмилы Васильевны Замаратской, ветерану студии ТВ, хранителю фонда музея Дорофеевой Ольге Николаевне и администрации ВГТРК / ГРТК г. Красноярска созданы фотоальбомы об истории Красноярского ТВ и радио, но этого мало в век электронных носителей. И это одна из причин, по которой написана эта книга…

Несколько вечеров ушло на то, чтобы записать эти воспоминания. Когда я закончила писать, я совершенно машинально включила телевизор. Засветился экран. Появилась картинка. Пошёл звук: «В Красноярске солнечно, температура 24°». Взгляд машинально перевела на календарь. 11 августа 2009 г. День Святай Клары (1194-1253). Святая Клара — Покровительница телевидения. Какая-то мистика!

И ещё: 26 августа 1957 года состоялась в Красноярске первая пробная телевизионная передача. Был показан фильм «Берёзы в степи». Убеждена, что все совпадения не случайны. Успешно работает вселенский эгрегор «Телевизионщики».

Читать далее

Марианна Кусаковская, диктор милостью Божьей

Фото 1. Эфир информационной программы «День края» ведет диктор Марианна Кусаковская

 

Тысячи, я думаю, десятки тысяч людей, помнят Марианну Серафимовну — Мару, как ее между собой  называли коллеги и телезрители. Помнят ее голос, чистейшее произношение, «безупречную выправку», доброжелательную, только лично тебе  адресованную улыбку.

Марианна Серафимовна родилась в день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1931 года в Одессе на Молдаванке в семье Мичкорович.

Отец, Серафим Васильевич, серб, оставшийся в России после Первой мировой войны и мать Мария Игнатьевна, коренная одесситка, славились радушием и любовью к детям. Дети получили высшее образование – Саша стал архитектором, Мара окончила филологическое отделение Одесского педагогического института.

Училась хорошо, со студенческих лет участвовала в самодеятельности, с упоением читала наизусть Лермонтова, Есенина, была заводилой в студенческих компаниях.

Выйдя замуж за выпускника военного училища, поехала с ним сначала в Гомель, потом в Сибирь.

Жизнь семьи военного, на территории старых, еще дореволюционных казарм в Красноярске, была неустроенной и однообразной.

В  60-е годы прошлого века  в городе  не    было   концертных  залов,  всего два театра. Редкие гастролеры выступали в ДК заводов, фабрик, в Доме учителя,  Доме офицеров. Зато был расцвет художественной самодеятельности. Районные, городские, краевые смотры коллективов шли повсеместно. Участие  в финальном конкурсе самодеятельности воинских частей и членов их семей круто изменило судьбу Марианны Кусаковской.

На девушку с безукоризненной дикцией и достойной манерой держаться на сцене обратили внимание все члены жюри, но особенно отметила ее Лилиана Георгиевна Микаэлян, работавшая   тогда  на Красноярской студии телевидения  главным режиссером.

Это было первое десятилетие жизни студии ТВ (первый официальный эфир состоялся 3 ноября 1957 года). Лилиана Георгиевна, поговорив с Марианной, пригласила ее попробоваться «на диктора». И Марианна- пришла. И  через несколько дней она уже читала новостную программу.

Жизнь не была легкой и устроенной, дочки болели, требовали внимания и участия, не богат был и бюджет семьи военного и библиотекаря училища. Но с приглашением на работу на студию у Мары появилась отдушина. Казалось, на студии она нашла свою стихию. Два раза в неделю она ездила «в свой день» через весь город на телевидение, сначала на репетиции и чтение новостей, потом вести передачи. Начало было положено циклом передач детской редакции «Мои любимые книжки».

Вспоминает Маргарита Николаевна Рыбалко, главный  режиссер  студии ТВ:  «Я начинала работу на ТВ ассистентом режиссера в детской редакции, где старшим редактором был Александр Александрович Жданович. Меня, также  как и Мару в свое время, пригласила на работу Лилиана Георгиевна Микаэлян. Мне поручили создание передач в цикле «Мои любимые книжки». Я уже знала по эфиру Марианну Серафимовну  и пригласила ее на роль ведущей.

Фото 2. Марианна Кусаковская ведет передачу детской редакции

Это было точное попадание. Её  актерский дар, сообразительность, педагогическое образование, знание детской психологии, позволяли так разговорить детей, так их настроить, что они, забываясь, просто играли с Марой, отвечая на ее вопросы, читали стихи — были непосредственны. Тогда еще не было видеозаписи, и все было «вживую».

В одной из программ мы сделали попытку своеобразной «живой мультипликации». Наши художники Владимир Запольский, Олег Царьков и художник-бутафор Эдуард Анджеевич Пиртнек нарисовали и смастерили троллейбус, автомобили, деревья, уличные фонари, рисованные фигурки людей.

Фото 3. Ведущие детской передачи о городе диктор Марианна Кусаковская и художник-бутафор Эдуард Пиртнек

На фоне огромного планшета города оживала улица. Марианна Серафимовна читала стихи, а дети вторили ей и, согласно замысла, ставили  на фоне  рисованного  города   на  стол, на  свои  места, предметы. Мара умело поправляла и направляла ребят. Все было весело и очень органично. Воспитательная и образовательная роль передачи, направленной на познание мира вещей и предметов была несомненна».

Марианна Серафимовна вела разножанровые передачи. Она была официальным лицом студии, края. Ей доверяли вести репортажи с площади Революции 1 мая и 7 ноября. В вагончике, что стоял на площади, и где работало много актеров, других дикторов, гостей, — Марин голос, манера подачи материала, собранность были камертоном для всей творческой группы. Она всегда достойно вела интервью с самыми большими начальниками и гостями края. Иногда ее просто вызывали на работу: «Срочно!» Так было, когда в Красноярск приехал Юрий Гагарин».

Фото 4. Юрий Алексеевич Гагарин на Красноярской студии телевидения    

12 апреля 2011 года, когда мир отмечал пятидесятилетие космонавтики, по Красноярскому ТВ показали фильм «Гагарин в Красноярске» снятый в дни,  когда в Красноярске проходил слет молодых строителей Сибири и Дальнего Востока. В работе принимал участие и Юрий Гагарин.

Я тогда еще не работала на студии ТВ, но была в зале, в котором проходил съезд (по поручению КК ВЛКСМ  я сопровождала Ленинградскую делегацию, ездила с ними и Юрием Алексеевичем Гагариным в Дивногорск). Атмосфера и на съезде, и во время посещения  плотины ГЭС была потрясающей. Царил всеобщий подъем. Это точно передано и в фильме, который создали мои будущие коллеги – автор сценария и дикторского текста В. Кравец, кинооператоры В. Кирьянов, С. Сароян, Ю. Устюжанинов, А. Попельнюк, звукорежиссер Ю. Игнатьев. Дикторский текст начитывала, конечно же, Марианна Кусаковская, она же брала интервью у Юрия Гагарина, когда он приехал в студию. Я рада, что фото с телевизионного экрана даст вам  представление о сердечности и искренности встречи в студии.

Мара вела самые разные передачи, в том числе гостевые. «Театральные встречи», «Клуб любителей кино», «Каждый вечер премьера». Рассказ М.Н. Рыбалко об одной из таких передач я хочу привести.

«Передача «Каждый вечер премьера» задумана была автором Еленой Куницкой и режиссером Аллой Рыжовой как репортаж из цирка – в Красноярск приехали Запашные со своими тиграми. Передвижная телевизионная станция выехала в цирк. Камеры были установлены в клетке, где на банкетке возлежал тигр, рядом стояла ведущая Марианна  Кусаковская, напротив Запашный  и  его помощница, чуть поодаль за камерами телеоператоры Анатолий Гудовский и Александр Барышников. Передача с ПТС транслировалась на студию для последующего монтажа. За ходом записи я наблюдала на студии в аппаратной.

Все шло нормально, спокойно и, вдруг, я вижу на мониторе картинку: тигр начинает интенсивно бить  хвостом  и задевает ногу Марианны Серафимовны. Ведущая, ничего не подозревая, легонько ногой, полагая, что ей мешает шнур  от  микрофона, отодвигает хвост тигра. Запашный поглощен беседой и этого не видит. Тигр не успокаивается и снова   бьёт хвостом, Мара же вновь отодвигает его хвост, продолжая интервью.

В аппаратной все замерли. Произойти может все, что угодно. Ситуация неуправляемая и счет идет на секунды. А ведущая и Запашный увлеченно беседуют… Ситуацию разрядил тигр – он тихо вышел из кадра и пошел к помощнице.

Когда мы просматривали видеозапись вместе с Марой, она была в ужасе: «Так я укротила тигра? Жаль, что это не пойдет в эфир!»

Журналисты любили, когда их передачи вела Марианна Серафимовна, но лично я всегда несколько дрейфила при общении с Марой, особенно после одной передачи. В 60-е годы день Аэрофлота отмечался 18 августа. В это раз мне поручили написать сценарий этой праздничной передачи. Мы все здорово придумали с режиссером Людмилой Николаевной Никоненко. Студию оформили как салон самолета. В креслах пассажиры – лучшие люди Аэрофлота. Бортпроводница – ведущая передачи — Марианна Серафимовна Кусаковская, берет интервью у героев передачи. Время от времени загорается табло: «Посвящается Командиру ТУ-134…», «Посвящается коллективу наземной службы аэропорта» по сценарию, и после звучит  концертный номер, любовно выбранный для этого случая звукорежиссером Николаем Бекетовым. Вспыхивает последнее табло: «Военным летчикам Красноярска посвящается» и звучит песня «Я люблю тебя, жизнь!» Мара объявляет, что праздничный рейс завершен, желает всем пассажирам и телезрителям хорошего праздника. Конечная заставка. Эфир был живой, все прошло без накладок. Счастливые и довольные, проводив гостей, обсудив в редакции кое-какие детали, поблагодарив Мару, мы идем домой. Утром с хорошим настроением приходим в студию. Оказывается, меня в кабинете директора   Григорьевича  Мелехина  ждут два цензора, один из них военный. Григорий Григорьевич Мелехин говорит: «К Вам есть вопросы по вчерашней передаче».

    — Где в Красноярске Вы видели военных летчиков? – спрашивает один.

   —  Ну и в каком звании эти военные летчики? – продолжает второй.

  —   Молчу. Нигде не видела.

   — Почему тогда была эта надпись на табло «Военным летчикам Красноярска посвящается»? Она была залитирована?

   — Нет.

   — Идите, напишите объяснительную…

Да, титр «Военным летчикам Красноярска посвящается» не был залитирован. Письмо с заявкой на исполнение песни из номерной воинской части, на официальном бланке с печатью и  подписью  замполита привез сам замполит за несколько часов до эфира, мы еще радовались, что художник Людмила Урчукова успела написать этот титр.

И вот, пожалуйста.

Я нашла письмо, написала объяснительную. За «незалитированный» материал в те годы вполне могли уволить. Но обошлось. Мне объявили предупреждение за халатное оформление микрофонных материалов. А Мара, встречая меня в студии, иногда говорила голосом с хрипотцой: «Редактор Титова, где в Красноярске Вы видели военных летчиков? Когда?»

Да, Марианна Серафимовна была удивительным человеком, у нее был дар, редкий дар – она каждую минуту проживала, как ребенок, радовалась жизни и дарила радость людям. Помню как однажды после летучки, на которой был «разбор полетов по косточкам» за то, что «Депутатская приемная на телевидении», автором и ведущей которой  была я, занимается «мелочевкой». Подумаешь – квартиру отремонтировали, проезд заасфальтировали, повесили знак, чтобы машины не ездили во двор. Надо делать анализ деятельности депутатов, а не ездить по каждому письму самой, да еще с комиссией. Мне было очень обидно. Тогда, да и сейчас я убеждена, что все должно быть конкретно  для человека, и, по возможности, в малые сроки. Но…

Словом, летучка кончилась, все ушли из конференц-зала, а я сижу, хлюпаю носом. Заходит Марианна и видит, как говорят у нее в Одессе, «картину маслом». Она находит какие-то сердечные и смешные слова . Я перестаю всхлипывать и она, как бы между делом, читает стихи. Я не знаю автора, но это четверостишие я с удовольствием вспоминаю:

«Как счастье не проси и не зови,

Подачки его скупы и круты:

Дни творчества, мгновения любви,

Надежды и доверия – минуты».    

 

                                Вспоминают коллеги и телезрители                                   

   Марианна Серафимовна Кусаковская, это осталось в памяти, вела передачи очень проникновенно. Даже когда она читала выпуски программы «День края», все равно, отличная дикция и интонации делали новостийные сюжеты запоминающимися. Ее очень любили телезрители.

Николай Бекетов, звукорежиссер

Фото 5. 1987 год. Во время празднования 30-летия Красноярской студии ТВ в эфире диктор одесского телевидения Марианна Кусаковская.

 

Человек-праздник

   Мара – это Человек-праздник. Казалось, у нее не было своих проблем. На студию она приезжала всегда красивая и нарядная. Она шла по коридору как по красной дорожке. Заходя в редакции, всегда находила добрые конкретные поводы и слова для общения. Любила и умела рассказывать анекдоты, истории. Ей нравилось привлекать внимание, но никогда она этим не злоупотребляла.

Людмила Черепанова, Журналист

Всегда — первенство

    На студии было много потрясающих, достойных женщин, но первенство держала Мара, ее обожали телезрители, таксисты, у нее не было проблем куда-то доехать в любой конец города, в любое время.

Тогда еще не было по отношению к ведущим на ТВ выражения «фанат». Но я точно был Марин фанат. Царство ей Небесное, жаль ее очень.

Бывший коллега

Фото 6.  Мастер-класс ведет Марианна Кусаковская. Дикторы Раиса Расюлене и Валерий Антипов.

 

Научила быть самой собой

    Марианна Серафимовна научила меня избегать конфликтов, быть сдержанной, уважительно относиться к себе самой.

Дикторская наша была крошечная, еще, к нам любили заходить и журналисты, и режиссеры, и телеоператоры. Кто-то уже отработал, а кому-то   ещё предстоял эфир. Иногда было шумновато, но я не помню случая, чтобы Марианна Серафимовна кого-то оборвала, сделала замечание. Она, правда, могла взглянуть – и тишина восстанавливалась.

Она любила пошутить над собой. Однажды как-то мы возвращались со студии пешком, шли по нашей улице, Советской, к автобусной остановке. Нас обогнали очень пожилая женщина, которой было трудно идти, и смеющаяся девочка, вприпрыжку шедшая рядом. Мара сказала: «Смотри, эта девочка – я, когда мне было 8 лет, а такой (взглянув на женщину) я никогда не буду. У меня другая программа».

 Людмила Базарова, диктор

Фото 7.   1970-е годы. После репортажа из Дворца спорта. Дикторы Олег Захаров, Марианна Кусаковская, Людмила Базарова и телеоператор Анатолий Гудовский.  

 

Была очень выразительна

   Мы жили в Студийном доме, тогда на Лесной, теперь это улица Киренского. Нам было лет по 8. Дома у нас телевизора не было, и мы ходили к Данилюкам. Иван Игнатьевич работал на студии режиссером.

Помню, мы особенно любили, когда вечер вела Мара. Мы отмечали малейшие изменения в ее одежде, прическе, очень хотелось походить на нее.   Еще не было Москвы по телевизору, ни компьютеров, ни интернета. Мара была очень выразительна. Тогда я не знала этого слова, которое могло бы   охарактеризовать такую личность,  как  Марианна  Серафимовна. Теперь знаю – Шарм. Западный шарм, ОСОБАЯ  ХАРИЗМА.

Светлана Е., инженер

Всем хотелось посмотреть на нее

   В 60-е годы ХХ века я был курсантом Красноярского военного командного училища радиоэлектроники (КВКУРЭ). Хорошо помню, как из Гомеля приехал лейтенант Анатолий Иванович Кусаковский с женой – красивой, статной, яркой блондинкой. Он был командиром взвода, она вскоре стала работать библиотекарем в училище. В библиотеку ринулись все, даже те, кто не очень любил читать. Всем хотелось посмотреть на Марианну Серафимовну, услышать ее голос, увидеть ее улыбку. Курсанты выбирали именно ту смену, когда книги выдавала Марианна Серафимовна.  А потом она стала вести телевизионные программы.

Дивное было время.

Александр Пискунов, пенсионер Вооруженных Сил

Фото 8.  После программы «У нас в гостях» Народный артист СССР Иван Переверзев. Диктор и ведущая программы — Марианна Кусаковская.

 

Безукоризненная работа

     Марианна Серафимовна все схватывала на лету, у нее была феноменальная память. Когда после репетиции Нина Яковлевна Ковязина, Борис Сергеевич Иванов, главные редакторы, Маргарита Николаевна Рыбалко, главный режиссер студии ТВ, вносили правки, то можно было быть уверенным, что все замечания будут учтены.

У Мары не было оговорок даже на репетициях, не говоря об эфире. Она и в быту, и в жизни говорила на чистом русском языке. Она постоянно училась. В дикторской всегда были словари, последние толстые журналы и наш профессиональный «Радио и телевидение». Работать с ней было и в радость, и в удовольствие.

Марина Ермакова, заведующая сектором ТВ, (ныне жительница   США)

Профессионал

   Я знал Марианну Серафимовну много лет. Всегда восхищался ее интеллигентностью, собранностью, профессионализмом. Она все делала красиво: и вела новости, и встречи с актерами, и репортажи с площади Революции. Запоминающаяся,  яркая , умная  женщина.

Илья Клеймиц, заслуженный работник культуры  РСФСР, театральный  и  общественный  деятель.

Фото 9. Телевизионщики после программы «Пульс». Автор передачи журналист Борис Блохин. Гость программы – Лауреат государственной премии, начальник строительства Красноярской ГЭС Андрей Ефимович Бочкин. Диктор – Марианна Кусаковская.

Профессия — по таланту 

Мы встретились на краевом ТВ на стыке времен. Я по распределению была направлена на краевое телевидение, молодой специалист, начинала с экономических программ  сельской редакции. Марианна Серафимовна была просто немеркнущей звездой краевого телеканала. Это надо было видеть, как она влетала в студийный дом, неслась по коридору сразу в гримерную,  с фенами беда — их не было, а времени до передачи оставалось так мало, что бигуди стремглав закручивала Татьяна Синицына, «просто тут же» их снимала под сушуаром, под взглядами редактора или режиссера, требующих Мару в студию. Это был просто такой «веселый цирковой номер», как мы хохотали тогда — успеть в эфир. А вот в эфире, это я помню, даже после такого искрометного наведения красоты не было и тени суеты на лице, все выглядело так, будто Марианна Серафимовна только и ждала эфира, сделав прическу, элегантно представ перед зрителем. Она видела только зрителя, думала только о зрителе и рассказывала новости, вернее делилась новостями только с ним одним. Таксисты были не раз шокированы, подвозя  веселую и красивую дикторшу, всегда в настроении, с остреньким анекдотцем, не успевали еще отъехать от остановки, она уже приветствовала зрителей в живом эфире. Однажды она начитывала сюжет для сельской редакции, автором которого была Валентина Викторовна Тарада. Они были одногодками. И Марианна Серафимовна (не смею назвать ее Марой, она тогда и большие передачи вела, и с самим Юрием Гагариным, первым космонавтом интервью записывала, я кто, начинающая журналисточка), чтобы поддержать редактора говорит, а я рядом стою: «Валя, посмотри, какую ты мысль нашла, какие красивые слова!» И читает эти слова, будто поет на всю студию. Маленький эпизод, обычный, она же не разбирала передачу, а у нас на летучках были «лютые разборы», разбиралось все и вся, не уцелевал никто, словно ревизоры работали по отсмотру передач. Потому ее слова, полные доброжелательности, были всегда приняты с благодарностью. А примерно лет 10 назад мы снимали передачу  о дикторе Раисе Расюлене. Пришли на телефонную станцию, где когда-то работала Рая. Посмотрела она оборудование новехонькое, с людьми поговорила, помнят , конечно же, с кем на смену выходила до дикторства и тут мы решили воспользоваться «служебным положением»: попросили телефонисток набрать Одессу по справке, пригласить Марианну Кусаковскую к телефону, записать с ней разговор. Знаете, как было волнительно! У них, в Одессе, было раннее утро, пять часов разницы, позвонили, что называется в «постель» диктору Одесского радио Марианне Кусаковской. «Ой, это кто ж меня вызывает из Красноярска?» — услышали мы такой знакомый и родной дикторский голос. Разговор был нам подарен телефонистами, они и сами слушали и мы не заметили как минуло полчаса. Успели ей доложить о наших новостях, она не преминула задать вопросы. Все меня пытала, за кого же я вышла замуж, да какой он, на ТВ вместе работали и она знала моего мужа, обо всех порасспросила, советы дельные дала, рассказала, что дивчина у них читает погоду, так на нее все бегают посмотреть, «уж больно гарная девчиночка». Я вспомнила, как на Марианну Серафимовну включали телевизоры и смотрели и внимали прекрасному диктору с теплым голосом, и светлым лицом, умеющей поделиться со зрителем радостью жизни.

Елена Козлова, редактор

Читать далее

Журналисты обеспокоены сносом газетных киосков

 

А. В. Уссу,

 

председателю Законодательного Собрания Красноярского края

 

Д. В. Свиридову,

 

главе администрации города Красноярска

 

С. В. Ерёмину,

 

председателю Красноярского городского Совета депутатов

 

Т. И. Казановой

 

Обращение

 

В связи с проведением Универсиады в 2019 году и благоустройством  Красноярска принято решение о переносе целого ряда газетных киосков с улиц в глубину дворов.

 

Действия по улучшению внешнего вида краевого центра, безусловно, нужны и важны. Но, вместе с тем, Союз журналистов Красноярского края и издатели печатных средств массовой информации не могут не выразить обеспокоенности по этому поводу.

 

Есть большие опасения, что после того, как киоски исчезнут с привычных мест, особенно в центре города, объём продаж периодических изданий может значительно сократиться. Это негативно скажется на финансовом положении многих редакций краевых и городских газет и журналов. А оно сегодня и так далеко не простое.

 

Как показывает жизнь, объём продаж изданий в киосках, перенесённых на новые, непривычные для жителей места, резко падает, возрастает возврат нереализованных тиражей, редакции СМИ несут убытки.

 

Для многих киосков, которые предполагается убрать, так называемые «компенсационные места», по нашим сведениям, не найдены. А это, в основном, торговые точки, расположенные в центре города.

 

Здесь проживает достаточно большое количество людей пенсионного возраста, многие из которых не привыкли черпать информацию из Интернета. Считаем, что их право на получение информации не должно быть ущемлено.

 

Каждый красноярец должен иметь возможность приобрести свежую газету, журнал так же, как и булку хлеба, в шаговой доступности от дома. И власть обязана обеспечить ему это право.

 

В Красноярском крае и без того неудовлетворительно выполняется приказ Минкомсвязи «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации», согласно которому в городах один газетный киоск должен приходиться на 1,5 тысячи жителей, в районах — на 2,5 тысячи, в населённых пунктах, где проживают менее 50 тысяч человек, — на 4 тысячи жителей.

 

В крае один газетный киоск приходится на 6 687 жителей, по обеспеченности стационарными местами торговли прессой наш регион находится на 18-м месте среди 85-ти субъектов Российской Федерации. В связи с последними событиями ситуация может существенно ухудшиться.

 

В связи с этим Союз журналистов Красноярского края и издатели просят Вас взять вопрос о переносе киосков по реализации периодической печати под личный контроль и не допустить ущемления прав наших сограждан на получение информации.

Читать далее

На благо малой родины

 

На благо малой родины

Выпускники кадетских корпусов и Мариинских гимназий, по задумке Лебедя, должны учиться и работать на благо малой родины. В Москве, Питере своих звёздочек хватает…

Кристина Гамадисламова – наглядный пример хрестоматийной фразы «где родился, там и пригодился». Знаний и амбиций у девушки хоть отбавляй, но после окончания вуза она всё же решила вернуться в родное село Пировское, что на северо-западе Красноярского края. Таков жизненный принцип почти всех выпускников кадетских корпусов и Мариинских гимназий.

Решение поступить в Мариинскую женскую гимназию уроженка Пировского района Кристина принимала самостоятельно. Об учреждении прочитала в местной газете. Поступила в гимназию без проблем и училась с удовольствием.

— Со второго класса я мечтала учиться в женской гимназии, — вспоминает Кристина. — Этикет, православная культура, балы, – очень хотелось быть близкой ко всему этому. Учась в гимназии, я была отличницей, ходила на семь кружков, занималась исследовательской и общественной деятельностью. Это невозможно было бы делать в обычной школе. А мне удавалось, потому что всё находилось в одном здании, в том числе и пансионат, в котором я жила. Меня не отвлекал повседневный быт, я полностью всё своё время посвящала саморазвитию.

Сегодня Кристина Гамадисламова уверена, что не смогла бы получить такое всестороннее образование, останься она жить и учиться дома. И не смогла бы стать столь самостоятельной. По словам девушки, воспитанник кадетского корпуса или Мариинской гимназии выпускается из учреждения в социальном плане более подготовленным. И она знает об этом на собственном опыте.

Кристина окончила Ачинскую Мариинскую гимназию в 2012 году с отличием. После золотая медалистка поступила в Томский государственный университет, на факультет инновационных технологий. Там она тоже активно участвовала в общественной жизни вуза. Довела её эта страсть до политики, и на выборах в органы местного самоуправления в Пировском районе девушка познакомилась с Игорем Захаровым, председателем правления общественной организации «Северный крест», которая поддерживает развитие кадетского движения

— Игорь Евгеньевич мне рассказал, что генерал Александр Иванович Лебедь основал систему кадетского образования для развития районов нашего края, — рассказывает Кристина. – Выпускники кадетских корпусов и Мариинских гимназий, по задумке Лебедя, должны учиться и работать на благо малой родины. В Москве, Питере своих звёздочек хватает… Слова Игоря Евгеньевича произвели на меня огромное впечатление. Я долго думала, и после получения диплома решила вернуться в Пировское.

Здесь Кристине удалось с нуля создать молодёжный центр, в котором она открыла телестудию, ведёт кружок по хореографии, фитнесс-аэробике. По словам девушки, за полтора года в селе она совершила огромный личностный скачок в развитии.

С единомышленниками Кристина Гамадисламова создала программу самоопределения для школьников «Начни жить иначе» и сейчас ведёт тренинги по развитию лидерских навыков у детей. В студенчестве она прошла обучение в Германии, имеет статус тренера неформального образования коллегии Теодора Хойсса.

Вера НИКОЛАЕВА

В тему

В 2017 году «Северный крест» признан победителем двух грантовых конкурсов — Фонда президентских грантов с проектом «Одарённым детям равные возможности» и краевого конкурса «Социальное партнёрство во имя развития» с проектом «Путёвка в жизнь через кадетство». Каждый из этих проектов направлен на организацию помощи детям, прежде всего уязвимых категорий, в поступлении в учреждения кадетского и женского гимназического образования края.

 

 

 

 

Читать далее

10 апреля выставка в Доме журналиста

 

10  апреля 2018 года Союз журналистов Красноярского края совместно с Красноярским региональным отделением Союза машиностроителей  России приглашают вас на торжественные мероприятия, посвященные Дню космонавтики.

В программе:

  1. Открытие фотовыставок:

— «Наш дом – Земля» (фотографии летчиков-космонавтов: Федора Юрчихина и Михаила Тюрина, снятые с борта Международной космической станции);

— «Юрий Гагарин, Алексей Леонов  в объективе красноярских фотокорреспондентов»;

— «Работа в космосе» (фотографии лётчиков-космонавтов: Фёдора Юрчихина, Михаила Тюрина, Александра Лазуткина);

  1. Гашение коллекционных открыток специального выпуска, посвященного Дню космонавтики:

— Серия «Юрий Гагарин в Красноярске» и «Алексей Леонов» (подготовленные на основе фотографий, сделанных красноярскими фотокорреспондентами);

— Серия «Работа в космосе» (фотографии космонавтов на борту станции «Мир» и МКС).

  1. Встреча с летчиком-космонавтом, Героем России Александром Лазуткиным.

 

Начало мероприятия в 10.30 час.

Ждем вас по  адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 3, Дом журналиста.

 

 

Читать далее

 

Партнеры Союза журналистов Красноярского края:

Красноярский машиностроительный завод — автор и изготовитель уникальных наградных статуэток из магно-алюминиевого сплава в виде пера, изготовленных на Красноярском машиностроительном заводе. Этот редкий сувенир выполнен с применением электроэрозионной обработки металла и лазерной гравировки. Такие технологии применяются при создании ракетно-космической техники и ранее использовались на заводе при изготовлении логотипов олимпийских факелов для зимних игр в Сочи-2014. Специалисты АО «Красмаш» не только изготовили награды, но и сами разработали их дизайн. Эти награды вручаются победителям краевого журналистского конкурса «Красноярские перья»

 

 

АО «ПО Электрохимический завод» (г.Зеленогорск) – одно из предприятий топливной компании Росатома «ТВЭЛ», входящее в число крупнейших мировых производителей изотопной продукции в промышленных масштабах, которая используется в различных отраслях промышленности, медицине, науке (в том числе в глобальных научных экспериментах);

 

АО «В-Сибпромтранс», осуществляющее комплексное транспортное обслуживание промышленных предприятий и организаций Сибирского региона. Компания имеет собственный парк вагонов для перевозки грузов, осуществляет ремонт подвижного состава и железнодорожных путей. Подразделения «В-Сибпромтранса» территориально расположены в Красноярском крае, Кемеровской и Иркутской областях и в республике Хакасия;

 

 

ФГУП «НО РАО» – государственное производственно-экологическое предприятие по окончательной изоляции радиоактивных отходов с учётом любых потенциальных экологических рисков;

 

 

 

Диагностический центр «B&K Медика», осуществляющий комплексную диагностику человеческого организма в соответствии с международными стандартами. Это пилотный проект мобильных медицинских высокотехнологических систем в России. За шесть лет компания расширила свою деятельность на территории трёх регионов Российской Федерации, в их числе: Красноярский край, Краснодарский край, республика Хакасия. Работу компании характеризует принцип «Непревзойдённое качество медицинской диагностики по честной цене». Работа осуществляется по Международным протоколам исследования командой профессионалов;

 

 

Сеть магазинов «Хинган» (материалы художникам) — постоянный партнер Союза журналистов Красноярского края

 

 

ООО «ДиХлеб» – Дивногорский хлебозавод, ООО «Красноярский водочный завод» (старейшее предприятие края, использующее в производстве напитков енисейскую воду и натуральные сибирские добавки: душистый мёд, плоды, орехи и целебные травы);

Чайно-кофейная компания «МирЭс» (множество лучших сортов чая и кофе, предоставление офисам бесплатной аренды кофемашин). Этот замечательный коллектив неоднократно помогал нашему Союзу  достойно организовывать мероприятия: «Бал прессы-2018», презентация фильма «Тропа Ивана Ярыгина», открытие выставки красноярских фотокорреспондентов » Президент на берегах Енисея»

Кафе турецко-кавказской кухни «Султан-Сулейман».

 

Читать далее

«Объекты культурного наследия. Быть или не быть»

В пятницу 30 марта 2018 г. в 11:00 в Доме журналиста (Красноярск, Мира, 3) состоится «Круглый стол» на тему:
«Объекты культурного наследия. Быть или не быть». Среди приглашенных:
прокуратура Красноярского края, архитекторы, реставраторы, общественные организации, краеведы, администрация г.Красноярска, служба по Охране памятников культурного наследия Красноярского края, Минкультуры РФ (СФО), представители собственников земли, на которых стоят объекты.
Среди вопросов:
-законность действий, связанных c попытками разрушения исторических зданий на пересечении улиц Перенсона-Марковского, а также на каком этапе процесс установления историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в отношении исторических зданий
-обращение депутатов Горсовета к Главе Красноярска с предложением
о внесении изменений в Генплан в части изменения зонирования территории земельных участков в районе пересечения улиц Перенсона – Марковского с зоны многоэтажной жилой застройки на зону рекреации
— обращение депутатов Горсовета в администрацию города с просьбой изучить законность сделок по приобретению в собственность Барановым А.И. объектов по ул. Марковского, 63, ул. Марковского, 65, ул. Перенсона, 32, ул. Перенсона 34/ул. Марковского, 67, Марковского, 63 и земельных участков под ними.
Также обсудим последние скандалы с другими памятниками культурного наследия (нанесение ущерба памятнику, стоящему на охране государства — зданию «Первого Сибирского железнодорожного училища им. Императора Николая II» 1897 г. по ул. Профсоюзов, 3 и выведение из списка исторического наследия зданий больничных корпусов по адресу Вейнбаума, 15
Модератор – член Союза журналистов России Андрей  Гришаков
Читать далее

Презентация книги Артура Миханёва «Красноярская азбука»

31 марта в 15. 00  в Доме журналиста по адресу : г.Красноярск, Мира  3 пройдет презентация книги Артура Миханёва «Красноярская азбука».

Издание представляет собой необычный путеводитель по городу и адресовано как самим красноярцам, так и гостям города. Основой книги являются ключевые для городского языка слова, вроде «Взлетка», «Академ», «Стрелка» и так далее. Таким образом, автор рассказывает о Красноярске через живой язык, который отражает знаковые места города. В ходе презентации можно будет услышать про историю создания книги, принять участие в викторине, посвященной Красноярску, услышать выступления красноярских поэтов и бардов. Кроме того, по завершению презентации всех ждет небольшой фуршет.

 

Читать далее

Президент России на берегах Енисея

 

Вспоминаю: нас, первокурсников, сняли с занятий, и мы вместе с толпами народа ждём кортеж Первого секретаря КПСС. Сгорбленная старушка растерянно спрашивает: «Ребятки, чего это случилось?» Мы хором: «Хрущёва встречаем, бабушка!» Она задумалась: «Царя, что ли?..» Ох уж мы посмеялись: сорок с лишним лет советской власти, а тут – царь… Хотя, строго говоря, царь в Красноярске бывал – ещё цесаревичем. И Ленин, и Сталин (с фамилиями Ульянов и Джугашвили) – ещё государственными преступниками, ссыльными Российской империи… И вот наконец настоящий глава государства! Кто не встречал его «вживе», мог увидеть портрет в газетах или видеорепортаж в киножурнале «Новости дня» да на мельтешащих экранах первых, редких телевизоров. Ну, дальше мы уже всех видели на голубом экране, а потом и на цветном. Прилетали в наш город Брежнев, Черненко (земляк!), не случился только Андропов. Зато последний Генсек, он же первый и последний Президент СССР Горбачёв, и первый Президент новой России Ельцин – были.Но чаще всех посещал Красноярск Владимир Владимирович Путин. И посетит ещё не раз, факт!

«Президент России на берегах Енисея» – выставка с таким исчерпывающим названием открылась 21 марта в Доме журналистов. На пригласительном билете эффектный кадр – часовня, город в дымке и спускающийся по трапу с самолёта человек, который теперь стал для многих сибиряков гораздо более своим, чем раньше.  И вот перед нами воплощённая в реальность идея фоторепортёров, телевизионщиков, газетчиков – 35 исторических снимков, запечатлевших Путина во время его визитов в Красноярский край.

Во вступительном слове председатель  Союза журналистов  Красноярского края Дмитрий Голованов сказал, что фотографии коллег наглядно демонстрируют, как меняется город и край к лучшему – появляются новые мосты, аэропорты, открывается Кардиоцентр  европейского уровня, работает Экономический Форум… И главное: на фоне этих событий рядом с Президентом люди, каждый из которых причастен к тому или иному важному событию в крае.

Заместитель  губернатора Красноярского края  Василий Нелюбин поздравил  коллег с замечательным открытием интересной  выставки. «Такая встреча с первым лицом страны – творческая удача и память на всю жизнь!» – сказал он, а затем рассказал  о  последнем визите Путина, связанном с подготовкой края  к Белой Универсиаде. Кроме того,   «Чёрное» небо, ветхое жильё, газификация краевого центра, малая авиация, отходы в Арктике, метро – Путин ничего не забыл! Поражает, насколько глубоко он включается в наши проблемы, как заинтересовал его проект «Енисейская Сибирь» – стержень восточного вектора развития России. Он согласился с Александром Уссом, что пора отказываться от отраслевого проектирования и переходить к пространственному, включить в проект и Иркутскую область – об этом они  говорили больше часа в кабинете, а потом ещё и по пути в аэропорт…

Руководитель Народного Фронта в Красноярске Оксана Ларионова поблагодарила Союз журналистов за выставку, а фотохудожников – за профессиональный взгляд, позволяющий любому посетителю почувствовать себя участником запечатленных на фотографиях  событий. Благодарственные письма от имени ОНФ она вручила Александру Паниотову, Олегу Кузьмину и Андрею Бурмистрову, попросила передать благодарственное  письмо Валерию Бодряшкину… Конечно, награда найдёт своего героя! А мы  будем любоваться  фотографиями , воссоздающими  сибирские встречи Президента с жителями края. С семьёй Колесниковых в 2002 году, когда мать и 40 её родных и усыновлённых детей получили просторный дом. Референдум об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, где Путин исполнил миссию миротворца. Чаепитие с Марией Семёновной Астафьевой . Обеденный перерыв в вагончике с дорожниками. Азартную ловлю щук с рыбаками. Посещение Саяно-Шушенского заповедника.  Открытие спортивного центра «Тотем», где юные футболисты одноименной команды  облепили Президента.

Поздравив Союз журналистов с ярким событием, Ирина Брежнева заместитель руководителя  Агентства  печати и массовых коммуникаций Красноярского края   предложила показать работы красноярских фотокорреспондентов жителям края, живущим в малых городах и сёлах: « Красноярску больше преференций, чем  другим населённым пунктам. Сделаем выставку передвижной, пусть её увидят и  люди из глубинки».

Сказал добрые слова об инициативе Союза журналистов Геннадий Семёнович Лапунов – Почётный гражданин Красноярска, давний друг Союза журналистов. В знак этой дружбы Дмитрий Голованов вручил ему, генеральному директору компании «ВостокСибпромтранс», благодарственное письмо за помощь в организации Бала прессы 2018 и диски с фильмами «Тропа Ивана Ярыгина» и «Бал прессы -2018».

Перед собравшимися выступила солистка Музыкального театра, красавица Мария Злобина с песней  «Взмахни крылами, Русь!»

Великая страна, пусть много лет пройдёт,

Быть на коленях  – с этим не смиришься!

Великая страна, и твой велик народ,

Ты из руин и пепла возродишься!

А вот аплодисменты за песню «Енисейский вальс»  Мария переадресовала присутствующему в зале автору композитору –песеннику  Александру Кузнецову.

Гости не спешили расходиться,  обменивались впечатлениями, с удовольствием пили чай и вкусный свежесваренный кофе предоставленный чайно-кофейной компанией  «МирЭс», которую  представляла на этом мероприятии  Эльвина Анисимова.

С фотолетописью красноярских журналистов,  посвящённых визитам первого лица государства в наш край, красноярцы могут познакомиться до 31 марта включительно. Выставка в Доме журналиста   работает ежедневно, с 10.00  до 17.00

 

Софья Григорьева, член Союза журналистов России

Читать далее

Памяти коллеги. Ушла из жизни Тамара Михайловна Эшанкулова

 

20 марта 2018 года на 75-м году  ушла из жизни  Тамара Михайловна Эшанкулова (Сметанина), почти 20 лет проработавшая в газете «Таймыр».

Многие на Таймыре помнят Тамару Михайловну как опытного педагога и журналиста.

После окончания Игарского педагогического  училища народов Севера в 1965 году тогда ещё Тамара Михайловна  работала учителем начальных классов. Свою трудовую жизнь начала в п. Малая Хета.  С 1972 года была учителем начальных классов, заведующей интернатом при школе п. Усть-Порт. С 1980 по 1988 годы – учитель начальных классов, воспитатель в Дудинской школе-интернате №1. Среди её первых учеников немало таких, которые стали известными личностями. Один из них – Пальчин Семён Яковлевич, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера Красноярского края.

С 1991 года Тамара Эшанкулова была корреспондентом газеты «Советский Таймыр» (ныне – газета «Таймыр»). Готовила  к печати страницы на ненецком языке, она – автор ряда  очерков о людях Севера, заметок, статей о проблемах промысловиков и оленеводов Таймыра и  на русском языке. Печаталась под псевдонимами – Чор, Пальчина, Сметанина. В 2006 году, по рекомендациям коллег, Тамара Михайловна Эшанкулова принята в члены Союза журналистов РФ (Красноярского края).

Будучи корреспондентом газеты, побывала во многих отдалённых промысловых точках, где ею подготовлены интервью с интересными людьми, занятыми нелёгким рыбацким трудом. Т.М. Эшанкулова снискала уважение у земляков умением высказывать на страницах печати принципиальную позицию, по вопросам, касающихся защиты интересов коренных малочисленных народов Таймыра. И в последние годы, хотя была  на пенсии, в меру своих сил помогала землякам, которые по привычке довольно часто обращаются к ней с просьбой посодействовать в решении злободневных проблем.

К Тамаре  Михайловне часто общались,  как к  знатоку языка и культурных традиций  ненецкого народа. Она достойно представляла старшее поколение в деятельности ненецкого семейного клуба «Майма» (г. Дудинка).

При её непосредственном участии были изданы фольклорные и литературные издания: «Сказы седой старины» (Москва, 2001 г.) – на русском и ненецком языках, Сборник,  посвящённый 75-летию газеты «Таймыр» (Красноярск, 2007 г.), «Любовь Ненянг в памяти земляков» (Красноярск, 2010 г.).

Светлая память о Тамаре Эшанкуловой останется в памяти  всех, кто её знал.

Читать далее