Уроки православия
Получается, что каждый из факторов, которому, казалось бы, с первого взгляда можно приписать влияние на долговечность, тает при достаточном количестве примеров. Несомненно, умеренность является главной причиной долговечности, хотя, как мне кажется, не единственной. Если посмотреть на карту, то долгожителей больше всего на Кавказе, в Средней Азии, Якутии, Японии, то есть в тех регионах, где очень сильна роль традиций в семье, где сохранилось беспрекословное почитание старших. Как раз именно за это Бог, в чьей воле жизнь и смерть каждого, и обещает долголетие. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе», — так звучит 5 заповедь. Причем это единственная заповедь, которая обещает долгую жизнь и материальные блага здесь на земле, а не только в раю по смерти. И очень логично обещать долгую жизнь за почитание старших. Ведь если мы презираем родителей, тех, кто подарил нам жизнь, то естественно, что жизнь от нас и отнимется. Бог не требует от нас непременно любви к родителям. Бывает, что отцы и матери ведут аморальный образ жизни, достойны в глазах общества лишь презрения. Да, любить их, возможно, не за что, но быть почтительными к ним дети обязаны. Вспомните захмелевшего Ноя. Хам стал насмехаться над ним. С тех пор его имя стало нарицательным, отсюда выражения «хамство», «хамское поведение». А почтительные Иафет и Сим задом вошли в шатер и укрыли наготу своего отца.
В 1654 году кардинал Д’Арманьяк, проходя по улице, заметил плачущего 80-летнего старика. На вопрос кардинала, кто его обидел, старик ответил, что его побил отец. Кардинал решил посмотреть на этого человека. Ему представили старика 113 лет, очень бодрого для своего возраста. «Я побил сына, — сказал старик, — за неуважение к деду. Он прошел мимо него, не поклонившись». Кардинал увидел и 143-летнего деда.
На заметку: в первую чеченскую войну один православный священник в Грозном заметил, что ребята, которые не почитали родителей, погибали непременно в первом же бою.
Что ж, все в наших руках: толика умеренности и щепотка здравомыслия, густо замешанная на почитании родителей. В качестве приправы берем на вооружение их мудрые житейские советы, и рецепт долголетия готов!
Вера как попытка национальной идеи
4 ноября вся Россия празднует День народного единства. Для кого-то этот праздник новый, а кое-кто отмечает его почитай четыре сотни лет. Я имею в виду указ царя Алексея Михайловича от 1649 года. День 22 октября по старому стилю был объявлен государственным праздником, который отмечали в течение трех столетий вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция чествовать освобождение Москвы прервалась. Очевидно, что праздник задумывался вместо даты Октябрьского переворота 7 ноября, утратившего свою актуальность. Но хоть какая-нибудь, хоть плохонькая, национальная идея-то должна быть.
Как сказал наш президент в своей валдайской речи: «Кто мы, кем мы хотим быть? Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно… Очевидно, что наше движение вперед немыслимо без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции… После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология — идеология развития — родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический классы практически самоустранились от этой работы… И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались».
Насколько мне понимается, День народного единства – это попытка выработать национальную идею. Тут все: и патриотизм, и мораль, и веротерпимость, и объединение для сопротивления внешней агрессии. Не знаю, как для других, а для меня это, в первую очередь, праздник религиозный. Очередной случай спасения России Богородицей. Согласно православному церковному календарю, в этот день отмечается празднование Казанской иконе Божьей Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. В этот день бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Москву с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.
Пожарский свое слово сдержал, построил Казанский собор неподалеку от Кремля. Его, правда, в советские годы взорвали, а сейчас опять отстроили. Возвратили Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М.И.Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя. Икона, что была у него, и с которой он победил Наполеона, – точная копия со знаменитой чудотворной иконы из Казани. С этой же иконой ходили вокруг блокадного Ленинграда, и город не сдался, с ней же облетели вокруг Москвы зимой 1941-го. Казанская — пожалуй, самая почитаемая икона на Руси. Вообще, особо почитают пять икон, и они географически образуют на карте России крест по четырем сторонам света, как бы охраняют страну. Владимирская в центре, Тихвинская на севере, Иверская на юге, Смоленская на западе и, наконец, Казанская на востоке.