Театральный черновик

Как известно, непременным условием читки является то, чтобы это была именно читка пьесы, с листами в руках, и чтобы никакой игры, а лишь отстраненное произнесение текста. Только эскиз спектакля. «Стоп, вы играете!» — часто прерывал чтение режиссер. «Не переводите дыхания на моих спектаклях, это дешевый сериальный прием!». При этом всё-таки нужно было включать и эмоции, и экспрессию. Находить грань сложно, поэтому приходилось просто выполнять требования Георга. Я скажу ему комплимент как профессионалу (с другими не работал), когда охаректеризую те дни, как тотальную немецкую дотошность, жертвой который стал. Скажу лишь за себя, актерам было, наверное, легче. И спасибо им за поддержку и понимание!

Почти сразу стало ясно, что играю я типа весьма неприятного, спаивающего людей, чтобы получить информацию. Ну раз уж работа такая, что ж поделать! Да и сама обстановка была гнетущей — мрачный город, плохая экология, социальная напряженность. Пространством действа послужил темный тупик в коридоре театра. Но главным испытанием для меня было не это.

Оказалось, что мне предстоит много и тяжко ругаться матом. К сожалению, нельзя сказать, что сквернословие мне абсолютно чуждо. Но… Чтобы вот так, при всём честном народе, который соберётся в выходной день посмотреть на наш лабораторный труд…! И ведь могут прийти мои учителя словесности и многие другие. Не думал раньше, что способен «париться» из-за этого. Причем меня самого не шокирует ненормативная лексика в современном театре или литературе, я вполне понимаю её функционал и право на существование. Но здесь-то нужно самому лично рот раскрывать. Я ещё спросил у Жено, не погонят ли нас отсюда, а он говорит: «Саша, всё нормально, я еще и не такие спектакли ставил, к тому же здесь будет куратор министерства культуры, он в курсе».

Кстати, по замыслу режиссера, спектакль должен был заканчиваться исполнением канским хором ветеранов реп-песни группы «Каста». Ветераны предсказуемо отказались, а немец удивился этому факту. «Я бы разрушил границы между всеми художественными коллективами, которые есть у вас. Здесь столько талантов, которые разобщены. Можно было бы на базе, например, театра делать столько всего совместного и интересного», — с грустью сказал мне Георг во время очередного перерыва. Я пытаюсь возразить, что творческие люди и так не сидят без дела, а Георг всё равно недоуменно пожимает плечами.

О да, кроме чернухи в спектакле было много всего: и «достоевские беседы», и даже сравнительно позитивный финал, который оставил больше вопросов, чем ответов. Разумеется, обсуждение после показа уперлось не только в насыщенную повестку дня, поднятую в пьесе, но и в недовольство мрачностью, безысходностью и матерщиной со сцены. Хотя пласт проблем, поднятых в пьесе, таков, что черт ногу сломит. Слишком много шума, как сказал один из героев пьесы. Через него нужно продираться. А в буддизме, говорят, главное тишина.

Каренин

Глеб Черепанов, молодой режиссер, окончивший курс Фокина-Рощина в Щукинском училище, поставил эскиз спектакля «Алексей Каренин» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». Так же, как и в «Царе Эдипе», зрителям поставили стулья на сцене, а действие происходило в зрительном зале. Такое «извращение», как может кому-то показаться, совершенно оправдано, учитывая вывернутость сюжета наизнанку. Здесь мы наблюдаем за метаниями и переживаниями мужчины, мужа, а не классической Карениной. Вдобавок актер разыгрывал свои мизансцены словно на кресте, в который сложились продольный и поперечный темные проходы зрительного зала. Многие потом говорили о том, что это словно Каренин смотрит драму женщины, а зрители следят за наблюдателем.

Про мою маму и про меня

Пьеса московского драматурга Елены Исаевой «Про мою маму и про меня», которую на лаборатории поставила также московский режиссер Анна Потапова — это такое школьное сочинение, воспоминания о разговорах автора со своей мамой. В обсуждении активное участие приняла молодежь.

В отличие от остальных эскизов, здесь получилась добрая лирическая работа. Вместе с героями вспоминаешь трепетные моменты его жизни, а комплексы и неудачи были у всех.

Материал на полосах:

    

Газета «Канские ведомости», 9.01.2013 г.

 

Нет комментариев

    Оставить отзыв