Старая вера и новые времена

Фото сайта http://galt-auto.ru

Задумывались ли вы, как часто современные требования жизни идут в разрез с вашими личными принципами и убеждениями?

Я говорю не о тех проявлениях, которые мешают нам жить: хамство, равнодушие, волокита, скверные дороги, высокие цены и много ещё чего. Я о другом. Например, служить в армии обязан каждый молодой человек. Но убеждённые пацифисты по своим принципиальным соображениям не могут брать в руки оружие. Как правило, они проходят альтернативную службу. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Жить в государстве, не соблюдая его законов нельзя. Мы все это знаем. Но все ли подчиняемся этим законам?

Журналистская работа интересна тем, что никогда наверняка не знаешь, в какой момент и с кем она тебя сведёт. Не так давно мне довелось побывать в д. Никулино, что на севере Енисейского района. Это небольшая деревня, где компактно проживают старообрядцы, часть из которых в своё время переехала туда с Урала. Они живут своим обособленным хозяйством, строят дома, держат скот, охотятся, рыбачат – словом, живут. И всё бы ничего, но их религиозные убеждения вступили в противоречие с нормами российского законодательства. Поясняю. Не хотят староверы получать паспорта нового образца. Проблема эта не новая, и не Никулино тут законодатель мод.

По всей стране не первый год староверы пытаются отстоять своё право на свободу, как они эту свободу понимают. Они убеждены, что незаполненная строка «Личный код», под которой, получая паспорт, мы ставили свою подпись, не что иное, как ловушка для наивных. При заполнении этой строки человек якобы уподобится «неодушевленной вещи, товару», превратится «в объект жесткого управления. Такие действия направлены на кардинальное изменение сущности человека, уничтожение его предназначения, духовной и моральной ответственности перед всем остальными миром» (цитата взята с одного из сайтов). Как кощунство по отношению к своим религиозным чувствам они расценивают виньетки в обрамление нумерации страниц паспорта, вид которых вызывает у них ассоциации с апокалипсическим символом «666». Особый, необъяснимый с точки зрения современного человека, страх эти люди испытывают перед пластиковыми картами, подозревая в них средство к тому, чтобы зомбировать человека. Казалось бы, что такого? Ну, не хотят люди паспорта получать, ИНН, СНИЛС, банковские карты и прочие документы, которых мы тоже в своё время боялись, а теперь привыкли и пользуемся. Отстаивая свою позицию перед представителями власти, староверы говорят: «Нам ничего не надо. Мы не просим пенсий, пособий и льгот. Зачем нам тогда документы?» И вроде бы всё логично. Но ведь паспорт нужен не только для получения льгот и пособий. Отсутствие этого документа влечёт за собой цепочку серьёзных нарушений. Без паспорта не узаконишь своё жильё, а значит, не получишь разрешение на подключение к электросетям. Без паспорта вам не дадут разрешение на охоту и рыбалку. Но ведь староверы и рыбачат, и охотятся, и электричеством пользуются. Получается – браконьерствуют? Электричество воруют?

Собственно говоря, желание главы Кривлякского сельсовета Елены Боженовой навести порядок в этом деле и привело к тому, что староверы почувствовали себя ущемлёнными в своих правах и пошли жаловаться главе района Сергею Ермакову. Разбираться в ситуации глава приехал в Никулино не один, а с целой командой специалистов. Актовый зал местной школы быстро заполнился народом. Пришли и старообрядцы и те, кто не относит себя к старой вере. Сергей Ермаков подробно, в цифрах и примерах рассказал о том, как формируется бюджет района, и на что он тратится. Если говорить совсем просто, то принцип формирования бюджета — «сколько людей, столько и денег». Каждому поселению на исполнение его полномочий деньги выделяются по количеству официально зарегистрированных жителей. Получается, что Кривлякский сельсовет мог бы иметь в своём бюджете больше денег, если бы отказники получили паспорта и прописались.