Севера связующая нить

  • Конкурс «Красноярские перья — 2012». Почетная грамота в номинации «Лучший очеркист»

Невероятной красоты оранжевый закат просвечивал сквозь обгоревшие черные сосны.

Я смотрела на эту почти постапокалипсическую картину сквозь лобовое стекло УАЗика, который резво катил в сторону Кривляка. Мы уже проехали почти две сотни километров по замёрзшей дороге, подпрыгивая на ухабах и рытвинах. Сначала мы двигались в сторону Сыма, теперь возвращались обратно. Да, дорога здесь не для изнеженных городских жителей с их иномарками. Самые подходящие транспортные средства для этой местности – российские внедорожники, лесовозы, вахтовки и прочие «рабочие лошадки». Только побывав здесь, начинаешь по-настоящему понимать, в каких условиях порой живут и работают люди.

Конечно, чисто теоретически мы знаем, что север – это суровые условия. И, чем дальше на север, тем сложнее транспортное сообщение, связь. Но ведь и там, на севере в маленьких (и не очень маленьких) посёлках живут люди, работают школы, клубы, больницы. Туда надо везти продукты питания, ГСМ, стройматериалы, одежду, да мало ли чего ещё туда надо везти! А значит, нужны дороги. Енисейский район с его огромными расстояниями изрезан дорогами. Дороги такие разные – с асфальтовым покрытием, с грунтовым, есть дороги круглогодичные, а есть те, которые действуют только зимой. По ним: хорошим, не очень хорошим, совсем плохим, идут машины, везут людей и грузы. Не сложно представить, что будет, если эта связующая нить прервётся.

Дорога от Кривляка до Сыма, по которой скакал наш УАЗик, практически никак не облагорожена. Песчаная – она пылит в жару и превращается в кашу под дождём. Но и по этой дороге везут грузы первой необходимости, и второй и третьей тоже. Мало того, что сама дорога трудная, так ещё и природа этим летом добавила проблем. От Кривляка до Сыма сгорело четыре моста через таёжные реки Глухая, Кемельчес, Чёрная и Начальная. Дорога из линии превратилась в пунктир. Речки хоть и маленькие, а без мостов не переехать! Когда администрация района обратилась в краевое правительство края с ходатайством о выделении средств на восстановление этих мостов, там даже удивились: как это на речках могли мосты сгореть? То, что пожары в тайге Енисейского района бушевали нешуточные, правда, знали все. Поэтому, удивиться-то удивились, но о восстановлении мостов задумались и средства нашли. Собственно восстановленные и восстанавливаемые мосты на таёжных речках и были целью нашего путешествия. Глава Енисейского района Сергей Ермаков вместе с заместителем директора Енисейского филиала «Лесосибирск-Автодор» Юрием Тихоновым отправился посмотреть, как идут работы. Первую остановку мы сделали на р. Глухой. Там уже стоял новенький мост, настил белел свежеструганными досками. Глава разговаривал с Юрием Васильевичем о том, что надо теперь новый мост защитить от пожаров, сделать хорошие подъезды, убрать оставшийся валежник. Я краем уха прислушивалась к разговору и рассматривала мост. Выглядел он очень добротно, крепко и как-то даже чужеродно в этой первозданной тайге. В морозной тишине снег звонко и гулко скрипел под ногами. А пахло, почему-то, не по сезону грибами. Недолго задержавшись с инспекцией на первом мосту, мы отправились дальше.

Вторая остановка была у речки с трудно выговариваемым, но очень красивым названием Кемельчес. Там строительство было в разгаре. Грейдер ровнял подъезды, горел небольшой костерок, с одной стороны дороги лежали свежие, заготовленные для строительства, брёвна, с другой – остатки обгоревшего моста. На бревенчатом настиле, который перегораживал реку до середины, стоял экскаватор. Он в умелых руках дорожников, похоже, способен заменить целый автопарк. Японская 40-тонная машина вычерпывала ковшом из воды остатки настила и опор погибшего моста, перетаскивала брёвна, забивала их в дно, превращая в сваи для новой переправы. Честно скажу, я предпочитаю держаться от тяжёлой техники подальше, но тут испытала от увиденного почти мальчишеский восторг. Не могла упустить возможности и с фотоаппаратом забралась на настил, где и работало это чудо японской техники под управлением местного умельца. Настил под ногами шевелился, раскачиваемый рычащим экскаватором, но страха у меня не было.

В том, что деревянное сооружение выдержит и экскаватор с водителем и меня с фотоаппаратом, я не сомневалась. Сделав несколько снимков, я обратилась к Юрию Тихонову. Мне было интересно, как сюда, за сотни километров от автомагистралей попала дорожная техника. Оказывается, её из Енисейска везли на барже по воде, потом тралом по дороге. В общей сложности экскаватор преодолел более четырёхсот километров, пока добрался до места работы. Людей же здесь всего шестеро. Двоих доставили из Енисейска на вертолёте, четверо – местные. Один оказался старовером из Никулино. Летом, когда огонь пожирал тайгу, Андрей Ефимов вместе с пожарными добровольцами этот мост спасал, окапывал, опахивал, делал минерализованные полосы. На мой вопрос: «Страшно было?», — Андрей улыбается: «Горело-то страшно, бывало-че, где и верховым пойдет». Говор у него особенный, мягкий, и не подумаешь, что родился и вырос за границей, в Уругвае. Там Андрей тоже принимал участие в тушении лесных пожаров. А теперь вот на родине предков борется со стихией, восстанавливает разрушенное. Воспринимает свою работу как должное: людям ездить надо, значит и дорогу надо сделать, и мосты крепкие, чтобы долго служили. Мы провели на строительстве около часа. Глава разговаривал с начальником Ярцевского дорожного участка Петром Грищенко, вникал в график работ, спрашивал о проблемах. Кажется, в этой глухомани проблем в процессе работы должно возникать много. Но заметно их не было. Люди спокойно работали, каждый занимался своим делом. Юрий Тихонов без тени сомнения говорил, что мосты поставят быстро и качественно.

Когда мы подъезжали к Кривляку, уже совсем стемнело. Участки сгоревшей тайги и мосты остались позади. Глядя в темноту, я прокручивала в памяти увиденное и услышанное там, сотню километров назад. Эти мосты: новый, строящийся, и те, которые ещё поставят на Чёрной и Начальной, рыжебородого улыбающегося старовера, вахтовку на той стороне реки, в которой люди терпеливо дожидались, когда за ними подъедет другая вахтовка уже с этой стороны, молодого строителя с интеллигентным лицом (встретила бы в городе, решила бы, что студент престижного вуза), многофункциональный экскаватор, костерок… Мужчины на заднем сиденье продолжали разговоры о технике. А в моей голове вдруг всплыла мысль: «Это вам не четвёртый мост через Енисей в Красноярске!» Да не обидятся на меня жители краевой столицы! Им этот мост, конечно, нужен. Но здесь, на дороге от Кривляка до Сыма, где нет автомобильных пробок, мост стоит куда дороже. Не в ценовом отношении. В ценностном.

 

Опубликовано: газета «Енисейская правда», 08.11.2012

 

Нет комментариев

    Оставить отзыв