Попали в молоко — 2
- Конкурс «Красноярские перья — 2012». Почетная грамота в номинации «Журналистское расследование»
Редко так бывает: пишешь материал в очередной номер, и даже не подозреваешь, что через несколько дней ситуация развернётся совсем в другую сторону.
Кто бы мог подумать, что в тот момент, когда я, полностью разочаровавшись в надзорных органах, строчил свою статью о том, как в нашем городе не пойми что выдают за качественное сгущённое молоко, за моей спиной разворачивалисьтаинственные события
Вкратце напомню содержание предыдущей серии. Корреспондент «НП» Евгений Кондрашов (то есть я) приобрёл в супермаркете «Каравай» (сейчас он называется «Спар») сгущёнку под маркой «Назаровское молоко». Он-то думал, что это то самое старое доброе назаровское молоко, к которому он привык с детства. Однако домашняя дегустация показала, что по вкусу купленное сгущённое молоко совсем не похоже на качественный продукт. При этом его стоимость чуть ли не выше, чем стоимость оригинальной назаровской сгущёнки. Пригляделся к этикетке и выяснил, что консервы изготовлены не на назаровском молочно-консервном заводе, а на некоем ООО «Назаровское молоко». В связи с этим он обратился в местный Роспотребнадзор с просьбой проверить сгущёнку на соответствие заявленным характеристикам.Но через месяц корреспонденту пришел ответ: дескать, по органолептическим показателям (вкус, цвет, запах) продукт очень даже ничего, есть можно. Никаких более глубоких экспертиз не проводилось – в Роспотребназдоре сообщили, что их лаборатория таких исследований не проводит в связи с отсутствием лицензии. И ближайшее место, где его можно сделать, – чуть ли не Москва.
Поскольку такой ответ корреспондента не устроил, он принялся строчить жалобы куда только можно, вплоть до самого главного санитарного врача Онищенко.
В течение месяца корреспондент ждал ответа, как бомж лета, но так и не дождался. В результате разочарованный корреспондент написал в «Новой Причулымке» статью «Попали в молоко», в которой постарался излить своё разочарование контролирующими органами Ачинска. Но на следующий день после выхода статьи в почтовый ящик корреспондента упало
интересное письмо
«Уважаемый Евгений Николаевич!» – торжественно начиналось послание. По фактам, изложенным в вашем повторном обращении, сообщаем, что в отношении ООО «Каравай-РС» возбуждено дело об административном правонарушении и проводится административное расследование».«Во дела!» – изумился я и принялся дальше изучать текст. А из него следовало, что 22 марта сего года в супермаркете «Спар» (бывший «Каравай» в первом микрорайоне) были отобраны образцы сгущённого молока для дачи экспертного заключения о соответствии продукта требованиям «Технического регламента на молоко и молочную продукцию».
Провести исследования поручили специалистам ачинского филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» (это я к тому, что страна должна знать своих героев).
Ответ датирован 26 марта, а в мой электронный ящик он упал почему-то только 12 апреля. То есть по Интернету с улицы Льва Толстого, где находится Роспотребнадзор, до восьмого микрорайона, где расположена редакция, письмо шло 17 дней. Я к тому привёл эти подсчёты, что, если бы письмо было направлено мне сразу же после подписания, возможно, я и не стал бы поднимать всю эту бучу, а спокойно дождался результатов исследования. Ну теперь уже ничего не поделаешь –
придётся возвращаться к теме
Потому что вместе с извещением о направлении сгущёнки на экспертизу мне пришли и результаты этой экспертизы.Сначала о хорошем. Как выяснили специалисты, по физико-химическим показателям идентификации продуктов переработки молока по содержанию сухого обезжиренного молочного остатка и белка продукт соответствует требованиям «Технического регламента на молоко и молочную продукцию». Более того – в консервах отсутствует растительное масло. На этом о хорошем и заканчиваем.
Теперь к не совсем приятным открытиям, которые сделали эксперты «Центра гигиены и эпидемиологии». Как выяснилось, информация на этикетке не соответствует требованиям техрегламента: не указана массовая доля жира в процентах (если кому интересны подробности, можете залезть в статью 36, пункт 25, подпункт 2).
Дальше – больше. Фактическое содержание жира в сгущённом молоке не соответствует техрегламенту: при положенной норме массовой доли жира 8,5 %, в консервах производства ООО «Назаровское молоко» массовая доля составляла всего 6,43 + 1,6 %. То есть жирность молока оказалась значительно ниже той, которая требуется по закону.
А вот с белком производитель, напротив, переборщил. На этикетке указано, что фактическое содержание белка составляет 5,0 %, а на самом деле там оказалось в полтора раза больше – 7,48 + 0,23 %.
Я, само собой, невеликий специалист в подобных исследованиях. Поэтому не могу утверждать, насколько это страшные нарушения и насколько допустимы приведённые отклонения. Но факт, что производителя можно поздравить –
он соврамши
И Роспотребнадзору, как говорится, видней: «С целью принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан при использовании этого продукта выполнены следующие мероприятия».Во-первых, о нарушениях доложено в назаровское управление Роспотребнадзора, которому подведомственно предприятие-производитель. Как сказано в документе, сделано это «для принятия мер по предотвращению производства и реализации продукции, не соответствующей требованиям технического регламента».
Во-вторых, ООО «Каравай-РС» выдано два предписания: о приостановлении реализации молочной продукции, не соответствующей требованиям техрегламента, и об устранении нарушений. Кроме того, в супермаркет направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП. Для юридических лиц штраф по этой статье составляет от 100 до 300 тысяч рублей. В принципе, немало, но думаю, что юристы у «Каравая» неслабые, поэтому ответственность за некачественный продукт «повесят» на директора супермаркета или заведующего отделом, а это уже совсем другой коленкор: должностному лицу грозит штраф от 10 до 20 тысяч рублей. Впрочем, главное здесь – не сумма. Главное, что за правонарушением последовало наказание.
Ну и напоследок. В ООО «Каравай-РС» и ООО «Компания «Таймерс» (это поставщик) направлены определения об истребовании сведений для выяснения всего круга продавцов и покупателей сгущёнки, не соответствующей требованиям техрегламента. ООО «Назароское молоко» тоже грозит ответственность, если выяснится, что оно продолжает торговать некачественным продуктом.
Вот так и подошла к концу наша липкая история. Вывод напрашивается, конечно, один:
ведь могут, когда хотят!
Но завершать статью такими словами мне почему-то совсем не хочется. А хочется верить, что история со сгущённым молоком станет уроком для всех. В первую очередь для производителя: ну не надо держать потребителей за дураков! Во вторую очередь, конечно, для Роспотребнадзора: смелее надо действовать, смелее! И в третью очередь (или наоборот – в первую?) – для нас, покупателей: давайте всё-таки учиться защищать свои права. Как показала история со сгущёнкой, это нам вполне по силам.
Опубликовано: газета «Новая Причулымка», 18.04.12