Новорыбинские мотивы

Издалека виднелось двухэтажное здание, самое большое в округе. Когда-то здесь была общеобразовательная школа, а теперь это сооружение с размороженной системой отопления, на восстановление которой с распадом Союза в государственной казне уже не нашли денег, служит своего рода памятником советской эпохе. Как и огромный металлический склад-ледник, некогда принадлежавший государственной торговле. Теперь общеобразовательная школа занимает одноэтажное здание бывшего интерната, а интернат перенесли в Хатангу.

Кроме школы, котельной и прочих подсобных помещений, в Школьном посёлке есть дома для учителей. Но некоторые педагоги живут в главном посёлке. Одна из основных школьных бед — протекающий потолок спортзала, который к началу нового учебного года так и не отремонтировали.

Когда идёт дождь или тает снег, там настоящий потоп. Спортзал находится в двухэтажном здании старой школы, отопление в спортзале наладили, и школьники занимаются там с сентября до декабря, а в январе занятия прекращаются — становится слишком холодно. Здание стоит на сопке и продувается всеми ветрами.

В прошлом году некоторые ребятишки не ходили в школу, потому что не в чем было, и родители не купили школьных принадлежностей. Некоторые педагоги делятся с таким семьями одеждой, обувью, канцелярскими принадлежностями.

В отличие от других посёлков, в которых школьное и дошкольное образование представлено комплексом «школа-сад» (детский сад с начальной школой, а кое-где со школой-интернатом до 4-го класса), в Новорыбной полноценная одиннадцатилетка с действующим вечерне-заочным отделением. Раньше такую форму обучения именовали школой рабочей молодёжи. По сути она и осталась таковой.

Многие подростки, окончившие 9 классов три-четыре года назад, при желании могут продолжить учёбу. Вечерне-заочное обучение актуально ещё и потому, что может быть начато с 5-го класса. Позже из разговора с заместителем директора школы Анной Портнягиной я уяснила, что в основном этим пользуются дети тундровиков, которые вместе с родителями ведут кочевой образ жизни, не всегда имея возможность учиться в обычной дневной школе.

Но как оказалось, такая форма обучения устраивает далеко не всех. В Попигае ко мне подошла Вероника Чуприна, социальный работник этого посёлка, и пожаловалась на то, что некоторых попигайских ребят и девчат, окончивших 9 классов Хатангской школы-интерната, не берут туда же в 10-й и 11-й классы по причине неважной успеваемости и не всегда отличного поведения.

— Наши дети живут и учатся в Хатанге девять месяцев, — рассказывает Вероника, — всё это время мы их не видим и, по сути дела, оторваны от их воспитания. Но когда ребята плохо учатся, не слушаются, — в этом почему-то винят только родителей. А я виню интернат — там ведь их ничего не заставляют делать, живут на всём готовом. Мы тоже когда-то учились в школе-интернате, всё сами делали — пол мыли, стирали, убирались. А наши дети целыми днями бездельничают. Как нам их воспитывать на таком расстоянии? — горько сетует женщина.

В этом с Вероникой Чуприной согласятся многие родители. Школы с интернатами существуют на Таймыре не одно десятилетие и вполне доказали свою жизнеспособность. Другое дело, что в отрыве от семьи педагогический эффект в таком заведении ослабевает. Дети хуже учатся, не слушаются. А в большом посёлке и соблазнов куда больше, чем дома, устоять не так-то просто. А если ещё папы-мамы нет рядом, тогда дело и вовсе принимает печальный оборот. Конечно, всем родителям хочется, чтобы их отпрыски получили хорошее образование и выбились «в люди», а для этого сначала требуется окончить школу.

— После 9-го класса тем, кого не взяли в 10-й класс Хатангской школы-интерната, предлагают учиться на вечерне-заочном отделении Новорыбинской школы, — продолжает своё повествование Вероника Чуприна. — Но проблема в том, что детям отправляют задания без учебников. Учителя в Попигай не приезжают. А у сельчан нет возможности выехать из посёлка, чтобы приобрести своим детям учебную литературу, нет возможности снимать для детей квартиры в Хатанге, чтобы они могли продолжить обучение в обычной дневной школе и сдать экзамены, как полагается.

Заместитель директора Новорыбинской школы, с которой я разговаривала на эту тему, не отрицала: действительно, не всем заочникам высылаются учебники — в основном родителям предлагают самим приобрести недостающую литературу. Но при той ситуации, когда большая часть поселкового населения не имеет работы и живёт на социальное пособие «за традиционный образ жизни и хозяйствования», требовать с родителей учебники — означает заранее обрекать детей на то, что они не смогут доучиться.

Коль скоро управление образования ввело подобную форму обучения для сельских ребят, оно должно бы позаботиться о наличии учебников для заочников, а ещё о том, чтобы у них была возможность получать консультации педагогов. Ведь по Конституции каждый ребёнок имеет право на образование.

И это право не должно зависеть от чьей-то прихоти, отсутствия денег и учебников.

icon-star

Главный посёлок и Школьный разделяет большой, в нескольких местах заболоченный пустырь, на склонах которого зияют мусорные свалки. В стороне от школы стоит дизельная электростанция. Но в это время суток она почему-то молчит. А на улице — темень, хоть глаз выколи.

Из-за кого краснеет топливо

Вскоре выясняется причина. В Новорыбной на 10 часов в сутки отключают свет: с двух часов ночи до девяти утра и с трёх часов пополудни до шести вечера. Свет отключают всем — и населению, и учреждениям.

Нет комментариев

    Оставить отзыв