Неизданная повесть (продолжение 6)

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ РУЛЕТКА

(Повесть)

Посвящается памяти Вадима Алферьева

От автора

В основу повести легли события, случившиеся в 1995-96 годах, в пору, когда нынешние тридцатилетние красноярцы были подростками. Что-то они читали об этом в старых газетах, что-то почерпнули из слухов. А о некоторых делах могут лишь догадываться, так как их до сих пор тщательно скрывают все, кто был причастен к этому.

— Значит, бригада, — Бокарев придвинул к себе распечатку и принялся просматривать её. — Но это же было давно, в конце лета.

— Давно, — согласился Мануилыч. — Тогда была надобность в таких бригадах. Потом отпала. А вот недавно снова появилась. Несколько дней назад было нападение на журналиста.

— Что? — Бокарев поднял брови. — Но я же сводки смотрю…

— А его не зарегистрировали. Журналист не пострадал, нападавшие доставлены в отдел. Что интересно: один из них — Жарков.

— А другой?

— Тот самый бывший руководитель бригады.

— Вот как! Значит, вы считаете, они снова понадобились?

— А что — случайно сошлись? В безлюдном месте, где девушка назначила парню свидание?

— Какая девушка?

— A вот теперь — главное, — Мануилыч пожевал губами. — Не знаю, как сказать… Дело в том, что «Лайма», из-за которой случился сыр-бор на Сибстроймаше, является дочерней фирмой финансово-промышленной компании «ИнфинСиб». А Жарков сейчас работает в фирме, учредителем которой тоже стал «ИнфинСиб». И девушка, что пригласила того журналиста — тоже из «ИнфинСиба». Вот такой расклад. И чтобы ты уж совсем развеселился: Артемьев незадолго до смерти стал интересоваться «ИнфинСибом», остались записи в его календаре.

— Но это ж… — Бокарев помялся, подыскивая слово. — Это не доказательство. Не факт!

— Конечно, — согласился Мануилыч. — Это не доказательство – это направление поиска. А доказательства нужно искать. Документировать. Что бригада на Сибстроймаше работала и людей избивала — факт? Вот и ищите, не мне же со своего сектора на правую сторону ехать. Что «Лайма» криминальная структура, паразитирующая на Сибстроймаше — факт? Подними материалы, посмотри, кто и по каким основаниям отказал в возбуждении уголовного дела по избиениям работяг. Ты не хуже меня знаешь, как у нас делают отказные материалы.

— Дайте мне с теми задержанными парнями поговорить? — попросил Бокарев.

— А вот этого не надо, — решительно возразил Мануилыч. — Что за мода у вас, управленцев? Отправляйся на «Лайму» с ребятами и ищи братву, что там порядки наводила. Наколку я тебе дал хорошую. Только, пожалуйста, поаккуратней. И — лучше не докладывай Шуранову. Если выгорит дело — отрапортовать всегда успеешь. Что касается этих двух — вообще забудь про них. Во-первых, я их уже отпустил, и они успокоились. Во-вторых, ты можешь подставить журналиста, потом еще та девица… Доверь мне, ладно?

Попрощавшись и уже уходя, Мануилыч остановился в дверях:

— Не забудь про Савина. Что нападение на работягу не раскрыли — не удивительно. Но вот что избиение директора металлургического завода осталось тёмным — очень интересно.

…Как и предполагал, Игорь не уложился в два съёмочных дня. И дело не в том, что трудно было собрать оркестр — оркестранты, как раз собрались вовремя. Они говорили сдержанно и внешне вроде даже скучновато, без эмоций. Но суть коротких интервью не нуждалась в эмоциях: после приказа о расформировании оркестрантам грозило выселение из гостиницы, которую им до этого оплачивала филармония. Игорь придумал хороший сюжет на финал передачи: оркестр сидит, как обычно на сцене, но без инструментов. Кто с сумкой, кто с ребенком… И медленный отъезд на пустой зал. А в это время за кадром будет звучать финал фрагмента из «Ромео и Джульетты» Прокофьева. И бурные аплодисменты за кадром — в пустом зале с сидящими на сцене в будничной одежде оркестрантами.

В общем, все шло хорошо, кроме одного: начальник управления культуры, Леонид Абрамович Сероштан, старательно избегал его. По телефону он согласился принять участие в передаче, но затем исчез. Секретарша металлическим голосом оповещала Игоря то о планёрке, то о совещании или срочном вызове шефа. В течение двух съёмочных дней Игорь то и дело заезжал с группой в управление культуры, надеясь на удачу, вдрызг переругался с секретаршей, которая, не скрывая торжества, сообщала, что Леонида Абрамовича не будет до конца дня. В последний день съёмок, когда осталось несколько небольших сюжетов, он вдруг сообразил, что неуловимый Сероштан, как все служащие, должен приходить на работу к девяти утра. Дав ему небольшую фору, Игорь в половине девятого подъехал со съёмочной группой к управлению культуры. Наказав оператору приготовить камеру, сел на скамейку в сквере возле входа в управление и стал терпеливо ждать.

Ровно к девяти из подъехавшей «Волги» вылез начальник управления культуры в ондатровой шапке, сером пальто с шалевым воротником — и не спеша направился к подъезду.

Игорь махнул рукой оператору и чиркнул себя по груди ладонью. Оператор понял — нужен поясной план. Игорь бросился наперерез Сероштану.

— Доброе утро, Леонид Абрамович!

— Здравствуйте, Игорь Васильевич, — растерянно произнес Сероштан, разглядывая нивесть откуда появившегося журналиста. — Что вы здесь делаете так рано?

— Ну, как же, Леонид Абрамович, — пристроившись с ним в ногу, зачастил Игорь, следя краем глаза, чтобы оператор поймал их в кадр. — Ваша секретарша меня игнорирует, вас разыскать невозможно, съёмки срываются. Вы же не возражали выступить с разъяснением вашей позиции. Согласитесь, выйти в эфир без вас, без позиции администрации по этому вопросу…

— Погодите, погодите, — встревожился Сероштан. — Вы что — снимаете что ли?

— Да у меня же нет микрофона, что вы беспокоитесь, — продолжал тараторить Игорь, замедляя шаг и пытаясь остановиться возле входа.

Сероштан беспокойно оглянулся и взялся за ручку:

— Нет, понимаете, обстановка изменилась… Пройдёмте в вестибюль, здесь нам будет удобнее.

Горестно вздохнув, Игорь прошел вслед за начальником управления культуры в вестибюль. Сероштан наклонился к нему, и доверительно касаясь плеча, заговорил:

— Игорь Васильевич, мы же хорошо понимаем друг друга, не так ли? Ну, что я могу сказать по этому поводу. Да, я издал приказ о расформировании оркестра. Но неужели неясно, что это не моя прихоть? Это очевидно: я так же подчиняюсь своему руководству, как вы своему. Есть решение о том, что оркестр следует расформировать. Я просто реализовал это решение.

— Чьё это решение? — полюбопытствовал Игорь, кляня себя за то, что не взял диктофона.

— Не догадываетесь? — усмехнулся Сероштан. — Или хотите, чтобы я произнёс вслух имя губернатора, а потом вы на меня сослались?

— Ну, хорошо, — согласился Игорь. — Не надо имен, ничего не надо. Но пару слов в микрофон. Приказ издали вы, об этом весь Город знает, секрета тут никакого. Вот и скажите: да, я издал приказ, потому что в таком виде оркестр не нужен Городу. И что-нибудь про перспективы.

— Ох, вы, однако, и язва, — улыбнулся Сероштан. — Нет, ничего такого я вам не скажу. Знаете почему? Пока вы терроризировали мою секретаршу, я созвонился с Михал Михалычем Ошкуровым, мы с ним обсудили проблему, и он согласился, что передача преждевременна. Она вызовет только ненужный ажиотаж, вот и всё. Как та публикация в «Евразии», это не вы её подготовили? По стилю, будто ваша рука.

— От вас ничего не скроешь, — покачал головой Игорь. — Так не будете говорить на камеру?

— Игорь Васильевич, вы что, не поняли меня? — удивился Сероштан. — Зачем я буду тратить своё время, а вы — казённую плёнку, если Михал Михалыч дал мне слово, что передача в эфир не выйдет. Понимаете, дал слово!

— Коммуниста или демократа? — поинтересовался Игорь.

— Ну, раз вы способны шутить, значит поняли. С вашего разрешения, я поднимусь к себе. Масса дел, знаете ли. Надеюсь с вами ещё не раз увидеться. Я всегда с удовольствием смотрю ваши передачи — они все такие живые, с юмором, с подтекстом. Желаю успеха. И — звоните, не стесняйтесь!

Сероштан сердечно помахал Игорю рукой и пошёл к лифту. Игорь замычал как от зубной боли, глядя на удаляющуюся от него дородную фигуру. Милиционер, сидящий на вахте за столиком, удивленно покосился на Игоря, и тот понял, что надо уходить. Оператор сидел напротив подъезда на скамейке и сосредоточенно копался в камере.

— Что случилось? — спросил Игорь, чувствуя неприятный холодок в груди.

— Ничего не понимаю, — бормотал оператор. — Аккумулятор в порядке, кинематика работает…

— Не снял, что ли? Сероштана не снял, Витя?

— Не снял, — вздохнул оператор.

— Х-хосподи, — простонал Игорь, бессильно сев на парапет.

Он сидел, бездумно глядя на дверь подъезда. Какой смысл во всех этих съёмках, если Окурок втихушку договорился с Сероштаном что передача не выйдет в эфир. Ну, снимем. Ну, отмонтируем. На просмотре Окурок скажет, что нет позиции администрации, и отправит его снова по собачьему кольцу. И ведь ничего не скажешь — отопрётся. Оба отопрутся.

— Чего снимать? — раздался голос оператора. — Заработала машинка.

Игорь поднял голову. Оператор стоял с камерой на плече.

— Заработала? Сними адресный план с наездом вон на ту табличку.

— Прямо с тобой, вот как ты сидишь?

— Прямо со мной.

Застрекотала камера, Игорь посмотрел на неё, затем отвернулся к двери. Дверь открылась, и в проёме появилась девушка. Она была одета в щеголеватую шубку тёмного меха, на голове в тон шубке кокетливо сидела меховая шапочка. Под шапочкой был повязан тёмный платок, придавая лицу девушки смиренный, почти монашеский вид. Однако, высокие, с застёжками сапоги и сумочка на длинном ремне привносили в её облик некоторую двойственность.

— Девушку брать в кадр? — донёсся до него голос оператора.

— Бери, — махнул рукой Игорь, продолжая разглядывать её.

Девушка испуганно взглянула на камеру, затем на Игоря, сумрачно сидевшего на парапете, — и остановилась.

— Здравствуйте, — сказала она.

— Здравствуй, здравствуй, милая, — кивнул головой Игорь.

— Снято! — крикнул оператор, и девушка, вздрогнув от крика, обратилась к Игорю:

— Понимаете, я не могла, приехать… То есть, я приехала, но вас уже не было. А зачем он нас снимал? Понимаете, мы же… наверное, просто разминулись.

Игорь молча продолжал рассматривать её. Девушка, не понимая, что происходит, стояла, теребя ремешок сумки.

— Ага! — тряхнул головой Игорь, — Так. Скажите, пожалуйста, Инга, а вы что ли все собрались в этом доме?

— Кто все? — окончательно растерялась девушка.

— Ну, все, кто доставляет мне неприятности?

— Разве я доставила вам неприятности?

— Ещё какие, — покачал головой Игорь.

— Но… мы же все-таки встретились, — Инга опустила глаза, затем снова с тревогой посмотрела на оператора. – А зачем он меня снимал? И как вы узнали? Вы же никогда меня не видели.

Игорь помахал оператору рукой:

— Перерыв до двух часов. После обеда едем в Академгородок.

— А на студии что сказать?

— Скажи – я на совещание у начальника управления культуры, — он повернулся к Инге. — Пойдёмте, погуляем, и вы всё мне расскажете.

                        Глава девятая

— Санёк, он тебе фуфло гонит, а ты уже и поплыл…

— Парамон, ты только меня не успокаивай. У этого ментяры все козыри в рукаве. Откуда он тогда на Кирова появился? Не знаешь? И я не знаю. Почему он нас отпустил? Чего проще: оформил по мелкому — и на сутки. А он на фу-фу взял, голыми руками…

Двое за столиком сидели в пустой рюмочной. Буфетчица за стойкой проверяла накладные, из динамика магнитофона доносились призывы Пугачевой к покинувшему её настоящему полковнику. А за столиком приглушенным шёпотом продолжали спорить, время от времени доливая в стаканы пива. Санёк, круглолицый, плотный парень лет двадцати пяти, тоскливо глядя перед собой, слушал собеседника. Тому, кого он называл Парамоном, столик мешал, поэтому он сидел боком, вытянув ноги в проход. Их обоих несколько дней назад Мануилыч задержал вечером во дворах на улице Кирова, и теперь они обсуждали своё положение. Положение было непонятным, поэтому тревожным. Не желал терять вознаграждения, Парамон, как и советовал Мануилыч, доложил Костровцу, что всё, сделано, как надо. Но теперь Санёк нашёл Парамона и сообщил, что его снова, вызывали в милицию, и пожилой мент опять вёл с ним разговоры на счёт Сибстроймаша. Парамон успокаивал приятеля:

— Санёк, не киксуй… Что ты как плашкет на васере! Нет у него ничего против нас. Он что у тебя спрашивал?

— Да вроде ничего особенного… Ну, что я делал — я сказал, в охране был. Мол, офис охранял, не допускал посторонних.

— Ну!

— Потом спрашивал, не приходилось ли… это… бить кого-нибудь. Я, конечно, сказал, что ни в каком разе. Тогда он спросил, не слыхал ли я, как избили… фамилии называл.

— Какие?

— А я помню? Ну, этих, которых мы тогда…

— И ты что?

— То же самое: не знаю, мол.

— Про меня что-нибудь опрашивал?

Санёк тяжко вздохнул:

— Понимаешь, я же не мог сказать, что тебя не знаю. Раз он нас на Кирова вместе приловил. Ну, сказал, что вроде как знакомый… По старой работе.

— По какой — старой? — насторожился Парамон.

— А это, когда мы с тобой на металлургическом…

— Придурок! — зашипел Парамон. — Ну, зачем ты это сюда приплёл? Кто тебя тянул за язык?

Санёк поёжился.

— Я не говорил. Он сам сказал, я только кивнул.

— Кивну-ул! Ты докиваешься. Он тебя про Новый год спросит, про того, в подъезде — тоже кивать будешь?

— Парамон, — Санёк тоскливо смотрел на него. — А если он всё знает? И про металлургический, и про Сибстроймаш, и про подъезд… Это же  полный атас получается.

— Всё! Хватит сопли на кулак мотать. Никто ничего не знает. И не узнает… если языком молоть не будешь. Ты свои хрусты получил? Получил. И забудь про это. Не было ничего, понял? Гляди нагло в глаза, улыбайся и говори — не было. Понял? Иначе…

— Понял, — уныло произнёс Санёк. — А если он нас Костровцу сдаст? Мусор этот.

— Пока не сдаст. А там отмажемся. Как я понимаю, у них свои разборки. Пусть  разбираются.

— А если все-таки потянут? Парамон, если все-таки…

— Молчи, оглобля саратовская! Добровольное признание — вечная каторга. А тебе вообще бояться нечего. На Сибстроймаше тот бациллистый стриж уже никого не опознает. Как и этот, в подъезде… Это же ты во всём виноват: хозяин приказал фраера только за храпок подержать, а тот от тебя на рывок ушёл. Не достань я его —  ты бы уже на зоне чалился. И крякнул он не от повреждений, а от того, что много крови потерял. Так что, вся мокрота из-за тебя приключилась. Поэтому если не хочешь паровозом пойти – заглохни, усёк?

— Усёк, — неуверенно ответил Санёк.

— А раз усёк – об чём звук! — хлопнул его Парамон по плечу. – Давай ещё по пивку.

…Семён Ананьевич снял очки и оглядел собравшихся. Время от времени он проводил такие совещания с участием руководителей филиалов, особенно, когда надо было сориентировать их на выполнение какой-то стратегической задачи, требующей совместных действий. Попутно решались и более мелкие, но не менее важные вопросы. Иногда на совещание приглашались деловые партнёры, либо чиновники из администрации — те, от которых зависело решение этих самых вопросов.

— Таким образом, коллеги, заканчивая краткий обзор деятельности финансово-промышленной компании «ИнфинСиб», я констатирую, что мы активно участвуем в формировании краевой инвестиционной политики, ищем и находим взаимодействие с промышленными предприятиями, формируя рынок сбыта. Нами сейчас учрежден ряд консалтинговых структур, которые как раз ориентированы на создание проектов высокотехнологического использования краевых ресурсов для производства товаров народного потребления. Все это в конечном итоге приносит пользу краю, экономике, людям.

Семён Ананьевич сделал паузу и снова окинул взглядом собравшихся. Слушали хорошо, хотя совещание длилось уже около двух часов.

— А люди, — продолжал Семён Ананьевич, — остаются людьми при любых обстоятельствах. Даже при нынешних, достаточно сложных. И хотя сейчас в средствах массовой информации постоянно, назойливо муссируется тема вымирания, нищеты — у нас, деловых людей ничего кроме, недоумения это вызвать не может. С чего это вымирающий народ принялся поглощать в неимоверных количествах шоколад, раскупать мебель, электробытовые приборы, видеотехнику? Даже, извините за такую интимную деталь, импортные противозачаточные средства пользуются регулярным спросом, что, вообще говоря, для вымирающего населения нехарактерно.

Среди собравшихся возникло легкое оживление.

— Люди хотят и, что важно — могут! — хорошо есть, пить и одеваться. Даже в условиях экономического кризиса. Даже в условиях полупарализованного государства — это проблема государства, а не их. И в этом сегодня людям помогаем мы, предприниматели. Мы обеспечиваем внутренний рынок необходимой продукцией, которую не в состоянии обеспечить государство. Говоря о предпринимателях я, разумеется, не имею в виду фанерные палатки — это крошки со стола большой коммерции. Речь идет о серьёзных предпринимателях, обеспечивающих производство в этой области. Я не оговорился: речь идет именно о коммерсантах, организующих производство. Причем я не имею в виду производство, скажем, станков. Производство услуг — тоже достаточно сложный процесс.

И вот я предлагаю вам обдумать свои возможности в этой области. Тем более, что эти возможности инициируются государством. Дело в том, что в конце прошлого года из специально созданного федерального фонда для обеспечения районов Крайнего Севера выделено на льготных условиях — под треть процентной ставки Центрального банка — сто сорок миллиардов рублей. Основная часть, видимо, будет передана администрации северных районов для целевого использования. Но значительная доля распределится здесь, в Городе. Разумеется, администрация располагает возможностями и по опыту прошлых лет найдёт организации и фирмы для приобретения и завоза товаров на Север. Но…

Семён Ананьевич медленно повел рукой перед собой.

— Наша компания имеет не меньшие возможности в этой области, наработан опыт, необходимые связи, рынок. Отдельные филиалы специализируются в посреднической деятельности: оптово-розничное объединение «Город» или общество с ограниченной ответственностью «Север» — словом, силы и средства у нас есть. Вы спросите: так о чём речь? А речь идет о том, чтобы уже сейчас начать подготовку. Наладить прочные деловые связи с районами Северного округа. Выяснить ассортимент необходимой им продукции, затраты, прибыль… И в короткий срок дать информацию в руководство компании. На основании вашей информации мы войдём с соответствующим предложением в администрацию, и будем добиваться получения ссуды для закупа и завоза товаров на Север. Если мы проведём подготовительную работу, и нас поддержит администрация северных районов — результат будет в нашу пользу. Вот о чём вам следует в ближайшее время подумать. Считайте это одним из важных направлений в работе. Остальное будем решать в рабочем порядке.

Совещание закончилось, присутствующие расходились, негромко переговариваясь.

— Сергей Серафимович, — окликнул Костровец полковника Шуранова. — Семён Ананьевич приглашает вас к себе.

Костровец провел Шуранова в кабинет Трилиса и закрыл за ним дверь.

— Ну, как впечатление? — встретил его Семён Ананьевич, приглашая сесть.

— Откровенно сказать, не совсем понял ваше приглашение. Я мало что смыслю в этих делах…

— Не скромничайте, — отмахнулся Трилис.- Вы все прекрасно понимаете, да и сложного тут ничего нет: мы хотим продвинуться на Север, взять под контроль тамошний рынок сбыта. Конечно, всё не так просто, как говорилось на совещании. Но, если сбить хорошую команду…

— Понятно, а я-то тут с какого боку?

— Из руководства УВД вы, пожалуй, единственный человек, который умело использует в своей работе государственного служащего частное предпринимательство. Причем, делает это тактично, в рамках закона, не впадая в крайности. Вы же сами прекрасно знаете, как укрепилась материальная база милиции с организацией фонда «Правосознание». А ведь ваша роль в его создании неоспорима, хотя она далеко не всем известна.

Шуранов поморщился. Трилис уловил его гримасу, но продолжал, будто не замечая её:

— Так что, Сергей Серафимович, я надеюсь, вы поняли генеральную задачу, которую я поставил перед коллегами. И в этой связи хотелось бы, чтобы наше понимание было взаимным. Вот почему я задержал вас — уж извините. Тут такое дело: ко мне обратилось несколько человек… Владислав Эдуардович Страшников — акционерное общество «Лаймa»… ну, и еще ряд товарищей. У них создаётся впечатление, что ваши сотрудники собирают на них какой-то компрматериал. Не налоговая полиция, не финансовые организации, не отдел борьбы с экономическими преступлениями, что было бы понятно — а именно уголовный розыск. Не хочу вникать в существо дела, но могу заверить, что действия ваших работников создают определённое настроение. Уже пошли разговоры, что эти люди, вы их видели сегодня на совещании, замешаны в какой-то уголовщине, чуть ли не убийствах. Вы понимаете, что если слухи попадут в газеты — о нормальной работе уже не будет речи.

— Погодите, погодите, — Шуранов недоуменно взглянул на Трилиса. — На Сибстроймаше действительно работает группа, она выясняет обстоятельства причинения телесных повреждений нескольким рабочим летом прошлого года. При чём тут акционерное общество, директор? Обычное дознание по делу о причинении телесных повреждений…

— Летом прошлого года, если вы помните, на Сибстроймаше задержали зарплату. Кто-то подучил рабочих, и они перевернули на проходной машину директора. Я никогда никому об этом не говорил: в тот день директор и Страшников приехали ко мне, у них губы тряслись, они не знали, что делать, боялись за свои семьи. «Лайма» должна отправлять продукцию заказчику, часть её уже была на выходе — а тут чёрт-те, что творится. Летит погрузка, летят сроки — всё, конец, форс-мажор! А «Лайма» — это маленькое звено в большой цепочке. Оборвись оно — и другие договоры, обязательства, кредиты — всё псу под хвост.

Трилис уставился в окно, барабаня пальцами по столу.

— Мы были вынуждены пойти на крайность — перечислили на счёт завода деньги, поставив себя в рискованнейшую ситуацию. И подчеркиваю: никуда не жаловались. А уж насчёт перевернутой машины… — Трилис безнадёжно махнул рукой. — А сейчас ваши ребята являются на завод и начинают расковыривать заживший чирей.

— Но есть уголовное дело, мы обязаны искать, — тихо возразил Шуранов.

— Ищите! — резко ответил Трилис. — Ради бога, ищите ваши разбитые носы, хулиганские драки, прошлогодний снег… Только ищите там, где это действительно случилось. Проверяйте ваших бомжей, бродяг. Пожалуйста! Но зачем дёргать людей, которые, я вас уверяю, не имеют к этому никакого отношения. Нет, вам мало Сибстроймаша — ваши сотрудники отправились на металлургический. Хорошо, что их дальше заводоуправления не пустили. Они, видите ли, хотят выяснить, кто в прошлом году избил бывшего директора. Который сейчас и в России-то не живет. Что, вообще говоря, происходит? Вечером на улицу выйти нельзя, коммерческие ларьки горят, как свечки, предпринимателей отстреливают, извините, как собак — всё нормально! Никто этим не интересуется. А вот, что в прошлом году случилось и быльём поросло — это страшно важно.

В кабинете наступила тягостная тишина.

— Ладно, — Трилис положил обе руки на стол. — Я думаю, вы простите мне некоторую неуравновешенность. Ни в коем случае не хочу влиять на вашу работу. Просто надеюсь, что вы как-то её скорректируете. Тем более, что мы с вами числимся в реестре акционеров металлургического завода. Можете считать это… доброжелательным советом коллеги.

Трилис проводил гостя и уже возле дверей поинтересовался:

— Да, а как ваша дочка себя чувствует? Как у неё учеба? Сложностей с языком не возникает?

— Спасибо, операция блестящая. А колледж… Грызет потихоньку американский гранит наук. Я вам очень благодарен…

— Ой, только этого не надо, — замахал руками Трилис. — Девочка у вас славная, все беды позади, и вы никому ничем не обязаны. Мы просто сделали доброе дело. Возможно, когда-нибудь нам это зачтётся, — Трилис поднял палец и шёпотом добавил. — Там…

Выйдя из офиса, Шуранов грузно уселся в машину и буркнул водителю:

— В управление.

Он невидящим взглядом смотрел в ветровое стекло и думал о дочери. Несколько лет назад она по его вине попала в аварию. Как-то по дороге на дачу он, не в силах противостоять просьбам любимицы, уступил ей руль. Затем — встречный грузовик, резкий поворот вправо, кювет… Врачи сделали ей операцию и сказали, что она будет хромоножкой всю жизнь. Сам Шуранов отделался переломом ключицы и не мог смотреть в глаза дочери. Он ходил, как сомнамбула, временами приходя в необъяснимое бешенство. Подчинённые боялись заходить к нему в кабинет.

Трилис возник случайно на каком-то совещании в администрации. В перерыве, в буфете они оказались за одним столиком. Трилис шутливо посетовал на его мрачный вид, и Шуранов неожиданно всё рассказал этому практически незнакомому человеку. Семён Ананьевич выслушал его, аккуратно промокнул салфеткой губы и ответил:

— Это решается просто. Вы, пожалуйста, позвоните мне… скажем, в конце следующей недели.

И протянул Шуранову свою визитку. Дальше произошло невероятное, во что Шуранов боялся поверить. Дочь его была отправлена в Германию, где после успешной операции поступила в колледж.

Операция, учёба, обустройство в чужом краю — не стоили Шуранову ни копейки. Разумеется, он посылал ей деньги, но в сравнении с тем, что потратил Трилис — это были нищенские крохи, о которых стыдно упоминать. Поначалу Шуранов тяготился этой услугой, но постепенно привык. Тем более, что Трилис никогда не позволял себе выйти за грань деловых отношений, сложившихся в ходе создания фонда «Правосознание», организации которого Шуранов отдал немало сил. Именно в период создания этого фонда Трилис и предложил ему стать акционером металлургического завода.

— Скажу по секрету — у завода большое будущее Его продукция имеет и будет иметь постоянный спрос на зарубежном рынке.

— Но я же госслужащий… — слабо возразил Шуранов.

— Если бы вы видели реестр акционеров, вы бы удивились, увидев там имена многих людей, известных не только здесь, но и в Москве. Но вы никогда не увидите реестра. И никто не увидит, гарантирую. А что до вашей работы… сегодня вы госслужащий, а завтра?

Сегодняшний разговор был практически первым напоминанием долга Шуранова. Хотя в принципе ничего страшного в разговоре не было. Где-то Трилис прав. Бокарев доложил ему о соображениях Мануилыча, и Шуранов санкционировал проверку старых «темнух» по Сибстроймашу и металлургическому заводу. Конечно, ребята сработали по-топорному, подняли шум. Администрация, понятное дело, запаниковала. Надо прекращать эту самодеятельность. Толку от неё мало, а неприятностей не оберёшься.

Поднявшись к себе в кабинет, Шуранов вызвал Бокарева. Молча выслушал его отчёт, мельком проглядывая справки, подкладываемые ему по ходу доклада.

— И каков же итог? — спросил он, когда Бокарев закончил

— Из собранных объяснений следует, что в период невыплаты зарплаты на заводе администрацией была создана охрана, которая была подчинена непосредственно заместителю директора по экономике Страшникову. Охрана препятствовала собраниям и митингам, устраиваемым рабочими, не допускала их в заводоуправление. В этот период трое из активистов-организаторов акций протеста были избиты неизвестными. Материалами расследования, проводившегося в райотделе, преступники не были установлены. Кличка одного из охранников — Парамон. Старший инспектор Центрального РОВД Шеремет  установил Парамона, его напарника Жаркова и их связь с этими делами на заводе…

— Достаточно, — прервал его Шуранов. — Теперь скажи мне, какое отношение всё это имеет к убийству Артемьева?

— Парамоновым и Жарковым было совершено недавно нападение на журналиста Старикова. Они его избили и пытались напоить.

— Что-то новое, — усмехнулся Шуранов. — Неужели отказывался? Верится с трудом, наша четвертая власть с августа девяносто первого года не просыхает… Ну, и что Шеремет сделал с этими садистами?

— Оформил за появление в нетрезвом виде, сейчас отрабатывает их по месту жительства…

— А вас, значит, отправил на завод, где вы благополучно засветились. Молодец старый — учитесь. И каковы результаты его отработки?

— Он не докладывал.

Шуранов откинулся на спинку стула.

— Значит так. На заводах — ни на этом, ни на том — чтобы духу вашего не было. Возьмите данные на Парамона и второго… Сами сделайте установку по месту жительства. Дальше, организуйте «сутки» кому-нибудь из них, а лучше — обоим. И в разработку. Как только появится информация — в кабинет, «разогреть» – и снова вниз. И так до тех пор, пока не расколются. Да не тяните резину.

— Но майор Шеремет просил…, — пытался возразить Бокарев.

— Майор Шеремет своё дело сделал, — отрубил Шуранов. — На нём сектор, текучка, дежурства. И он один. А у вас тут все под боком: «топтуны», камеры, подсобные силы. И вас, вон, целый этаж… Пишите задание на установку, договаривайтесь, чтобы быстрее сделали, оформляйте их «по мелкому» — и работайте. За пятнадцать суток не то, что убийство — падение Тунгусского метеорита раскрыть можно. Если по-умному. А Шеремету передайте, чтобы принимался за сектор. Поблагодарите. А то их начальник угрозыска меня уже достал: ни на дежурство не поставить, ни заявление ему отписать. Прямо Шерлок Холмс какой-то…

                        Глава десятая

Дверь в кабинет приоткрылась и в проёме появилась голова в роговых очках. Голова уставилась на Игоря и спросила:

— Кофе готов?

— И кофе, и сигареты, — улыбнулся Игорь. — Заходите, Владимир Петрович, никого нет.

Человек в роговых очках прошёл к столу. На вид ему было за пятьдесят. Расстёгнутый ворот и закатанные рукава рубашки, сотовый телефон, торчащий из заднего кармана мятых брюк, выдавали в нём человека делового, но совершенно равнодушного к респектабельности. Это подчеркивала и вечно расстёгнутая пуговица рубашки на вываливающемся из брюк животе. Владимир Петрович Чешков был директором коммерческого центра телестудии. Некогда хороший тележурналист, он занимался сейчас организацией коммерческой рекламы и, судя по всему, был доволен жизнью. Студийные телевизионные кумушки рассказывали про него страшные вещи: что он прокручивает в каких-то банках огромные суммы, что налоговая инспекция уже полгода не спускает с него глаз и со дня на день посадит, что он купил себе «Волгу» за казённый счет… Однако, Чешков был неизменно весел и общителен. Он приобрёл для телестудии несколько монтажных комплексов, завёл буфет, который сразу оккупировала телевизионная молодёжь. И даже иногда из средств коммерческого центра выплачивал зарплату, если Москва её задерживала.

Неизвестно, по какой причина, но Чешков симпатизировал Старикову, иногда предлагал ему сделать рекламный ролик, щедро оплачивая работу. И даже, когда у него не было к нему дел,  частенько забегал к Игорю, стрелял сигареты или напрашивался на кофе, добродушно снося его насмешки в свой адрес.

— Что, опять в коммерческом центре напряжёнка с сигаретами? — поинтересовался Игорь, пододвигая Чешкову начатую пачку.

— Да в машине сигареты забыл. А тебе что жалко? — невозмутимо парировал Чешков.

— Кому рассказать, что нищий журналист прикармливает директора коммерческого центра — не поверят, — продолжал ёрничать Игорь, наливая в чашку горячий кофе.

— Умозаключение правильное, а вот посылка неверна, — прихлёбывая кофе, заметил Чешков. — Как  молодёжь впитала в себя застойную софистику — это же уму непостижимо. Во-первых, не такой ты уж и нищий. Сколько я тебе заплатил за последнюю рекламу? Во-вторых, что ты бескорыстно угощаешь меня своим пойлом — на вахте рассказывай. Это, милок, взятка.

— В честь чего? — удивился Игорь.

— А в честь того, родной, — объяснил Чешков, — что твой кофе пьёт — заметь, с отвращением — не только шеф коммерческого центра, а с нынешнего дня ещё и исполняющий обязанности директора этой телебогадельни.

— А где Оку… Михал Михалыч?

— В отпуске Окурок твой. И кстати, уходя, очень просил за тобой доглядеть. Предупредил, что ты там какую-то пакость снял про симфонический оркестр. Так вот, Христом богом просил, чтобы я её в эфир не пустил.

— Это почему пакость? Он же исходника не видел. А монтаж мы только вчера закончили.

— А зачем ему исходник?  Михал Михалычу Сероштан звонил и подробно доложил: с кем ты разговаривал, кого снимал и как ему нахамил.

— Наха… да это же вранье! 3а такие вещи морды бьют! — задохнулся от возмущения Игорь.

— Набей начальнику управления культуры морду, набей, — благостно кивая головой, одобрил  Чешков. — Он как раз сегодня Михалкова принимает, тот приехал кино снимать. Вот ты ему и набей морду. И тебе полегчает — за правду как-никак, пострадаешь — и у меня гора с плеч.

— А вам-то какая корысть?

— Ну как же? Тебя, надо полагать, после этого в милицию заметут — стало быть, нечего твоему черносотенному пасквилю в нашем демократическом эфире делать.

Игорь некоторое время смотрел на Чешкова. Тот блаженно пускал кольца дыма, время от времени шумно прихлёбывая кофе.

— Что серьёзно не примете передачу?

— А зачем мне скандал? — пожал Чешков плечами.

— И что же теперь делать?

— Ты парень умный, убери щекотливые места, сделай помягче — все дела.

— Владимир Петрович, давайте откровенно.

— Давай.

— Сероштан не имел права издавать приказ о роспуске академического оркестра. Оркестранты обратятся в суд…

— На здоровье.

— И суд отменит приказ. Это ясно, как божий день. Но пока он состоится, оркестрантов выселят из гостиниц и оставят без средств к существованию. То, что делает Сероштан — это…

— За это морду надо бить — слышал уже, — кивнул Чешков. — А теперь послушай меня. Сероштан — никто. Он бывший фаворит Татьяны Тимофеевны, известной тебе дамы из  крайкома партии. Вот она ему и выделила на окормление управление культуры. Но Татьяны Тимофеевны давно уже нет. Поэтому Сероштан, за неимением лучшего, душой и телом предан теперь губернатору. А губернатор, если помнишь, публично заявил: раз оркестр выразил недоверие заслуженному артисту, дирижёру Миллеру и вынудил уйти — для него больше этого оркестра не существует. Установка ясна? Так что ты не против Сероштана идёшь — ты на губернатора замахнулся. А он умный человек, он понимает: Миллер — это имя. Вывеска! Касса, как говорил Сергей Филиппов в какой-то комедии. А без кассы твой оркестр — тьфу! Так вот, чтобы музыканты знали, что без Миллера они «тьфу» — их и разгоняют. И впредь перед тем, как выражать кому-то недоверие, пусть думают, где будут жить и чем кормить своих короедов и спиногрызов. Понял?

— Понял, — медленно произнес Игорь. — Значит, никакие они не творческие работники, а обыкновенные дворовые люди. Холопы. Их дело — дудеть в дудки и помалкивать.

— Вот только без этого надрыва, — поморщился Чешков, — Миллера нет, оркестра практически тоже нет. Поэтому, нечего попусту в набат бить. Никто с вилами на помощь тебе не придёт.

— Но ведь тот же самый Михалков прислал факс, в котором протестовал против разгона оркестра. И Министерство культуры тоже против. Это всё опубликовано в наших газетах.

— Их дело прокукарекать. Они могут себе это позволить — у Москвы свои причуды.

— А я, значит, не могу?

— Мы не можем! — Чешков ткнул себя в грудь. — Мы, понимаешь? Плевать на тебя. Ты работаешь на государственной студии. И от её имени поливаешь губернатора. И ещё имеешь после этого нахальство требовать зарплату. А на улицу не хочешь? Тротуары подметать. Так это можно устроить. И никакой оркестр за тебя не вступится. И Михалков факса не пришлёт!

Последние слова Чешков выкрикнул, после чего наступила тишина. Чешков сидел пунцовый,  глядя в окно. Затем он перевёл взгляд на поникшего Игоря — и вдруг неожиданно улыбнулся.

— Игорёк, ну, на фига тебе этот оркестр? У тебя же забойная программа — «Бурлеск». Ведь смотреть — одно удовольствие. Остроумные тексты, шлягеры эти твои старые… Или «Прогулки фраеров». Пожалуйста — скетчи, злободневные интервью. Снимай на здоровье! Что ты норовишь непременно в чужое дерьмо вступить?

Игорь рассеянно кивал головой. Затем сказал:

— Хорошо. Перемонтируем передачу. Только у меня просьба: будете стоять у меня за спиной и показывать пальцем, что убрать. И как убрать, не ломая сюжета… В общем, сделать так, чтобы не было видно купюр. Когда мы сможем это сделать? Только режиссёра пока нет.

— Да хоть сейчас, — развёл руками Чешков. – Бери кассету, посмотрим без режиссёра.

В монтажной он внимательно просмотрел передачу.

— Так, и где будем талию делать? — полюбопытствовал Игорь.

— Ну, вот тут у тебя контрабасист говорит, что судьбу оркестра решают люди, не знающие нотной грамоты. Резковато, на мой взгляд, — неуверенно произнес Чешков.

— Хорошо, контрабасиста выбросим, — ответил Игорь. — Но дальше скрипач филармонии, между прочим, заслуженный артист, утверждает, что ликвидация оркестра — это аборт на девятом месяце. Тоже уберём? А председателя отделения Союза композиторов? Или профессора из Академгородка? Они ведь ещё откровеннее говорят.

— М-да, — неопределенно промычал Чешков. — Что же ты, дорогуша, самого-то Сероштана не записал? Что-то за кадром вякнул невнятно… Надо было и другую сторону выслушать.

— Так записывал, хотел записать. Знаете, что он ответил? Что Михал Михалыч дал ему честное слово. Мол, не будет передачи в эфире. Поэтому и незачем попусту её снимать.

— То есть как? — Чешков наморщил лоб. — Ты не врёшь? А зачем тогда он посылал тебя на съёмки? Мне Горина говорила.

— А это вам, благодетелям нашим, виднее, — язвительно ответил Игорь. — Одной рукой начальству зад моете, другой — челядь по мордам лупите, да на то же начальство цукаете…

— Что он тебя подставлял — это понятно, — не обращая внимания на Игоря, рассуждал Чешков. — Что Сероштану наобещал — тоже нормально. Но почему же он, гад, не дождался сдачи программы и сам не снял её с эфира?

— А чего непонятного? Он передачу не принимал, с эфира не снимал. В случае если, упаси бог, оркестранты выиграют суд, он будет белый и пушистый – а вы в дерьме…

— Я? Нет уж, шиш ему! — Чешков сложил дулю и показал Игорю. — Он всё это заварил — пусть сам и расхлёбывает. Ну-ка, дай сигарету – и пошли в буфет отмечать премьеру! Я угощаю

— Неужели примете? — не веря счастью, спросил Игорь.

— А что такое? — спросил Чешков. — Снято профессионально. Отражает общественное мнение. Смотрится с интересом. А Сероштана я в глаза не видел. И губернатор мне указаний не давал. Это у нас Окурок – ведущий специалист по исполнению указаний. Вот пусть после отпуска и объясняется с начальством. А то нашёл крайнего. Где у тебя микрофонная папка?

Он поставил росчерк на микрофонной папке и протянул её Игорю.

— Живи, родной, пока я тут. Мышкуй от пуза. Окурок вернётся — опять через раз дышать будешь, бедолага.

— А что Михал Михалычу скажете?

— Найду, что сказать, не переживай. Он ещё по молодости любил за чужой спиной спрятаться. Со мной фокус не пройдёт.

Через час ликующий Игорь появился в своём кабинете — там уже сидела режиссёр Илона Викторовна.

— Что это вы отмечали, Игорь? – принюхавшись, полюбопытствовала она. — У нас завтра по графику сдача симфонического оркестра. А я тут разузнала, что Ошкуров, уходя в отпуск, велел Чешкову зарубить передачу любыми путями. Так что давайте на всякий случай закажем перемонтаж. Может, если что-то сократим — удастся отстоять эфир.

— Не будем заказывать перемонтаж. И сокращать не будем, — торжественно объявил Игорь и положил перед ней микрофонную папку. — Принята передача, можно ставить в программу!

Илона Викторович некоторое время разглядывала подпись, покачала головой:

—  Вот вы с кем причащались… И чем же вы его купили?

— Двумя сигаретами и чашкой кофе. Кроме того, непосредственностью и чистотой помыслов, — признался Игорь.

Илона Викторовна подозрительно оглядела его с головы до ног.

— Сигареты и кофе — это я еще пойму, а вот насчет последнего… Тут вас какая-то женщина обзвонилась. Видимо тоже прельстилась чистотой помыслов. Или непосредственностью?

— Какая женщина? — быстро спросил Игорь.

— Не назвалась. Сказала, что перезвонит. Я, чтобы вам не мешать, схожу в библиотеку — посмотрю иллюстрации для риров к следующему «Бурлеску».

Когда режиссер ушла, Игорь сел и уставился на телефон, ожидая звонка. Он снова вспомнил неожиданную встречу с Ингой во время съёмок.

…То, что она смертельно испугалась при виде его, было ясно сразу. Уже ведя машину, она то и дело косилась в зеркало заднего вида — и, наконец, не выдержала:

— Вы что, действительно услали оператора и не собираетесь меня снимать?

— А для чего? — озадаченно спросил Игорь.

— Но вы же ждали меня, оператор навёл камеру…

— И в мыслях не было. Мы снимали совсем другой сюжет. Вы попали случайно, а узнал я вас только, когда вы заговорили. Мы собирались начальника управления культуры снять.

Нет комментариев

    Оставить отзыв