Месяц созревших аржаанов

Моим гидом во время посещения аржаана был Аян Соян, лесничий Барум-Хемчикского участкового лесничества, на территории которого расположен источник. У него за плечами годы службы в армии, он дважды был контрактником, участвовал в боевых операциях на Северном Кавказе, получил контузию, а вот восстановлению здоровья, считает, обязан именно этому источнику.

[quote type=»medium» align=»left»] — Источники — аржааны — могут избавить человека от множества болезней, — уверял меня лесничий. — Они с древних времен находились в очень чистых местах. Человек не смел сделать что-нибудь плохое там, где из-под земли пробилась струя минеральной воды, поэтому всё на этой земле считается священным. [/quote]

 

Название урочища Шивилиг переводится с тувинского как «местность, где много елей». И действительно, здесь, помимо самой распространённой в Туве лиственницы, весьма обширно представлены вечнозелёные и колючие красавицы. Аржаан Шивилиг находится на вершине горы, на отметке около 2 000 метров над уровнем моря. Струи насыщенных радоном родничков вырываются на волю из скальных пород и выносят на поверхность свою влагу, обладающую живительной силой.

Именно сюда в разгар лета устремляются тысячи жителей центра азиатского материка, из Тувы, Хакасии, юга Красноярского края, горного Алтая, Бурятии и даже Монголии, чтобы поправить здоровье как телесное, так и душевное.

На поклон к Белой Таре

Считается, что аржааны, точнее, обитающие рядом с ними духи, могут избавить человека от многих неприятностей. Главное — уметь найти способ задобрить их, попросить выполнить сокровенное желание. Чаще всего общение с невидимыми хозяевами аржаана происходит через самое рослое и мощное дерево. В Туве это, как правило, лиственница.

В урочище Шивилиг растёт одна из особо почитаемых священных лиственниц — Ыдыктыг ыяш. Дерево стоит у истоков радонового источника, и каждый странник, проделавший долгий путь, первым делом проводит у священного дерева обряд «Сан салыры»: традиционное выражение почтения духу — хозяину целебного источника и прочим духам местности. Он просит у них для себя и близких здоровья и благополучия — всё по древним языческим канонам. Обязательно надо прикоснуться с почтением и любовью к священному дереву, чтобы повязать на его ветке свою трёхцветную ленточку — чалама — загадав предварительно желания.

Неподалёку, в тени лиственницы, установлено изваяние буддийской богини по имени Белая Тара. Ей тоже надо выразить своё почтение и хорошенько угостить.

Фото Геннадия Миронова

Ритуал подношения угощения духам аржаана начинается с того, что хан-чаем — свежезаваренным чаем с молоком и солью — брызгают во все четыре стороны света. В одной из двух жертвенных чаш зажигают огонь, который «кормят» лучшей и вкусной пищей со словами благопожелания. Традиционно считается, что духам и хозяину аржаана нравится еда, смешанная из тувинского далгана — просяной муки, мёда, топлёного масла, молока. Если пища жертвенным огнём будет «съедена» без остатка — это хороший знак, значит, лечение будет проходить успешно.

Если священное дерево украшают ленточками, то к ногам Белой Тары обычно кладут кадаки — ритуальные шарфы из лёгкой материи. И только потом приступают к водным процедурам.
Аржаан Шивилиг относится к слаборадоновым. По макрохимическому составу вода классифицируется как гидрокарбонатная магниево-натриево-кальциевая. Наличие кремниевой кислоты предполагает противовоспалительные свойства воды, а присутствие в ней органического углерода свидетельствует о полезности при урологических заболеваниях.

Нет комментариев

    Оставить отзыв