Людмила Титова. Звук.
«О, если б, мог выразить в звуке… »
Самый благословенный звук на Земле – крик появившегося на свет ребенка. Душа родившегося извещает: «Я пришла в мир, я готова выполнить своё предназначение».
Мы живём в мире звуков и главный режиссёр – Природа. До поры до времени природа охраняет душу от «трудных звуков», она позволяет ей взрослеть. Давно один мудрый человек сказал мне:
«Духу Человека – нужно Слово,
Телу – Питание и Движение,
Душе – мелодия».
Тогда я всё это не очень-то поняла, а сейчас, кое-что узнав о жизни, я не только это поняла, но приняла.
Так случилось, что на второй год работы на Красноярской городской студии телевидения мне поручили создание киноочерка о Красноярской краевой службе охраны зрения, о ее корифеях и новаторах – Павле Гавриловиче Макарове (его имя носит сегодня Красноярский глазной центр), Анне Георгиевне Темных, Валерии Васильевиче Соловьеве, Валерии Иннокентьевиче Поспелове – глазных врачах, последователях Владимира Михайловича Крутовского, Михаила Александровича Дмитриева.
Очерк должен был быть показан на I Всесоюзном съезде детских офтальмологов, который проходил в Красноярске. Шёл 1972 год, все киносюжеты в эфире ТВ шли на узкой 16 мм пленке, в основном с закадровым комментарием (звуковой синхронной плёнки выделяли на редакцию крупицы). А здесь предстояло снимать на широкой, 35 мм плёнке, настоящей киношной, со звуком и 2 части, т.е. 20 минут.
У меня сейчас идёт мороз по коже: как я взялась за эту работу.
О том, что у сценария было несколько вариантов – это нормально, о том, что ни о чём другом думать не могла – это тоже нормально, а вот сомнения – это да.
Я работала в редакции пропаганды и по циклу «Здоровье», в основном, с режиссёром Людмилой Николаевной Никоненко, терпеливым, вдумчивым, опытным режиссёром.
Она подбадривала меня и нашла точное режиссерское решение – показать работу учёных, врачей через детали их повседневной, можно сказать, рутинной жизни-работы, и, вместе с тем, были определены съёмки кадров, свидетельствующих о возвращении пациенту способности видеть окружающий мир, такой многообразный, захватывающе стремительный.
Первый вариант дикторского текста был казённым, рваным, совсем не поэтическим. Людмила Николаевна и Вадим Николаевич Фёдоров, который был редактором киногруппы не оставили от него, как говорят, «камня на камне». К достоинствам отнесли одно – «точность и технологическую достоверность материала». Но этого так мало.
Переписывала я дикторский текст много раз. Снова и снова смотрела смонтированный материал. Наконец, дикторский текст прочитан, записан, а тревога, неудовлетворенность – огромны.
И вот мы смотрим очерк впервые с полной звуковой фонограммой. И я узнаю и не узнаю материал. Звукорежиссер Юрий Игнатьев создал то, о чём мы мечтали, задумывая материал. Он подобрал такой звукоряд, такие шумы, такую музыку, что хроникально-документальные кадры и кадры природы, лица радующихся Солнцу людей, выстроились в поэтическое документальное повествование.
Прошло очень много лет с того дня и с успешной демонстрации очерка на съезде, но я помню эти дни ещё как дни, когда я поняла значение и роль звукорежиссёра в создании телевизионного продукта.
Первых звукорежиссёров студии ТВ я лично не знала. Для меня это только фамилии, о которых ходили легенды: Геннадий Ковязин, Иннокентий Тихонович Кокорин, Вадим Андронов.
А вот звукорежиссёров ТВ 70-80гг. знала близко, со многими работала над передачами, ездила на киносъёмки, на ПТС, в студии как редактор и ведущая программ.
Галина Альбиновна Колдунская – Семёнова, яркая, красивая, располагающая к общению женщина была первой, с кем я познакомилась, как со звукорежиссёром на студии ТВ. Она «выдавала» мою первую авторскую программу. Галина Альбиновна окончила Красноярское музыкальное училище и сначала, по распределению работала на радио. Нина Яковлевна Ковязина, главный редактор радио, став первым директором студии ТВ, пригласила Галину Альбиновну на должность первого музыкального редактора и звукорежиссёра ТВ.
Собирая материалы для книги о становлении, развитии и работе коллектива КСТВ в 50-80 годы, я брала интервью у своих коллег, распространила и обработала ответы на вопросы анкет и к этим материалам я возвращаюсь время от времени.
Корр.: Что из первых лет работы на студии ТВ Вам больше всего запомнилось?
Семёнова Г.А.: Дух творчества, желание создать незабываемое зрелище. Красноярская студия жила своё первое десятилетие, не было большой студии, видеозаписи, выходили «живьём». Помню, пригласили на передачу в крошечную, малую студию из района хор и оркестр народных инструментов. Как тогда все разместились в этой студии, уму непостижимо! Телеоператор Александр Барышников буквально «врос в стенку» вместе с телекамерой, чтобы занять меньше места, а ведь хору-то надо было ещё петь, а мне поставить микрофон так, чтобы звук шёл чистый, без накладок. Это была не очень лёгкая задача. Но… все постарались, и передачу даже отметили на летучке.
Тогда на ТВ выступало много известных людей и коллективов.
В августе 1978 года на работу в звукоцех студии ТВ пришла учитель музыки Нина Леонидовна Симонова, учитель музыки, выпускница музыкального училища, она проработала на студии ТВ более 25 лет. Вот некоторые ответы Нины Леонидовны на вопросы анкеты.
Корр.: Каким был первый день на студии ТВ?
Симонова Н.Л.: Очень счастливым.
Корр.: С кем из режиссёров Вам чаще всего приходилось работать? Чем примечательны эти люди?
Симонова Н.Л.: Я на работу в студию, на киносъёмки всегда ходила с удовольствием, во-первых, нравилась сама работа – каждый день всё новое, во-вторых, у нас был очень хороший коллектив.
А режиссёры? Людмила Николаевна Никоненко, Маргарита Григорьевна Абовская, Елена Андреевна Бахирева, Максим Файтельберг – на меня произвели очень сильное впечатление своим знанием работы, умением организовать людей, своей неординарностью мышления. Много работала с Юрием Ивановичем Мячиным – режиссёром от Бога. Совместно были созданы программы «Кунсткамера» — автор Людмила Вахменина, «Русские вечера» — авторы Николай Малашин и Сергей Щеглов. Они чувствовали ритм слова и работа с ними была интересной.
Корр.: Какие программы тех лет Вам помнятся?
Симонова Н.Л.: «49 кадров из жизни фотомастера», «Яков Боград», спектакли «Посох памяти» по Виктору Астафьеву, «Встань и лети» по Корабельникову, «Люди, звери и бананы».
Работа студии ТВ тех лет была очень насыщенной, только по редакции пропаганды шло 6 циклов передач ежемесячно до 5,5 часов вещания: «Депутатская приёмная на телевидении», «Красноярский коммунист», «Здоровье», «Дорогие мои земляки», «Мой край, моя земля», «От имени государства». Озвучивание передач на политические темы имело свою специфику, но звукорежиссёры и с этим справлялись достойно. Чаще других программы на правовые темы озвучивал Юрий Андреевич Поторочин, стаж работы Юрия Андреевича на ТВ около 30 лет.
По профессии Юрий Андреевич – актёр музыкальной комедии, окончил Красноярское училище искусств, прошёл дважды специализацию в Московском институте повышения квалификации работников радио и телевидения. В звукоцех на работу звукорежиссёра пришёл благодаря Галине Альбиновне Семёновой и, как говорит Юрий Андреевич, с удовольствием занимается этим ремеслом.
Поторочин Ю.А.: «Хорошо помню первый день на ТВ. Очень чётко. Я волновался, масса ребятишек (репетировала детская редакция), я был представлен главному режиссёру Маргарите Николаевне Рыбалко, которая, побеседовав со мной, дала добро. Потом было знакомство с местом работы. Это была комнатушка 7-8 м2,с правой стороны большой студии на втором этаже, с окном в павильон, познакомился я и с коллегами. Было тогда 3 звукорежиссёра и 4 ассистента – Валерий Шугалей, Николай Бекетов, Галина Семёнова, Людмила Новопашина, Марина Симонова, Саша Чаусов, Анна Вишня. Коллектив понравился. Уже через месяц я самостоятельно отработал вечер «живого» эфира.
Корр.: Как строился Ваш рабочий день?
Поторочин Ю.А.: С утра, весь день – репетиции, которые вечером в эфире и, примерно, в 1500 репетиция информационной программы «День края» с блистательными дикторами Марианной Кусаковской и Эдуардом Семёновым. Если бы вы знали, как всегда на них было приятно смотреть и слушать. У них такие были богатые голоса. Хотя, казалось бы, что особенного, официальная информация. Ан, нет. «Живой» эфир всегда прибавлял адреналина в крови. А «День края» почти всегда шёл «вживую».
Сейчас в коридорах и холлах студии пустынно, а тогда – с утра до вечера – люди, участники передач. Весёлое, живое, динамичное было время. Это был 13-й год жизни Красноярской государственной студии телевидения, когда я пришёл. Атмосфера была творческая, по большому счёту, поиск, новаторство и чёткая дисциплина. Был творческий подъём. Режиссёр Нина Петровна Бери ставила телевизионные спектакли с участием актёров красноярских театров и это было очень интересно.
Корр.: В 70-80-е годы в студии выступало много музыкальных, театральных коллективов, как строились программы с их участием?
Поторочин Ю.А.:Благодаря режиссёру главной художественной редакции Маргарите Григорьевне Абовской мы были в курсе всех премьер и гастролирующих коллективов. На экранах шли сюжеты, интервью с великими музыкантами, артистами. ПТС выезжала и в театры, и в цеха заводов, и в районные ДК, где выступали гастролирующие артисты. Летом на ТВ шли спектакли и встречи с артистами Ленкома, Сатиры, МХАТа, балетов Москвы и Ленинграда. Многие спектакли были записаны с Маргаритой Григорьевной Абовской. Хорошо помню концерты нашего земляка, великого балалаечника Бориса Феоктистова, квартета имени Бородина Павла Лисициана. Удачными были творческие портреты актёров театра Сатиры: Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, которые мы делали с Максимом Файтельбергом. Это был и праздник, и школа, потому что эти люди эрудированны, воспитаны и профессионалы высокого класса.
Корр.: Какой цикл передач был самым продолжительным у Вас, как у звукорежиссёра?
Поторочин Ю.А.: Около 20 лет шли в эфире «Родники народные», автор и ведущий – интереснейший человек, хорошо знающий Сибирь, фольклор, народные песни – Константин Михайлович Скопцов. 10 музыкальных программ «Бурлеск» — автор Валерий Кузнецов, режиссёр Нелли Лысенко. Там были интересные клипы, снятые в селе, в лесу, на Енисее – все тоже канули в Лету с началом перестройки.
С режиссёром Валерием Толмачёвым и автором Сергеем Герасимовым я начинал делать «Студию-2», с Лидией Рождественской и режиссёром Светланой Тарасовой «Просто женщина».
Кому понадобилось всё развалить? Программы были популярны, их ждали. Их значение трудно переоценить. Коллектив был спаянным, в постоянном творческом поиске, а ответственность коллег и профессионализм – фантастические.
Многие годы Красноярская государственная студия ТВ была одной из лучших в стране. Талантливые журналисты Борис Иванов, Сергей Герасимов, Марк Голубов, Борис Блохин, Антонина Дектерёва, Юрий Хоц, Людмила Титова, Валентина Тарада, Ирина Долгушина, Людмила Черепанова, Людмила Костенко, Сергей Ким, Александр Михайлов, Елена Куницкая, Людмила Вахменина делали потрясающие программы.
Корр.: Кто помогал Вам в освоении профессии?
Поторочин Ю.А.:Чёткая вещательная политика – для телезрителя, серьёзный «разбор полётов», возможность задать вопросы, поделиться своими идеями, проектами, создавали атмосферу поиска, желание думать.
Главные редакторы Борис Сергеевич Иванов, Нина Яковлевна Ковязина, главный режиссёр студии ТВ Маргарита Николаевна Рыбалко, директор студии ТВ Григорий Григорьевич Мелехин – были очень требовательны, и они имели на это право не только по должности, но и огромное личностное моральное право, они многое умели сами, не боялись новых идей, уважительно относились к каждому, у каждого из нас было право на ошибку, но мы старались их не совершать. Создание передачи – труд коллективный. Все, кроме ведущего и участников – действующие лица за кадром.
Работа на ТВ, как никакая другая, учит коммуникабельности и постоянной потребности в расширении кругозора. Работа с режиссёрами Маргаритой Рыбалко, Ниной Бери, Тамарой Степановой, Нелли Шинкоренко, Елизаветой Фёдоровой, Ириной Шаманской, Нелли Гудовской дала мне очень много как человеку, я учился у них общению с людьми. Со временем я освоил технику звукозаписи с помощью Дмитрия Ухлова и Сергея Дурасевича (звукорежиссёров Радио) и получил «Добро!» от самого Моисея Гуревича, главного музыкального редактора Радио. Это позволило мне в течение более 15 лет заниматься записями таких программ как «Песни над Енисеем», «Товарищ песня», «Юрмала», концертов симфонического оркестра. Более 30 программ было записано для ЦТ. Работала наша группа и на «Олимпиаде-80». Правда, в те дни Москва прощалась с Владимиром Высоцким и мы, звукорежиссер Николай Бекетов, телеоператоры Виктор Елизарьев, Александр Жмуров, Евгений Дятлович, Александр Барышников простились с ним только на кладбище. Вот такая жизнь – всё вместе – и радость, и горе.
Звукорежиссёры живут в особом мире. Он для них непрерывная симфония жизни – многоголосье лесов и эхо гор, незабываемые голоса певцов и сольные партии инструментов, какофония шумов города и тишина подземелий.
Когда бы я ни заходила в комнату звукорежиссёров – они в наушниках, крутятся магнитофоны, стопка коробок с магнитными плёнками, заботливо приготовленными заведующей фонотекой, Клавдией Николаевной Номировкиной по заказу звукорежиссеров. Звукорежиссёры сосредоточенно слушают, что-то отмечают в сценариях. Я всегда поражалась и поражаюсь до сих пор их способности точно соотносить видеоряд со звучанием отдельного музыкального фрагмента пьесы, а иногда и симфонии. Какие надо иметь особые фильтры, чтобы извлечь из собственной головы, этого уникального компьютера, тот единственный звук, шум, мелодию, что требуется именно сейчас, сию минуту. Это непостижимо. А ведь ещё надо «не потерять» живой звук, который рождается сию минуту, в студии.
Как-то я задала не совсем корректный вопрос Николаю Николаевичу Бекетову, многие годы главному звукорежиссёру студии ТВ, у которого 24 февраля 2012г исполнилось 50 лет работы на студии. Сколько мелодий музыкальных произведений хранит твоя память? Николай Николаевич задумался: «Трудно сказать, но, думаю, миллион-то будет», — потом засмеялся: «Не знаю. Я ведь серьёзно занимался музыкой с самого начала. После института собирался поступать в консерваторию на музыковедческое отделение. Я читал много книг, разбирал ноты. А знаете, как читал? Например, читаю дневники Балакирева, а там по дням он называет отдельные произведения, которые он или разбирал, или слушал, и я вслед за ним нахожу эти произведения и слушаю. И так я поступал, когда читал биографии, переписку или дневники других композиторов, певцов. У меня серьёзная подборка музыковедческой литературы, пластинок, а теперь и дисков. Это очень увлекательно. И не пошёл-то я в консерваторию из-за музыки, из-за студии ТВ. Да, да. На нашем радио и фонотеке ТВ были феноменальные записи. Я как стал слушать… И всё…погиб».
Николай с детства любил музыку. Отец играл на аккордеоне, а ему купили баян. И он стал подбирать мелодии, а потом и учиться играть. Николай Николаевич закончил академию Искусства и культуры в Улан-Удэ. Его специальность – дирижёр самодеятельного оркестра народных инструментов. На государственном экзамене «сдавал» баян. Выдержал на «отлично», он и сейчас не расстаётся с баяном, с помощью компьютера делает аранжировки музыкальных пьес.
Есть несколько аспектов в работе звукорежиссёра. Подбор звукового сопровождения к кино — и фотосюжетам, работа в студии, стационары с дикторами, ведущими, выступающими и выдача программ в эфир, здесь же студийные спектакли и концерты.
Кроме самого цеха, где прослушиваются и подбираются звуки, основное место работы звукорежиссёра – это большой павильон студии и звуковой пульт, магнитофоны. Кстати, последние менялись с развитием ТВ, и всё приходилось осваивать в короткие сроки.
Особый случай – работа звукорежиссёра на ПТС, передвижной телевизионной станции, когда идёт спортивное событие, демонстрация, концерт «вживую». ПТС – это всегда неизвестность, непредвиденность, причём, двойная непредсказуемость и самого события, и работы аппаратуры. Например, во время хода шествия на демонстрации колонна одного предприятия задержалась, а в вагончике комментатор должен говорить именно об этом предприятии, называть имена передовиков, показатели трудовых побед, а колонны всё нет и нет в кадре, и тогда по команде режиссёра звукорежиссёр убирает звук из комментаторской кабины, телеоператоры показывают панорамы площади, города, а звукорежиссёр выдаёт резервную песню, причём так микширует звук в начале и конце, что телезритель думает, что так и надо. Накладки нет, звукового провала тоже.
В этой ситуации, да, вообще, в работе на ПТС важна слаженная работа звукорежиссёра и инженера ПТС по звуку.
Студийным режиссёрам повезло: на протяжении десятков лет инженером ПТС по звуку был и остаётся Сергей Замаратский, асс своего дел, отдавший телевидению 47 лет. На студии уже пятое поколение ПТС, сейчас цифровая, но Сергей и эту знает назубок. Спокойный, выдержанный, знающий специалист, о таком коллеге может только мечтать любой звукорежиссёр.
Разговаривая с коллегами, я всегда задавала вопрос: какие встречи на ТВ и с кем им особенно памятны? И всегда ответы были интересны не только психологически, но информационно познавательны применительно к оценке характера вещания, времени и личностей.
Бекетов Н.Н.: В 60-е годы на меня незабываемое впечатление произвел баянист Юрий Казаков. Он играл обработки русских песен, музыку русских, зарубежных композиторов. Таких выступлений сейчас не увидишь ни на одном канале ТВ.
Помню выступление Аллы Пугачевой. Это конец 70-х. Тогда она еще была никому не известная певица. Наше руководство долго решало: быть ей в эфире или нет. Дело в том, что песню «Арлекино» она пела в соответствующем костюме, а это в то время в СССР было не принято. И, всё-таки, Алла Борисовна была в тот раз в эфире и живьём. В дальнейшем, Пугачева в Болгарии получила первую премию именно за исполнение этой песни.
В Красноярске первым из звукорежиссёров я записывал Дмитрия Хворостовского. Дима исполнял русские романсы, а его педагог, Екатерина Константиновна Иоффель очень волновалась. Но всё получилось хорошо. В дальнейшем, в Красноярске для РТР была записана с Дмитрием Хворостовским опера Верди «Травиата».
Для меня были знаменательны встречи и записи композиторов Эдуарда Колмановского, Андрея Петрова, Владимира Фельцмана – личностей ХХ века, людей высокой культуры и нестандартного мышления, сюда бы я отнёс выступления на ТВ Иннокентия Смоктуновского, Андрея Миронова, Юрия Богатырёва, Ии Савиной.
Корр.: А как Вам работалось с местными композиторами?
Бекетов Н.Н.: Здесь был сделан большой задел Моисеем Гуревичем, главным редактором художественных и музыкальных программ Красноярского Радио. Александр Злобин, Сергей Трусов, Николай Черемных, АлександрШемряков уже были знакомы красноярцам. Я с удовольствием работал с ними ВСТАВКА Работа наша требует внимательности, аккуратности, абсолютного внимания требует от звукорежиссёра и звукооператора работа при киносъёмках на натуре: в больничной палате, заводском цехе, на спортивной арене. Здесь необходимо чисто записать не только интервью, комментарии ведущего, но и шумы, звуки, которые потом перенесут телезрителя на место съёмок, например, в ночь, в поле, где работают на уборке комбайны, или к плотине, где бушует проран. Эту работу мастерски делали Виктор Билецкий, Александр Чаусов, Олег Жигачёв, Юрий Игнатьев, Борис Кабатов, Анатолий Гнездилов Валерий Шугалей, у которого в то время была лучшая в городе фонотека современной советской и зарубежной музыки, что было большой редкостью.
Корр.: Николай Николаевич, Вы до сих пор работаете. У Красноярской государственной студии ТВ, практически, нет оригинального вещания, в чём заключается Ваша работа?
Бекетов Н.Н.: Нас сейчас работает трое, работаем посменно по 12 часов: выдаём круглосуточно «Вести», очень редко выезжаем на ПТС. Теперь за запись концерта или спектакля нужно платить безумные деньги, не то, что раньше, а денег нет.
В связи с тем, что ТВ перешло на цифру, оцифровываю фонотеку. Работы хватает, но очень скучаю «по настоящей работе» — когда мы на ТВ создавали оригинальные большие передачи с Маргаритой Абовской, Максимом Файтельбергом, Маргаритой Рыбалко, Еленой Бахиревой, Людмилой Никоненко, Галиной Черниченко, Нелей Лысенко, Ниной Ивановой, Еленой Терских.
Корр.:Николай Николаевич, в августе у Вас семидесятилетие, как думаете отмечать?
Бекетов Н.Н.: Не знаю ещё. Думаю сделать на даче фотовыставку. Такую фотогалерею. Я ведь очень много снимал и снимаю. Потом ещё фильм о звукоцехе, о коллегах. Конечно, это потребует много времени, но, всё-таки, думаю это сделать.
Любой телевизионный продукт – это творческая работа людей многих должностей и специальностей, подавляющее большинство из них телезритель не видит, они за кадром. К разряду «невидимых» относятся и звукорежиссёры. Но как важно, чтобы их работа была профессиональной.
Мне повезло, в мое время на ТВ работали творческие, самоотверженные звукорежиссёры, влюблённые в свою работу. Звук без помех, чистый звук, глубокий звук, душевная мелодия – это из характеристик и оценки их работы в эфире.
из книги «Секунды и десятилетия» (о становлении и развитии и людях
Красноярской краевой государственной студии телевидения в 50-80-е годы).