Людей объединяла церковь
Харитинья Никитична была глубоко верующим человеком. Ей выпала тяжелая судьба. Трое ее сыновей погибли в Великую Отечественную войну. Так и не оправившись от неизбывного горя, мать ушла вслед за сыновьями. Скончалась Харитинья Никитична на 58 году жизни, в 1951-м.Ее младший сын Василий, единственный, оставшийся в живых, через три года поступил в военное училище и уехал из родительского дома. Когда приезжал в отпуск, всегда видел образ на старом месте.
После смерти отца, участника Первой мировой войны, по преданиям, полного Георгиевского кавалера Николая Михайловича Осетрова, Василий Николаевич взял икону себе.
Уйдя в отставку, подполковник В.Н. Осетров вернулся в родное село и подарил икону Сухобузимскому краеведческому музею. Там она и хранится в настоящее время.
Еще одна икона — святых мучеников Флора и Лавра — предположительно, тоже спасенная из Троицкой церкви, хранилась ранее в Сухобузимском краеведческом музее, а затем была передана в возрожденный приход. В 2012 году настоятель приходов Большемуртинского и Сухобузимского районов протоиерей Сергий Рыжов передал ее в «Касьяновский дом» — Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края.
Ограда с ажурными решетками
В 1907 году территорию церкви обнесли каменной оградой с красивыми коваными решетками, в 1908 году выкрасили ее под цвет кирпича.На постройку изгороди потрачено 5000 рублей. По тем временам это довольно большие деньги. Скорее всего, они или пожалованы состоятельным благотворителем, или же прихожане собирали по копеечке несколько лет. Для сравнения: годовое жалованье священника составляло 300 рублей, псаломщика — 100 рублей. За 1909 год в приход поступило доходов: свечного 779 руб. 37 коп, кружечного и кошелькового 70 руб. 23 коп, пожертвований деньгами 22 руб. 35 коп. Израсходовано 1099 руб.14 коп. К 1 января 1910 года осталось наличными 134 руб.48 коп.
Ограда церкви была большой. Старожил Вениамин Викторович Вишняков показывал мне эти владения. Они включали в себя территорию, где сейчас стоит районный Дом культуры, с западной стороны – детскую библиотеку ( снесенную недавно) и братскую могилу дружинников, погибших в боях с колчаковцами.
В восточной части находился церковный погост. Сейчас там растет трава, и ничто не напоминает о древних надгробиях. В этом месте устраиваются различные аттракционы при праздновании Масленицы или Хлебного Спаса. А в 60-е годы прошлого века при рытье котлована под Дом культуры строители то и дело натыкались на старинные захоронения. Находили останки людей и во время строительства дороги, прокладки водопровода, теплотрассы и канализационного коллектора по улице Ленина. Однажды, лет 20 назад, к нам в редакцию рабочие принесли череп человека, найденный в траншее. Судя по коричневатому цвету, он пролежал в земле не одно столетие.
К юго-востоку от церковной ограды (там, где сейчас спуск к навесному мостику через Бузим) проходили сельские ярмарки. В церковном дворе стояла сторожка и амбар.
Кроме усадебной земли церковь имела лесную дачу, 4 десятины пашни и 53 десятины сенокосных угодий, отведенных землемером Ведерниковым в сентябре 1866 года.
В 1909 году священник жил в общественном деревянном доме, но он был ветхий, для житья неудобный. Прихожане постановили в недалеком времени приступить к постройке нового дома. Вероятно, это намерение было осуществлено. Многие сухобузимцы помнят: наискосок от церкви стоял добротный дом настоятеля. Когда семью батюшки выгнали, постройка еще долгое время использовалась под учреждения. Многие годы она служила офисом сберкассы, а потом там разместили классы начальной школы. В 90-е годы дом снесли. На этом месте возведен спортивный зал.
Больше на территории прихода церквей не было. Жители Воробино на литургии приходили в Сухобузимскую церковь, повседневные молитвы совершали в часовне во имя Святителя и чудотворца Николая. Строение было старое, никто не знал дату его возведения. По некоторым сведениям, построено было в XVIII веке.
Три главных события
Кроме богослужения и надзора за христианским поведением прихожан на церкви лежала обязанность заполнять акты гражданского состояния. Три главных события в жизни человека — рождение, бракосочетание и смерть — регистрировала церковь. Служители прихода записывали сведения в метрические книги, а также занимались решением вопросов, связанных с разводами. Таким образом они исполняли работу нынешних ЗАГСов.В церкви с 1802 года бережно хранились метрические книги. В целости и сохранности находились и исповедные росписи, тоже с 1802 года.
В обыскной книге для всех сословий под №3884, «выданной Енисейской Духовной Консисторией 13 мая 1909 года за шнуром и печатью, писано 7 стр. а не писано 193 стр.»
Аккуратно заполняются и описи церковного имущества. Благочинные отмечали, что духовенство несло свои обязанности «ревностно и неленостно».
Я посмотрела метрическую книгу 1909 года, находящуюся в Сухобузимском архиве (Ф.Р.47. Оп.1. Д.68 л.77-103). Хотелось узнать, сколько детей родилось в этом году. Но, когда в архиве формировали дело, листы были подшиты не очень аккуратно, не всегда последовательно. Нельзя быть уверенным, что все они сохранились, поэтому число рождений я не стала подсчитывать. Но интересных сведений почерпнула много.
Например, нашла подтверждение того, что православные приходы хоть и не крестили деток из семей иных вероисповеданий, но аккуратно записывали их в ведомость. Так, первый мальчик в книге 1909 года записан 7 января. Под именем Давид. Родился у крестьянина деревни Ковригиной Давида Савельевича Станкевича римско-католического вероисповедания.
А первую девочку, родившуюся в этом году, отец, акцизный надсмотрщик Василий Тимофеевич Матонин, назвал Татьяной. Имена выбирали по Святцам: Петр, Михаил, Иван, Афанасий, Мария, Агния, Зоя.
Крестьянин деревни Воробиной Тимофей Николаевич Воробин дочь назвал Домникой.
Из метрической книги можно узнать и имена людей, ходивших по нашим улицам 100 лет назад. Было несколько династий Матониных, Вохминых, Першиных, Осетровых. Жили Романовы, Тарасовы, Кравченко, Кудрявцевы, Емельяновы. В Воробино наиболее распространенными фамилиями являлись Киселевы, Ноздрины, Кузнецовы, Журавлевы. В основном русские, но встречались польские и украинские фамилии.
Большинство крестьянских семей были многодетными. В церкви, естественно, крестили детей и других сословий. Например, 21 января 1909 года у аптекарского помощника Виктора Моисеевича Кри…? ( фамилию не удалось разобрать ) родилась девочка. Ей дали имя Агния. Восприемниками новорожденной стали красноярский мещанин и жена учителя.
30 апреля в учительской семье, у Григория Никитовича и Пелагеи Антоновны Итыгиных , родилась дочь Зоя. Ее крестными записаны врач 3-го врачебного участка Владимир Попов и дочь коллежского секретаря Фаина Витальевна Ляшевская (Лятевская? Написано неразборчиво).
В январе окрещено 9 деток. В другие месяцы – поменьше. А в августе и сентябре крещений не было. Значит, не случилось в эти месяцы прибавлений в семействах.
Оказывается, в Сухобузимской церкви крестили своих наследников и лица, проживающие в других волостях. В мае сюда принесли свою дочь учитель Канского городского училища потомственный почетный гражданин Федор Федорович Евтихиев и его законная супруга Мария Моисеевна. Возможно, они приехали из Канска к родственникам, здесь и появилась на свет их девочка. При крещении она получила имя Мария.
Кстати, в метрической книге немало пометок более позднего времени. Их делали сотрудники ЗАГСа, когда на основании церковных записей выдавали сухобузимцам свидетельства о рождении. Первые документы оформлены в 1930-х годах. Более поздние — в 1950-70-х. А одно свидетельство было выдано спустя 80 лет со дня рождения. Вот такую хорошую службу спустя десятилетия сослужила аккуратность дьячка.
Своих не бросали
Штат церкви состоял из двух человек – священника и псаломщика. Так совпало, в 1909 году здесь служили два молодых человека. Священнику Григорию Васильевичу Климовскому исполнилось 25 лет. Он родился в священнической семье Василия Григорьевича Климовского в 1884 году. После духовного училища поступил в Красноярскую духовную семинарию и окончил ее в 1905 году. В том же году епископом Евфимием рукоположен в сан священника к Яланской церкви Енисейского уезда. 16 октября 1909 года по прошению перемещен в Сухобузимскую Троицкую церковь.От 3-го благочиния церквей Енисейского уезда был депутатом пяти общеепархиальных съездов. 14 декабря 1909 года избран в члены ревизионного комитета епархиального женского училища.
В Сухобузимское молодой батюшка прибыл с супругой Евлампией и трехлетней дочерью Ниной. Вскоре в семье родилась еще одна девочка, ее нарекли Тамарой.