Людей объединяла церковь
Каменная Троицкая церковь была заложена в 1793 году по грамоте Преосвященного Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского. Это была не первая церковь в селе. Прежняя, деревянная, либо сгорела, либо обветшала, либо стала просто мала. Поэтому прихожане обратились в Тобольскую епархию за разрешением возвести каменный храм. Почему прошение ушло в Тобольск? Просто Красноярская (Енисейская) епархия в то время еще не была учреждена. Храмы Приенисейской Сибири (соответствует территории будущей Енисейской губернии) относились к Тобольской, позже к Иркутской и Томской епархиям. Первая православная епархия на берегах Енисея появилась 25 мая 1861 года.В каком именно году впервые открылся приход в Сухобузимском — неизвестно. По документам, хранившимся в церковных архивах, очевидно, что в 1767 году церковь уже существовала. Подтверждением тому может служить и сохранившаяся ведомость Тобольской епархии от 1781 года. В ней — 74 прихода Приенисейской Сибири, в их числе Сухобузимский Троицкий. Он был в ту пору уже довольно большим: население составляло 1367 душ обоего пола. Кстати, в этом списке есть Атамановский, Кекурский, Подсопочный и Нахвальский приходы.
Двухэтажное здание Троицкой церкви сложено из кирпича на известковом растворе. Снаружи и изнутри отштукатурено. Лет сорок здание стоит без крыши, но ни снег, ни дождь, ни ветер не могут порушить стены. Под открытым небом еще держится штукатурка, а кирпич и раствор не разобьешь и молотком. Строили наши предки на века.
В восточной части — полукруглая алтарная апсида с тремя оконными осями на первом и втором этажах, далее храмовый четверик и трапезная. Архитектурная композиция типична для сибирского барокко. Специалисты отмечают редкое декоративное убранство фасадов.
Даже сейчас, спустя 200 лет, когда от прежнего великолепия остались руины, можно полюбоваться прекрасно оформленными оконными проемами овальной формы, выложенными из кирпича.
На первом этаже было рамочное обрамление с оригинальными дугообразными «ушами». Но оно почти не сохранилось. Зато отчетливо видны великолепные украшения проемов второго этажа — с использованием «S»-образного мотива и омегообразными «бровками». Они также обведены декоративным пояском в виде пунктирной линии.
Венчало прекрасное белое здание высокая каменная колокольня. Звон колоколов, в престольные праздники созывающих прихожан на службы, был слышен и в Воробино.
Престолов в храме было два: нижний теплый во имя Святой Троицы, верхний холодный — во имя святых апостолов Петра и Павла.
Троицкий придельный храм на первом этаже здания, по одним сведениям, освящен 30 июня 1801 года, по другим – в 1802 году. Придел Петра и Павла строили еще несколько лет. Исследователи утверждают, что 30 апреля 1817 года крестьяне села Сухобузимского обратились к духовным властям с прошением об освящении выстроенного здания. При этом они сообщали о завершении работ по внутреннему обустройству церкви: о готовности иконостаса и наличии полного комплекта церковной утвари.
В 1874-1875 гг. подрядчиком, красноярским мещанином Николаем Козловым, был выполнен ремонт здания. А в 1891 году для более удобного входа в храм верхнего этажа к западному фасаду было пристроено новое крыльцо.
По воспоминаниям старожилов, внутреннее убранство церкви было очень красивым. Главным украшением служил иконостас. Стены расписаны библейскими сюжетами. Кое-где и сейчас сохранились фрагменты живописи.
Но, оказывается, в храме имелись не только иконы. В книге доктора искусствоведения, профессора кафедры отечественной истории исторического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Нионилы Николаевны Исаевой «Деревянная скульптура и орнаментальная резьба иконостасов Приенисейского края XVIII-XIX вв.» (издана в Красноярске в 2000 году) я нашла упоминание о скульптурном образе, находящемся в Сухобузимской церкви.
Автор сообщает, что в 1864 году в ходе поездки по епархии первый епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев) посетил Троицкую церковь села Сухобузимского. После осмотра храма в путевом журнале оставлена запись:
«Сухобузимская церковь требует многих исправлений. На паперти резное Распятие, которое архипастырь разрешил внести в церковь» (ГАКК.Ф.796.Оп.1.Д.4301.Л.13 об.,32.).
Автор делает вывод: «Забота, проявленная епископом Никодимом в отношении вынесенного на паперть резного Распятия Сухобузимской церкви, дает дополнительную характеристику лояльности этого епископа в отношении целого ряда местных традиций. При нем делались замечания о грубости письма некоторых икон, но разорения иконостасов и удаления резных образов из храмов не наблюдается».
Вообще-то скульптуры в церкви встречались не часто. К тому же, некоторые изымались из интерьера. Очевидно, те, что отличались грубой работой, искажали образ. Синод не раз и не два издавал в отношении них запретительные Указы. Вот и по распоряжению епископа Енисейского и Красноярского Тихона (служил в 1886-1892 гг.) в целях попечения о «церковном благолепии» и в связи с новым развертыванием миссионерской деятельности, борьбы с расколом и ересями в конце XIX века резные изображения святых частично были изъяты из храмового употребления. Скульптуры поместили в церковные кладовые, на чердаки и в часовни.
Не известно, какая участь постигла Распятие, которое уже находилось в нижнем храме Троицкой церкви.
А то, что оно к этому времени сохранилось, свидетельствует сообщение из неофициального отдела журнала «Енисейские епархиальные ведомости» за 1894 год (С.215). В Отчете о поездке епископа Александра по центральным и южным округам епархии в 1893 г. указано, что в селе Сухобузимском Красноярского уезда «владыка увидел резное изображение распятого Спасителя, окаймленное деревянным кругом. Подобное изображение было встречаемо и в других церквях. Видно, что в Енисейской епархии любят эти изображения распятого Спасителя, но, к сожалению, эти изображения большею частью находятся не на подобающем месте, а стоят в трапезе и около почти задней стены». Цитату из этой статьи приводит в своем труде «Деревянная скульптура…» профессор Н.Н. Исаева.
Редкие резные деревянные изображения в начале XX века перешли в разряд церковных древностей. В 1907-1912 годах часть их передана в Красноярский городской музей.
Резное распятие из нашего храма, видимо, постигла печальная участь большинства других предметов церковного убранства. А, может быть, оно каким-то чудом и сохранилось…
Кстати, в книге профессора Н.Н. Исаевой я обнаружила не только даты визитов двух епископов Красноярских и Енисейских в Сухобузимское, что само по себе было очень важным событием в жизни прихода. Архиерей Никодим (в миру Никита Иванович Казанцев) прослужил на кафедре 9 лет (1861-1870 гг.) и дважды полностью объехал епархию. Александр (Богданов) управлял епархией всего 2 года (1892-1894 гг.), но тоже успел посетить наш приход.
В «Деревянной скульптуре…» приводятся и другие интересные факты из истории наших сел, ранее не известные.
Оказывается, в 1845 году для только что отстроенной каменной Кекурской Пророко-Ильинской церкви был куплен великолепный иконостас работы известного мастера Ф.Т. Ушакова. Прежде он украшал собою Покровскую церковь города Красноярска. В настоящее время Свято-Покровский кафедральный собор — памятник архитектуры XVIII века, старейшее из сохранившихся каменных зданий Красноярска. Заложен в 1785 году. Искусствовед цитирует опись церкви 1803 года, хранящуюся в ГАКК: « пятиставный в семь осей «иконостас в оной церкви гладкий, покрыт зеленою по золоту под мрамор краскою, по некоторым местам с резьбою. В нем царские врата резные позолоченные. На оных (образа) Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов написаны краскою в клеймах. Сверх оных сияние со Святым Духом…Сверх иконостаса распятие Господне с предстоящими обрезное».
Рассказывая о художественных ценностях Богучанской Никольской церкви, Н.Н. Исаева отмечает, что в 1866-1867 гг. расчистку и поновление иконостасов в ней выполнял безграмотный крестьянин села Подсопочного Сухобузимской волости Леонтий Ефимович Янов. По контакту от 31 декабря 1866 года он должен был «Перечистить иконы в иконостасах (помета епископа Никодима — «Если не умеет, пусть не берется. Сначала пусть на одной покажет»), покрыть их лаком, иконостасы с задней стороны выкрасить приличной краской (помета епископа Никодима – «посветлее»).
Наш земляк подрядился также отремонтировать кровлю, изготовить водосточные желоба и трубы, побелить храм снаружи и внутри, сделать шкафы в алтаре и поправить церковную ограду. Видимо, народный умелец обладал, говоря современным языком, несколькими смежными профессиями, мог выполнять, столярные, жестяные, малярные и плотницкие работы. Сумма контракта составила 918 рублей. Как оказался ремесленник на Севере – неизвестно.
В 1930-х годах семья уроженцев Сухобузимской волости Яновых раскулачена и выслана на Север, в Маковское. Яков Никитич Янов обвинен ОГПУ в «контреволюционной деятельности, репрессирован. Возможно, это потомки умельца, приводившего в порядок храмы. Яновы жили в Подсопках до 70-х годов.