Людей объединяла церковь
- Конкурс Красноярские перья 2014
- Номинация «Журналистское расследование»
105 лет назад (в 1909 году) в Сухобузимском приходе, который включал в себя село Сухобузимское и деревню Воробино, проживало 1907 человек православного населения. Причем мужчин было немного больше, чем женщин – 994 и 913 душ соответственно.
Старообрядцы держались особняком
С прихожанами мирно соседствовали представители других вероисповеданий: иудеи, католики, но их было немного. Евреев больше, чем поляков.Особняком держались 5 семей старообрядцев. 28 человек, 14 мужчин и столько же женщин. В каком же из этих двух населенных пунктов проживали приверженцы старой веры – выяснить пока не удалось.
Каким образом оказались в Сибири? Или принудительно высланы, или сами отправились из европейских губерний (возможно, из-под Архангельска или Санкт-Петербурга) в далекие таежные места, чтобы сохранить веру и, по возможности, распространить свое влияние. Старообрядчество делится на два направления — поповское и беспоповское.
Поповцы признавали таинство священства и церковную иерархию. Богослужение у них отправляли священники, переходившие к старообрядцам из официальной церкви.
Беспоповцы отвергали священников и ряд таинств. В результате социальных и религиозных противоречий у них образовался ряд толков и согласий – поморы (поморцы), федосеевцы, филипповцы, нетовцы, дырники, представители страннического толка. В Сухобузимском проживали поморы.
Таинства (крещение младенцев, совершение браков, исповедь) у раскольников поморского толка исполняли миряне (духовные наставники). Их имена поморы держали в тайне. Для молений во главе с наставником собирались в одном из домов. Сюда не могли проникнуть посторонние: помещения запирались и охранялись караульными.
Кстати, 7 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и, в частности, гласил: «Присвоить наименование старообрядцев взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам». Он дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины.
Дома стояли вдоль Бузимов
В Сухобузимском в 1909 году стояло 200 домов, в Воробино – 122.Подворья в селе располагались вдоль рек Большой и Сухой (Малый) Бузимы. Если сейчас проехать по исторической части села, то самые старые дома вы найдете на улицах Пушкина, Сурикова, Южной, Песочной, Памяти 4 Борцов, Набережной. Постройки, срубленные до Первой мировой войны, сохранились и в начале улиц Комсомольской, Ленина, Советской, Калинина.
Богатым убранством отличались купеческие дома. Некоторые были в два этажа. К настоящему времени сохранился только один такой, его называют домом купца Седельникова (на улице Комсомольской), построен в 1890 году. В 1909 году церковно-приходское попечительство возглавлял 47-летний крестьянин Василий Александрович Седельников (Сидельников). Он жертвовал на нужды церкви немалые суммы. Вскоре общество выбрало его и старостой церкви, что свидетельствует о большом к нему уважении. Не Василию ли Александровичу принадлежал этот необычный особняк?
Прекрасные, высокохудожественные образцы деревянных кружев украшают старинные дома. Они сохранились до наших дней. К сожалению, некоторые держатся буквально на ниточке. От времени произведения народных умельцев разрушаются, и никто не предпринимает мер к их сохранению…
В Сухобузимском проживало православных 1206 человек, в Воробино – 673. В среднем семья состояла из 6 едоков. Но в некоторых домах было по 6, 8 и даже 12 детей.
Большинство прихожан составляли крестьяне – 702 в Сухобузимском и 448 — в Воробино. И в том и другом населенном пункте обосновалось довольно много поселенцев – всего 557 душ. Проживало также 24 семьи военных – 124 человека.
Еще 29 человек (6 семей) относилось к мещанскому сословию. Среди них ремесленники, мелкие торговцы, домовладельцы. Чаще всего в мещане выходили вчерашние крестьяне, отслужившие рекрут и имевшие капитал не менее 500 рублей. Звание это было наследственным.
В 4 дворах проживали духовные лица – всего 17 человек. Это семьи священника, псаломщика, заштатные и сиротствующие.
Наверное, где-то в центре располагалось волостное правление и призывной пункт. Правление выполняло административно-полицейские и фискальные функции, доводило до крестьянского населения волости указы, постановления, решения, распоряжения вышестоящих административных, судебных и полицейских учреждений.
С 1888 года в Сухобузимском действовал сельский банк, где каждый желающий мог получить ссуду. С 1902 года осуществлялись почтовые операции. Однако почтово-телеграфное отделение возникло позже — в 1915 году. Имеется в селе и больница. В нее приезжают крестьяне со всех окрестных сел и деревень, а также из Частоостровской, Погорельской волостей.
Необходимые для жизни товары жители покупали в местных магазинах. К услугам любителей пропустить чарочку — питейные дома.
Крестьяне занимались хлебопашеством. Естественное плодородие земель позволяло получать хорошие урожаи. Зерно и муку вывозили за пределы волости – по реке Енисей и Енисейскому тракту. На Сухом и Большом Бузимах стояли водяные мельницы.
Кроме озимой и яровой пшеницы, ржи, овса, ячменя, гречихи крестьяне сажали картофель, капусту, сеяли морковь, лук, чеснок, огурцы, бобы, горох, брюкву, свеклу, репу. Разводили скот и лошадей. Излишки продукции возили в Красноярск на ярмарку.
Имелись в селе и мастеровые – каменщики, столяры, кузнецы, плотники, пильщики.
Арифметика и Закон Божий
Многие крестьяне знали грамоту, потому что уже 45 лет в Сухобузимском действовало сельское училище Министерства просвещения. 14 сентября 1909 года оно стало двухклассным. В школу отдавали преимущественно сыновей. Считалось, что для девочек, будущих мам и хозяек, грамота не так важна. В 1909 году в первом классе было 80 учеников, 60 из них – мальчики, во втором классе — 15 мальчиков и 4 девочки.Заведует училищем и одновременно работает учителем выпускник Красноярской учительской семинарии Григорий Никитич Итыгин. Во втором отделении учителем состоит дочь инспектора народных училищ Зинаида Дионисьевна Тофт. Она окончила курс Красноярской женской гимназии. Учит детей грамоте и супруга директора Пелагея Антоновна Итыгина, получившая образование в городе Енисейске, в училище при Иверском женском монастыре. В этом училище обучались девочки из семей духовного звания и других сословий. Их обучали не только Закону Божию, но и арифметике, географии, истории, русскому, старославянскому языкам, чистописанию и пению.
В Воробино также есть государственное училище, открытое в 1898 году, обучается 35 человек, 30 мальчиков и 5 девочек. Учителем служит выпускник Красноярской учительской семинарии Иван Яковлевич Федотов. Священник является законоучителем обоих учебных заведений.
Местные жители все больше приобщались к чтению. Если раньше библиотека была только в церкви, то с 1903 года открыла двери общественная читальня.
В церковной библиотеке по описи 1909 года всего названий 76, а томов 213. Обычно в приходах собирали литературу не только духового содержания. Крестьяне брали в церкви Священное писание, писания святых отцов, а также книги поучительного содержания, исторические. Священники выписывали и периодические издания: «Христианское чтение», «Православный собеседник», «Руководство для сельских пастырей», «Странник», «Православное обозрение», «Енисейские епархиальные ведомости».
Белокаменная красавица
Центром жизни сельского общества была церковь. Она объединяла людей всех сословий, старых и молодых, богатых и бедных, грамотных и неграмотных. В церкви все были равны: стояли плечом к плечу на службах, во время исполнения христианского долга исповеди и святого причастия.Величественный храм был, разумеется, выше всех строений, имеющихся в селе. Его было видно отовсюду. Стоял на возвышенности, на террасе реки Сухой Бузим, в самом пригожем месте.