Катастрофа, которой нет

Нам бы хотелось, чтобы это произошло как можно раньше, пока ещё живы очевидцы, пока не украли последние таблички с именами погибших детей, пока о них ещё кто-то помнит.


Уважаемые читатели!

Если кто-то был очевидцем этой страшной катастрофы и может пролить хоть какой-то свет на эту историю, если ваши родственники или знакомые ехали в данном поезде, пожалуйста, позвоните в редакцию  icon-phone  2-918-918, пишите  icon-envelope-o  svetahustik@yandex.ru


 

Комментарий специалиста

— В 1959 году Красноярской железной дороги не существовало в принципе. Она принадлежала Восточно-Сибирской железной дороге с управлением в Иркутске. Поэтому каких-либо документов о железнодорожной катастрофе 2 июня 1959 года в архиве Красноярской железной дороги нет. Мы сделали запрос коллегам в Иркутск. И нам ответили, что вся информация об этой трагедии в 1959 году была передана в КГБ.

Денис КАШИН, начальник службы корпоративных коммуникаций Красноярской железной дороги

 

Важно!

Таблички вот с этими фамилиями остались на оградке братской могилы:

Алёшина Галина Лукьяновна, 1946 г. р.

Шугаева К.П., 1929 г. р.

Шугаев В.П., 1948 г. р.

Иванова У.Я., 1900 г. р.

Ниминущая(?) Г.С., 1936 г. р.

Малигловко Анатолий, 1947 г. р.

Хотеев Юрий, 1945 г. р.

Луппо Виктор, 1940 г. р.

Красильников Владимир Михайлович, 1911 г. р.

 

Выжившие после катастрофы

Вспоминают очевидцы крушения поездов 1959 года на станции Минино.

Сегодня мы удивляемся, почему вокруг столько аварий и катастроф, в которых калечатся и гибнут люди. Мол, в советское время такого не было. Кто-то даже мечтает его вернуть — пусть очереди за колбасой и сахар по талонам, зато спокойно и безопасно. Но это миф — на самом деле, серьёзные происшествия были всегда. Просто в советское время все мы жили, будто в «розовых очках». Государственная система была выстроена так, что в глазах народа, а больше — в глазах Запада, у нас было всё окей: не падали самолёты, не тонули корабли и не сталкивались поезда. Цензура не давала просочиться на страницы прессы и в людские умы ни одной «плохой» новости. А люди, становившиеся очевидцами тех или иных событий, порочащих СССР, были вынуждены эту тайну вместе с болью носить в себе много лет. Но рано или поздно тайное становится явным.

В «АиФ на Енисее» (№ 22 за 3 июня 2013 года) в материале «Катастрофа, которой нет» мы рассказали о самой крупной за всю историю Краснояркой железной дороги катастрофе, унёсшей жизни более 50 человек, часть из которых были дети (они возвращались с пионерского слёта). После выхода статьи в редакцию позвонили десятки человек: участники, пострадавшие и их родственники, ликвидаторы. Благодаря этим людям нам удалось восстановить события 2 июня 1959 года буквально по минутам.

Пострадали за прогресс

Одним из первых позвонивших был Моисей Абрамович ШТУЛЬМАН. Ему 85 лет, он действующий кандидат технических наук. В 1959 году Моисей Абрамович исполнял обязанности начальника дистанции сигнализации и связи Красноярской железной дороги. В его ведении находились все системы сигнализации связи — от станции Красноярск до станции Чернореченская. Несмотря на солидный возраст, он прекрасно помнит события тех лет.

— Я одним из первых прибыл на место аварии, — рассказывает Моисей Абрамович. — Меня вызвали на восстановительный поезд, но я на него опоздал, взял мотоцикл и примчался раньше поезда — тот застрял на путях, где уже образовалась пробка. Когда подлетел к месту аварии, ещё взрывались цистерны, горели люди… картина страшная. В первую очередь добрался до светофора. Вижу — рельсов нет, впереди пустое пространство, а светофор как горел зелёным, так и горит. Пока одни разбирали завалы, другие начали расследовать причины аварии. Опломбировали релейные шкафы, взяли под стражу старшего электромеханика. Меня тоже арестовали: видимо, я был нужен для расследования причин аварии. Впоследствии допрашивали несколько часов подряд без перерыва. Меня спасло то, что я ежемесячно выезжал на станцию Кача, где дислоцировался строительно-монтажный поезд, и проводил инструктажи. Рассказывал, что такое автоблокировка, что такое высоковольтная линия и т. д. Когда после шести часов допроса меня попросили доказать это, я ответил, что есть журнал, в котором всё зафиксировано. Журнал изъяли, и я превратился из обвиняемого в свидетели.

Почти сразу стало ясно, что причина катастрофы — ложно-разрешающие показания предупредительного светофора. В 1959 году Красноярская железная дорога впервые в мировой практике с паровой тяги переводилась на электротягу переменного тока. До этого применялась электротяга только на постоянном токе. Переключения систем сигнализации проводилось без перерыва в движении поездов, можно сказать, прямо «под колёсами». Такого не было нигде в мире. Электротяга постоянного тока подразумевает 3 000 вольт между рельсом и контактным проводом. При таком напряжении по рельсам и контактному проводу протекает большой ток, и получаются большие потери. При электротяге переменного тока между контактным проводом и рельсом уже 27 000 вольт, потребление тока уменьшается в 9 раз, потери тоже меньше, также экономится медь — стратегический материал. Чтобы внедрить систему переменного тока, нужно было реконструировать все устройства сигнализации и связи, а вместо воздушной линии проложить подземный кабель. Для этого вдоль всех путей делалась просека — выкорчёвывались деревья. Именно во время этих работ на станции Минино бульдозерист уронил дерево на высоковольтную линию автоблокировки. Провод напряжением 6 000 вольт упал на сигнальные провода, произошло прожигание сигнального механизма, и он застрял в положении зелёного, разрешающего сигнала.

На эту трагедию тогда съехалось много московских начальников: заместитель министра путей сообщения, главный инженер главка сигнализации и связи, учёные из Томского железнодорожного института. Тогдашний председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Николай Николаевич Органов заявил: «Бульдозериста не судить, а судить его руководителей». Ведь, по сути, бульдозерист — это чеховский «злоумышленник» — он не ведал, что творил.

1 комментарий
  1. Ответить Дмитрий Голованов 22.12.2013 в 00:23

    Какие-то обрывочные слухи об этой катастрофе помню с детства… С годами и они как-то стёрлись из памяти. А ведь были и другие катастрофы в нашем городе и крае о которых упорно хранится молчание. На том же заводе цветных металлов, была ещё трагедия во время открытия одной из Спартакиад. Об этом нужно знать и помнить, чтобы такое не повторялось. Огромное спасибо Светлане за то, что она, насколько это возможно, попыталась восстановить те страшные события!

Оставить отзыв