Имя Розы

  • Конкурс Красноярские перья 2014
  • Номинация «Дебют года»

Роза Яруллина, создатель и директор икшурминского центра ремесел «Домострой» – человек, о котором хочется говорить громко, с пафосом, пусть даже и цитатами из бессмертного романа Эко.

Эта замечательная женщина живет в маленьком татарском селе Икшурма на севере края, но имя Розы знают не только в Пировском районе. Она из тех, кто продолжают делать этот мир лучше, несмотря на бюрократические препоны, непонимание и откровенное злорадство окружающих и бесконечные финансовые трудности.

А песен не будет?

В Икшурму группа северного пула, в рядах которой находились и мы, журналисты «ГиГ», отправилась без особого рвения. Шел второй день пресс-тура по Красноярскому краю «Енисей.РФ», и представители СМИ уже вдоволь насытились задорными песнями у сельских администраций, насмотрелись на энергичные танцы местной самодеятельности, а в отдельном случае даже поаплодировали главе района за пресс-конференцию по настоянию строгой дамы из отдела по связям с общественностью.

Журналисты — они такие журналисты… Одним словом, удивить нашу братию сложно. В маленькой маршрутке да под песни шансона (презент от водителя) сотрудница районного отдела культуры Жанна постаралась в красках и эмоциях донести до нас предварительную информацию об очередном уникальном человеке Пировского – Яруллиной из Икшурмы. В ответ мы дружно покивали — мол, ага. Поем и пляшем. Пляшем и поем…

Но вопреки ожиданиям в маленьком татарском селе нашу группу встретили без салютационной стрельбы и пространных приветствий.

«Здравствуйте, пройдемте за мной, сейчас все вам покажу-расскажу», — деловито произнесла немолодая женщина: энергичная, активная и словоохотливая. Розе — 65, но идей и планов у пенсионерки (по паспорту!) вагон и маленькая тележка. Все они касаются ее любимой Икшурмы, и пиар-кампании Пировского района.

Детище Яруллиной

«Домострой» находится в здании бывшего детского сада и начальной школы. 8 лет назад Роза буквально спасла это помещение от запустения: оббила несчетное число порогов, обошла десятки кабинетов начальников всех мастей, и, в конце концов, обосновала здесь свой центр. Словно в подтверждение рассказа женщины в пяти метрах от «Домостроя» доживает свой век разрушенное донельзя другое здание.

— Хотела и его к жизни вернуть, но силенок и возможностей не хватило,- грустно констатирует Роза. — Как подумаю, что и наша участь могла быть такой же, даже страшно становится!

Мы поднимаемся по скрипучим лестницам обжитого и уютного «Домостроя». На полу самосвязанные ковровые дорожки, а побеленные стены украшают работы воспитанников: картины, вышивка, плетение. Малыши шумно спешат с одного занятия на другое, дружно и громко здороваются с нами по-русски, а с Розой по-татарски.

— Я их этому специально не учила, — сразу опережает навязчивые вопросы СМИшников директор.- Просто детки хотят мне сделать приятно.

Пока мы перетекаем из комнаты в комнату, центр живет своей привычной жизнью. Никто специально для журналистов школьников со всей деревни сюда не пригонял, в крошечных классах идут занятия по расписанию. И хотя от нашего присутствия с парой-тройкой диктофонов в руках детям немного не по себе, они с нескрываемым удовольствием продолжают лепить, валять и аккуратно вырезать какие-то фигурки из бумаги. Мы делаем несколько фотоснимков, теребим по-смешнючему напряженные от работы затылки и тихонько выходим в коридор. Творчеству мешать – преступление!

«Домострой» — это не только ремесленная мастерская и школа искусств. Помимо творческого развития Роза и ее команда занимаются в центре социализацией своих воспитанников. Но учреждение относится к культурным, поэтому заявленную линию выдерживать необходимо. В частности постоянно создавать и реализовывать соответствующие проекты.

Пировские жемчужины

Последний из них – однодневный туристический маршрут «Пировские жемчужины», дополнение к паломническому маршруту Красноярск-Енисейск.
— У нас есть старинная православная церковь, — поясняет Яруллина. — Далее по маршруту предполагается наш «Домострой» — тут и национальную кухню накроем, и мастер-классы проведем, и татарский быт покажем. Потом в Бельское — там есть могила и памятник русскому революционеру Буташевичу-Петрашевскому. Есть что посмотреть!

Для туристов, которые захотят провести в селе и его окрестностях несколько дней, прямо в центре обустроены две маленькие уютные гостевые комнаты. Яруллина демонстрирует журналистам апартаменты, не скрывая гордости. С любовью взбивает огромные подушки, украшенные татарской вышивкой, дает потрогать самотканый ковер с национальным рисунком, что висит на стене, стучит кулачком по деревянному помосту кровати, показывая, что все здесь настоящее, добротное и экологически чистое.

К самому маршруту уже снят профессиональный видеоролик – трейлер, объекты давно ждут оваций, экскурсии досконально продуманы, свеженапечатанные буклеты сложены аккуратной стопкой. Но до приезда долгожданных гостей осталась еще одна часть, самая неприятная, но, к сожалению, обязательная – бюрократические формальности.
— Я всю эту волокиту с документами просто ненавижу, — в сердцах признается Роза. – Но иначе никак. Центр существует исключительно на средства грантов, а просто так денег никто не даст.

В тьму-таракань за 6 тыщ

Каждый год Яруллина вместе со своими сотрудниками готовит и защищает новые проекты. В 60-летнем возрасте она сама освоила компьютер, Интернет, научилась ориентироваться в специализированных программах. Кстати, на все заявленные 12 проектов центра финансирование было получено!

В прошлом году «Домострой» вышел на федеральный уровень: выиграл конкурс Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

— Главная цель – создание площадки комплексной поддержки приемного родительства, — рассказывает Роза о своем самом масштабном проекте, рассчитанном на два года. — Многие приемыши в селе – дети коррекционные. Родители не смотрят, каких детей берут, и уже за одно это можно простить им все ошибки, какие бывают в любой семье. Детки растут в нормальном окружении и не замечают за собой каких-то отклонений. На первый взгляд, все вроде бы хорошо, но таких малышей необходимо корректировать. Причем постоянно. Вот это мы и стараемся делать. Организуем совместное творчество родителей и детей, плюс оказываем психологическую помощь.

Для этого в Икшурму пригласили психологов из красноярского Института семьи, причем это не зеленые выпускники педовского психфака, а серьезные люди с медицинским образованием. Пригласить-то пригласили, да только согласились те не сразу.

«За 6 тыщ рублей да в тьму-таракань? — удивились специалисты. — Не поедем!»

Тогда Роза сама отправилась в Красноярск, где поговорила с психологами лично и популярно объяснила, что заплатить больше просто не в состоянии, грантовая программа не позволит. Рассказала она им и про Икшурму, и про детей приемных, про центр. Теперь спецы готовы чуть ли не даром в далекую деревню ехать. Заразились от Яруллиной энтузиазмом!

Из Ашхабата в Икшурму

Роза хоть и татарка, но родилась и выросла не в Икшурме. Она вообще раньше не имела никакого отношения к культуре, а была ученым — кандидатом химических наук в Ашхабате. На вопрос, какого лешего она оказалась в Сибири, Роза отвечает коротко, но емко: «Выжить надо было».
— У меня в Туркмении все было, я уже писала докторскую монографию, — вспоминает женщина. — А потом познакомилась с будущим мужем, он большой ученый-физик, переехала к нему в Красноярск, дурочка… Муж был гений, но жить с гениями невозможно. Я не смогла! К тому же работы для меня в Красноярске не нашлось подходящей – в 90-е наука никому не нужна стала. Тогда я взяла 4-летнюю дочь и уехала в Икшурму, 22 года назад это было. Когда приехала, думала только, как бы прожить с ребенком!

Активная и инициативная женщина-ученый работу в деревне нашла быстро. 15 лет Яруллина проработала директором в местной школе. Эти годы всегда вспоминает с нежностью и любовью. Бывшие ученики до сих пор пишут ей, звонят, приезжают в гости. Но наступило время, когда Яруллина поняла — школу пора оставлять молодым. А сидеть сутками у телевизора и щелкать семечки на скамейке — это не про неугомонную Розу, и она занялась созданием «Домостроя». К тому времени в селе уже повелось брать приемных детей, сейчас больше половины юных икшурминцев – русские девочки и мальчики, воспитываемые татарскими семьями. Поэтому когда женщина открывала центр, стремилась продолжить дело, начатое еще в школе — адаптацию и социализацию приемных детей. И это у нее получилось.

Без запудривания мозгов

Русские дети, пожив немного в Икшурме, начинают легко говорить и петь по-татарски. Роза еще директором строго следила, чтобы ребенку не навязывали насильно веру, чужую культуру или язык. Для нее это дело принципа. Поэтому когда в село пришли баптисты и предложили открыть детский центр, Яруллина решительно им отказала.

— Я не допущу религиозного давления на наших детей, — уверяет женщина. – Какими бы хорошими делами эти люди не прикрывались. Детские праздники – всегда, пожалуйста, но только без религиозной пропаганды и запудривания мозгов. Дети к той или иной вере должны приходить сами, повзрослев, осознанно.
После этих слов директор центра представила журналистам скромную девушку.
— Вот Олеся, например, наша сотрудница. Она русская. Училась у меня в школе, приемная девочка с лесосибирского интерната. После 11 класса выскочила замуж на местного мальчика, татарина, двоих деток родила. Теперь еще и учиться пошла в библиотечный техникум. Здесь все ее очень любят, особенно, семья мужа. А как она готовит татарские блюда… М-м-м, пальчики оближешь!
Олеся слушает нас молча: улыбается и кивает головой в знак согласия. На девушке татарский фартук и национальный головной убор. Одним словом, настоящая татарка.

Это казалось мечтой

Работа с детьми в Икшурме не пустой звук — результаты налицо. С тем же ЕГЭ в сельских альма-матер картина печальная, некоторые пострелы к 12 годам учебники и в глаза не видели. Но между тем, когда в школе очередной раз взялись делать анализ успеваемости, оказалось, что учебному заведению не хватило всего 0,6 балла, чтобы получить миллион рублей по результатам ЕГЭ. Крутой скачок! Но главное даже не это.

Самое страшное, признается Роза – дальнейшая судьба выпускников. Пока они учится в школе, то все хорошо – дети накормленные, одетые, дружат, ссорятся, носятся себе по улицам. Но эта безмятежность только до 18 лет. А дальше наступает она, самостоятельная взрослая жизнь. Со своими законами, соблазнами, искушениями. Многие спиваются, идут в криминал или просто бездельничают, садясь на шею своим немолодым родителям. Такое встречается сплошь и рядом. А вот в Икшурме картина иная.

— Все у нас хорошо! – уверяет Яруллина. — Вы только не подумайте, что я приукрашиваю: проблем – море. Но такого дикого, как наркота, пьянство, воровство – этого нет. Понимаете, у нас почти все семьи многодетные, у них огромный опыт в воспитании детей. И это бесценно! Младшие тянутся за старшими. Так же и наш «Домострой» — всего лишь один из примеров, как можно жить и чем заниматься. Конечно, не все наши воспитанники станут мастерами. Да и не эту цель мы преследуем. Как минимум, наши дети научатся усидчивости, которой так не хватает сельским ребятишкам. А есть ли результат в нашей работе, выясняется не за год и не за два. Для этого нужно время. Но я тут уже давно и могу сказать точно – подвижка и динамика наблюдается. Наши детки стали чаще поступать в техникумы, штурмовать вузы. Многие остаются в селе, создают семьи, работают на земле. А ведь все это для нас когда-то казалось недостижимой мечтой. Мечты сбываются!

Просто надо что-то делать!

На этой позитивной ноте можно было бы поставить жирную точку. Мол, все-то у Яруллиной спорится: проблем нет, идеи фонтанируют, чиновники радостно открывают перед ней все двери. Лепота, да и только! Но Жанна, сопровождавшая журналистов в поездке, рассказала нам и про другую сторону луны: не для записи, а в душевной беседе за чашкой татарского чая с деревенским молоком.

В свое время Яруллина подвергалась крутым репрессиям со стороны местных властей, давили и гнобили ее долго и упорно. Ведь такие, как Роза, — с собственным мнением, бесконечными инициативами, гордые и несгибаемые – вечно неугодны сильным мира сего. Но Яруллина не сломалась, дело свое сумела сохранить, а когда совсем накипело, то обидчикам своим ответила: «Если я уйду, вы сами будете просить прощения и уговаривать меня вернуться».

Предсказание смелой женщины сбылось. Чиновники ошибки свои признали и прощения у Розы попросили, правда, не сами – не царское это дело, а отправили к ней нашу рассказчицу Жанну. После этого о добрых начинаниях Яруллиной услышали далеко за пределами района, у нее появились покровители, и женщину оставили в покое. Да и власть в районе уже давно сменилась, а нынешняя свою землячку во всем поддерживает.

Прощались мы с хозяйкой «Домостроя» по-родственному тепло. Во дворе играли дети: размять косточки и побегать на перемене – святое дело. Роза Яруллина стояла у распахнутой калитки, наблюдала за тем, как пресса намеревается грузиться обратно в маршрутку, и, щурясь на солнце, желала творческих успехов. Удержаться от нахлынувших эмоций оказалось непросто — журналисты по очереди обнимались с Розой, говорили ей высокие слова про миссию и долг перед человечеством, от которых по коже бежали мураши, и дрожали голоса.

— Ой, девочки, мне уже ни лавров, ни фанфаров не надо, — улыбалась в ответ женщина. — Я свою жизнь перекатила. И не миссия это вовсе. Просто, пока живешь и руки-ноги-голова работают, надо что-то делать. А вы лучше приезжайте в гости еще и всем о нас расскажите!

Опубликовано на сайте газеты «Город и горожане» 1.07.2014 г.

 

Дайте оценку материалу:

Имя Розы
5.0 Шкала баллов
раскрытие темы 5
язык, подача 5
оригинальность 5
Нет комментариев

    Оставить отзыв